Поклажедатели поневоле Петров Игорь, Константин Исаков Поклажедатели поневоле При осуществлении международных перевозок товаров систематически возникают ситуации, когда представители таможенного органа РФ, находящегося в пункте пропуска через границу, принимают решение о необходимости проведения фактического контроля в форме таможенного досмотра товаров и транспортных средств. При этом, если предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства, по решению должностного лица таможенного органа досмотр проводится на складах временного хранения (далее - СВХ). Такие процедуры неизбежно влекут потерю времени, а также финансовые затраты перевозчиков, экспедиторов и грузополучателей, иногда значительные. Давайте посмотрим, насколько существующая практика соответствует нормам действующего таможенного и гражданского законодательства. Поклажедатели поневоле 11 Декабря 2009 При осуществлении международных перевозок товаров систематически возникают ситуации, когда представители таможенного органа РФ, находящегося в пункте пропуска через границу, принимают решение о необходимости проведения фактического контроля в форме таможенного досмотра товаров и транспортных средств. При этом, если предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства, по решению должностного лица таможенного органа досмотр проводится на складах временного хранения (далее - СВХ). Такие процедуры неизбежно влекут потерю времени, а также финансовые затраты перевозчиков, экспедиторов и грузополучателей, иногда значительные. Давайте посмотрим, насколько существующая практика соответствует нормам действующего таможенного и гражданского законодательства. Начнем с вопроса о том, кто помещает товар на СВХ и почему. В соответствии с п.5 ст. 362 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), проверка товаров таможенными органами может осуществляться только в зонах таможенного контроля. О случаях помещения товаров на СВХ по инициативе таможенного органа говорится в ст. 118 ТК РФ (помещение товаров, запрещенных к ввозу; товаров, изъятых или на которые наложен арест при проведении специальной таможенной ревизии; товаров, незаконно ввезенных в РФ, и обнаруженных таможенными органами на таможенной территории РФ). Здесь законодатель прямо предусматривает возмещение затрат по хранению этих товаров владельцам СВХ за счет лиц, действия которых, так или иначе, способствовали нарушению таможенных правил. Также о праве таможенных органов принимать решение о принудительном помещении транспортного средства на территорию СВХ или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, речь идет в ст. 410 ТК РФ. Решение о направлении на СВХ допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему транспортным средством. В ситуациях, не подпадающих под действие вышеуказанных статей, международные автомобильные перевозчики по существу становятся заложниками правовой неопределенности. Когда каждая из сторон правоотношений: перевозчик - владелец СВХ, опираясь на законодательство, отстаивает свою правовую позицию и свои экономические интересы. Платить или не платить за хранение на территории СВХ транспортного средства с товаром, находящимся под таможенным контролем, и оплачивать ли погрузочно-разгрузочные работы, производимые на СВХ в связи с досмотром? Следует разграничивать ситуации помещения товара на СВХ. В одних случаях эти действия осуществляются по прямому властному предписанию таможенного органа с целью проведения досмотра. В других случаях это осуществляется как завершение перевозки. В этом случае, инициатором помещения товара на СВХ является перевозчик. Второй вопрос, - по каким основаниям, и в каком порядке транспортные средства и товары помещаются на СВХ. ТК РФ не содержит оснований для проведения досмотра именно на СВХ, а не в какой-то другой зоне таможенного контроля. Об основаниях и порядке помещения транспортных средств и товаров на СВХ говорится в Инструкции (далее - Инструкция) о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории РФ автомобильным транспортом, утвержденной приказом ГТК РФ от 18.12.2003 № 1467. Согласно п.6 вышеназванной Инструкции, уполномоченные должностные лица таможенных органов вправе применять такую форму таможенного контроля как таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены перевозчиком в пределах установленных Инструкцией сроков (не более 10 минут, п.10), уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано запросить недостающие документы и сведения в произвольной письменной форме для представления в пределах срока, установленного статьей 103 ТК РФ (срок временного хранения товаров, как правило - до двух месяцев). При этом по желанию перевозчика товары и транспортные средства могут быть: подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров; размещены на отдельной площадке в зоне таможенного контроля, расположенной на территории автомобильного пункта пропуска, для представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение текущей рабочей смены (срок не более 8 часов). При отсутствии возможности размещения товаров и транспортных средств на отдельной площадке в зоне таможенного контроля, расположенной на территории пункта пропуска, или невозможности представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение текущей рабочей смены, они могут быть по решению перевозчика: помещены под таможенным наблюдением на СВХ, расположенный в непосредственной близости от пункта пропуска; вывезены за пределы таможенной территории РФ. На этапе приема и регистрации сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо таможенного органа может принять решение о необходимости проведения фактического контроля в форме таможенного досмотра товаров и транспортных средств, но только при наличии следующих оснований (п.15 Инструкции): письменное обращение перевозчика или лица, осуществляющего перемещение товаров, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров; ввоз товаров, необходимость проведения таможенного досмотра которых установлена профилями риска. По иным основаниям проведение таможенного досмотра на этапе приема и регистрации сообщений о прибытии не допускается. Решение о необходимости проведения досмотра принимается путем выдачи поручения на досмотр. Уполномоченные должностные лица обязаны проводить таможенный досмотр в следующих местах: в автомобильном пункте пропуска или в зоне таможенного контроля и на СВХ автомобильного пункта пропуска (в случаях, когда предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства); на СВХ, расположенном в непосредственной близости от пункта пропуска; на СВХ, расположенном в ближайшем приграничном населенном пункте (в случаях, когда предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства и в пункте пропуска отсутствует СВХ или зона таможенного контроля, оборудованная для выгрузки товаров). Таким образом, в соответствии с Инструкцией, по инициативе таможенного органа товары досматриваются на СВХ, только если предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства и, кроме того, в пункте пропуска отсутствует зона таможенного контроля, оборудованная для выгрузки товаров. Если такая зона имеется, направление на СВХ не является обязательным. На этапе помещения товаров под процедуру внутреннего или международного транзита уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет, в частности: проверку возможности идентификации товаров; выявление рисков, содержащихся в доведенных профилях рисков, и применение указанных в них форм таможенного контроля; проведение в случаях, установленных ТК РФ и нормативными правовыми актами, таможенного осмотра транспортного средства либо на основании поручения, выданного по установленной форме при наличии оснований (по инициативе таможенного органа - только ввоз товаров из профилей риска), - таможенного досмотра. Вышеуказанное поручение не является поручением должностного лица таможенного органа перевозчику, грузополучателю либо владельцу СВХ. Это поручение одного должностного лица таможенного органа другому должностному лицу таможенного органа. Из данного поручения формально не вытекает никаких обязанностей перевозчика, грузополучателя или владельца СВХ. Вместе с тем, в форме поручения на досмотр, установленной Приложением №1 к Распоряжению ГТК РФ № 689-р от 18.12.2003, имеется такая графа: \"место таможенного досмотра\" (вид склада, номер свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения либо иное место нахождения товаров). В соответствии с Приложением №2 к данному Распоряжению, в этой графе, если досмотр производится на СВХ или таможенном складе, указывается вид склада, номер свидетельства, либо иное место нахождения товаров. Согласно положениям части второй ст.389 ТК РФ перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций с товарами, которые он перевозит, и (или) с транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу. Следовательно, в случае выдачи поручения на досмотр товаров на СВХ, когда транспортное средство и товар находятся в пункте пропуска, такое поручение воспринимается перевозчиком как обязательное для выполнения в части перемещения транспортного средства с грузом на СВХ и предоставления возможности для досмотра. Таким образом, никакого нарушения таможенного законодательства еще не выявлено, однако возникает необходимость осуществления действий, влекущих как финансовые затраты, так и затраты времени. Отказ владельца СВХ (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается (п.3 ст. 108 ТК РФ). Владелец СВХ, в частности, обязан обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на СВХ либо на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля (п.1 ст. 112 ТК РФ). Таким образом, у владельца СВХ имеется обязанность принять на хранение транспортное средство и товар. Но возникает вопрос, а вообще необходимо ли в данной ситуации формально (документально) помещать транспортное средство и товар на хранение? Перевозчик не имеет такой цели и такой потребности. Речь идет об использовании технических возможностей СВХ для проведения досмотра, и постольку, поскольку в зоне таможенного контроля в пункте пропуска такие технические возможности отсутствуют. Для проведения таможенных операций владелец СВХ обязан предоставлять свои площади таможенным органам на безвозмездной основе. Вместе с тем, отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Возникает ситуация, когда и владелец СВХ (в силу закона), и перевозчик (в силу наличия поручения на досмотр), вынуждены вступать в правоотношения и заключать договор хранения товара и транспортного средства. Владелец СВХ размещает на складе товар и транспортное средство, и, руководствуясь положениями гражданского законодательства (ст. 887 и ст. 907 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ) заключает с перевозчиком (как правило - водитель транспортного средства) договор в простой письменной форме, предусматривающий уплату вознаграждения за хранение (ст. 896 ГК РФ). При этом необходимо понимать, что в подавляющем числе случаев у водителя транспортного средства вообще отсутствуют полномочия для заключения такого договора. В соответствии с п.13 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров (приложение к Приказу ГТК РФ от 03.09.2003 № 958), владелец СВХ приступает к исполнению своих обязанностей, предусмотренных статьей 112 ТК РФ, после приема-передачи товаров (проставления отметки о принятии товаров на хранение в виде оттиска штампа приема-передачи или подобной отметки, свидетельствующей о принятии товаров на хранение, заверенной подписями представителей сторон с указанием даты передачи товаров на хранение). Как сказано выше, в случае помещения транспортного средства с товаром на СВХ исключительно на время и в целях досмотра, во всяком случае, если досмотр проводится в течение одного дня, никакой необходимости заключения такого договора нет. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав; регулирует договорные и иные обязательства, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется (ст.1 и ст.2 ГК РФ). В данном случае речь не идет о властном подчинении одной стороны другой (перевозчика и владельца СВХ), хотя оба фактически принуждаются к заключению договора. Свобода договора предполагает установление размера вознаграждения за оказанную услугу по соглашению сторон. Таким образом, даже заключая договор хранения, перевозчик не имеет обязанности заключать договор на условиях, предлагаемых владельцем СВХ, если его не устраивает цена. Перевозчик вправе предложить владельцу СВХ снизить цену предоставляемых услуг, хотя бы на том основании, что фактически не перевозчик, а таможенный орган является инициатором помещения товаров на СВХ. Кроме того, выгрузка товаров и иные работы, необходимые для проведения таможенного досмотра товаров, могут не входить в предмет договора, заключаемого перевозчиком с владельцем СВХ. После физического помещения транспортного средства и товара на СВХ и, тем более, после проставления соответствующих отметок о принятии товаров и транспортных средств на СВХ, ответственность за них начинает нести СВХ. Перевозчик не является лицом, заказывающим разгрузочные работы. В соответствии с положениями ст. 389 ТК РФ, по требованию таможенного органа декларант, владелец СВХ, владелец таможенного склада, таможенный брокер или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, перегрузку, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций с товарами, которые он перевозит, и (или) с транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу. После документального принятия транспортного средства и товара на склад владельцем СВХ требования таможенного органа по проведению вышеуказанных операций с товарами могут быть адресованы владельцу СВХ. В силу договора перевозки перевозчик несет ответственность за товары перед владельцем груза и может, а если необходимо, - должен присутствовать при досмотре. Перевозчик может разделить с владельцем СВХ возникающие из-за выгрузки товара расходы, но не обязан это делать. Теперь о сроках всех вышеуказанных процедур. Решение о необходимости проведения таможенного досмотра должно быть принято на этапе приема и регистрации сообщения о прибытии уполномоченным должностным лицом таможенного органа в пределах срока, установленного для приема и регистрации сообщения о прибытии (не более 10 минут). Таможенный досмотр осуществляется в срок не позднее 24 часов рабочего времени с момента принятия решения о его проведении (п.16 Инструкции). Разрешение на внутренний таможенный транзит (далее - ВТТ) выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 ст.80 ТК РФ, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации. Транзитная декларация принимается таможенным органом в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям (п.4 ст.80 ТК РФ). Иногда таможенные органы продлевают сроки проверки товаров, ссылаясь на положения статей 152 и 359 ТК РФ. В ст.152 ТК РФ говорится, что таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п.2 ст.359 ТК РФ. В п.1 ст.359 ТК РФ говорится, что при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представленных в таможенный орган, а также проверка товаров в целях соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров, должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Кодексом установлены более короткие сроки. Согласно п.2 данной статьи, таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары. На практике таможенный орган предлагает произвести вышеуказанные действия с товарами перевозчику, а иногда и грузополучателю (например, с использованием факсимильной связи). Однако, в ст.152 ТК РФ речь идет таможенной процедуре выпуска товаров, т.е. возможности пользоваться этим товаром, а не о действиях с товарами при прибытии в пункте пропуска или при помещении их под процедуру ВТТ. В отличие от ст.152 ТК РФ, положения статьи 80 Кодекса не содержат оговорки о возможности продления установленного срока (не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации), в том числе, в соответствии с п.2 ст.359 ТК РФ. Более того, как сказано выше, разрешение на транзит выдается в этот срок независимо от того, убедился таможенный орган в соблюдении условий, или нет. В п.1 ст.359 ТК РФ говорится о трех рабочих днях, а в ст.80 Кодекса, - о трех днях. Это разные сроки. Таким образом, законодателем не установлено возможности продления срока выдачи разрешения на ВТТ. Как представляется, потому, что речь идет о пункте пропуска, где недопустимо затягивать процесс перемещения товаров и транспортных средств, а также потому, что перевозчик не в состоянии проводить с товарами операции, о которых речь в п.2 ст. 359 ТК РФ. Подводя итог вышесказанному, отметим следующее. 1. ТК РФ не устанавливает случаев, когда перемещаемые товары и транспортные средства в пункте попуска должны досматриваться только на СВХ. 2. По существующей практике, на СВХ транспортные средства и товары помещаются перевозчиком, а не таможенным органом, и именно перевозчик несет расходы по их хранению, но только и в случае заключения договора с владельцем СВХ. 3. В соответствии с поручением на досмотр перевозчик обязан физически доставить транспортное средство и товар на СВХ, но не обязан заключать с владельцем СВХ договор хранения, если перевозчика не устраивают условия такого договора. А вот владелец СВХ обязан заключить договор в силу закона. 4. После документального принятия владельцем СВХ транспортного средства и товара на хранение именно владелец СВХ становится лицом, уполномоченным совершать с товарами разгрузочно-погрузочные работы по требованию таможенного органа. Перевозчик обязан способствовать таким работам. 5. Таможенные органы обязаны выдать разрешение на транзит в трехдневный срок, вне зависимости от того, успели они произвести таможенный досмотр, или нет. И последнее, что хотелось бы добавить. Никакую ситуацию нельзя доводить до абсурда. Есть объективные потребности в проведении таможенных досмотров товаров в целях защиты интересов страны, и затраты на эти досмотры, по закону, несет не таможня. Петров Игорь, генеральный директор юридической компании \"Касто\" (Санкт-Петербург), Константин Исаков, юрисконсульт филиала АСМАП по Северо-Западному Федеральному округу России https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56605/ Возврат к списку
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию