Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Магазинная автоматизация Светлана Рагимова

Магазинная автоматизация Светлана Рагимова

Магазинная автоматизация 


Строить розничные сети в стране, растянутой на несколько часовых поясов, - ело нелегкое. В каждом регионе приходится сталкиваться со специфическими проблемами инфраструктуры и кадров. Тем не менее розница становится все более цивилизованной и технически продвинутой: компании повсеместно устанавливают централизованные системы автоматизированного управления, а некоторые даже стремятся к мировым стандартам в данной сфере. При этом проблемы, озвученные выше, не исчезают.

Особенность розничных сетевых компаний состоит прежде всего в централизованной системе управления и географически распределенной структуре. Централизация необходима для эффективного управления в российских реалиях. Если отдать бразды правления региональным офисам, из-за отсутствия контроля обязательно начнутся производственные сбои, отступления от общей стратегии развития и злоупотребления персонала. Именно поэтому ни одна из существующих в нашей стране розничных сетей не пошла по пути децентрализованного управления. Соответственно, если всем бизнесом руководит центральный офис, необходимо обеспечить быструю, без искажений и потерь, передачу данных на места. В связи с этим главной проблемой, которая возникает при автоматизации больших розничных компаний, оказывается отсутствие стабильных каналов связи.

Магазинная автоматизация

 

Строить розничные сети в стране, растянутой на несколько часовых поясов, - ело нелегкое. В каждом регионе приходится сталкиваться со специфическими проблемами инфраструктуры и кадров. Тем не менее розница становится все более цивилизованной и технически продвинутой: компании повсеместно устанавливают централизованные системы автоматизированного управления, а некоторые даже стремятся к мировым стандартам в данной сфере. При этом проблемы, озвученные выше, не исчезают.


Особенность розничных сетевых компаний состоит прежде всего в централизованной системе управления и географически распределенной структуре. Централизация необходима для эффективного управления в российских реалиях. Если отдать бразды правления региональным офисам, из-за отсутствия контроля обязательно начнутся производственные сбои, отступления от общей стратегии развития и злоупотребления персонала. Именно поэтому ни одна из существующих в нашей стране розничных сетей не пошла по пути децентрализованного управления. Соответственно, если всем бизнесом руководит центральный офис, необходимо обеспечить быструю, без искажений и потерь, передачу данных на места. В связи с этим главной проблемой, которая возникает при автоматизации больших розничных компаний, оказывается отсутствие стабильных каналов связи.

 

Разница розницы


Несмотря на то, что сейчас активно выстраиваются магистральные сети в регионах, до многих точек нашей страны быстрый Интернет еще не дошел и дойдет нескоро. В таких местах IT-директора розничных сетей вынуждены проявлять смекалку и придумывать оригинальные решения например, устанавливать спутниковые \"тарелки\" в каждом магазине. При этом приходится жертвовать рентабельностью. В отдаленных регионах зачастую средняя выручка точки продаж ниже, чем в центральных областях.

Но менеджмент крупных компаний понимает: чем раньше они выйдут в регион, тем больше получат в перспективе. Поэтому IT-департаменты оборудуют каждый магазин полным набором технических средств. Александр Сиркин, директор проектов департамента корпоративных систем управления компании IBS, рассказывает о первичных потребностях розничных сетей при автоматизации: \"Прежде всего необходимо обеспечить резервирование каналов.

Кроме того, архитектура системы должна предусматривать автономный режим работы магазинов и региональных офисов в случае отсутствия связи с центральным офисом\". Потому что покупатели ждать не будут, пока поступит директива из центра.

В случае, когда магазин находится очень далеко от центрального офиса, важно учитывать особенности, которые это накладывает на организацию поддержки информационных систем (ИС) и на специфику самих бизнес-процессов. \"Это также касается логистики - ряд логистических операций требует авторизации ответственного лица (например, менеджера по закупкам), которое находится в корпоративном центре, - рассказывает Сиркин. - Обойтись без такой авторизации, как правило, нельзя, но нужно предусмотреть перераспределение полномочий или назначение замещающих лиц и т. п, чтобы процессы не тормозились из-за того, что операции идут в одном часовом поясе, а согласующие лица находятся в другом\".

Сиркин рассказывает об этом, опираясь на реальный опыт: \"У одного нашего крупного заказчика в первые дни после запуска информационной системы управления в опытно-промышленную эксплуатацию мы столкнулись с ситуацией, когда в Красноярске не могли начать разгрузку машины с товаром. Чтобы оприходовать товар, нужно было получить одобрение транзакции от сотрудника в Москве, где в тот момент была еще ночь. В результате некоторое время (пока разделение полномочий и система поддержки не были отработаны) руководитель проекта по внедрению системы получал звонки с вопросами пользователей глубокой ночью и рано утром\".

Кто в лес, кто по дрова

Еще одна специфическая особенность розничных сетей, проявляющаяся при автоматизации бизнес-процессов, -разнородный состав оборудования, которое необходимо интегрировать с системами управления. При этом в рознице, как нигде, высоки требования к надежности и отказоустойчивости системы. \"Поэтому интегратор должен предусмотреть множество вещей, связанных с обеспечением долгосрочного функционирования и развития системы, включая подготовку персонала, сервисное обслуживание, расширения функциональности, возможности интеграции с новыми компонентами\", - считает Вадим Галимов, исполнительный директор компании \"Сервис Плюс\".


Конечно, такая работа требует от проект-менеджеров высочайшей квалификации и глубокого понимания, как устроен современный розничный бизнес. Кроме того, если розничная сеть активно развивается, IT-департамент обязан учесть этот фактор, чтобы ошибки при построении автоматизированной системы компании не тормозили весь бизнес в будущем. Генеральный директор консалтинговой компании \"Ди Си квадрат\" Александр Мартынюк считает, что, планируя развитие розничной сети, необходимо уделить особое внимание вопросам, связанным с обеспечением консалтинговой компании IT-непрерывности бизнеса.

То есть важно убедиться в готовности ИС к качественному и оперативному отклику на запросы пользователей. Кроме того, необходимо подготовить систему хранения данных к наращиванию объема данных, связанных с обслуживанием разных категорий клиентов, контролем за товаром, внутренними операциями; позаботиться о наличии отказоустойчивой инфраструктуры центров обработки данных и при необходимости инициировать строительство или аренду дополнительных центров обработки данных (ЦОД), рассчитанных на активное наращивание объемов бизнеса.

По мнению Мартынюка, если условие непрерывности сервиса является критически важным для розничной компании, должно быть предусмотрено несколько уровней.

Первый уровень - основные ЦОД, обеспечивающие поддержку бизнеса в штатном режиме функционирования.

Второй уровень - резервные ЦОД, работающие синхронно с основными ресурсами и принимающие на себя их нагрузку в случае проведения регламентных ремонтных работ, выхода из строя или замены.

Третий - удаленные ЦОД (Disaster Recovery Center), куда с заданной периодичностью копируются клоны или списки данных, которые могут быть извлечены в случае физического разрушения оборудования, размещенного на первых двух уровнях. В этом случае компания будет полностью застрахована от сбоев, проблем со связью, потерь данных или пауз в работе. Но такой подход оправдан, если речь идет о крупноформатных магазинах, с высокой рентабельностью. Потому что строительство своих собственных ЦОД, даже в регионах - дело долгое и дорогостоящее.

Людей на вас не хватает

Третья проблема, которая возникает при автоматизации розничной сети - катастрофическая нехватка кадров. Чем дальше от центра, тем сложнее найти на месте IТ-специалиста подходящей квалификации. Есть регионы, где трудно найти не то что специалиста с опытом работы в конкретной системе, а просто человека, который знает что-то, кроме Word и Excel. Вадим Галимов рассказывает: \"Руководство одной из крупных сетей в Северо-Западном федеральном округе приняло решение открыть полностью автоматизированный гипермаркет площадью более 5000 кв. м, который тут же стал самым большим в городе.

И сразу появилась проблема - в городе с населением 200 000 человек не было квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в таких крупных торговых центрах. В итоге сотрудники были набраны среди знакомых и родственников\". Служащих пришлось обучать работе с автоматизированной системой практически с нуля. Сейчас эта компания открыла еще несколько магазинов, которые успешно работают, используя функции автоматизации. \"Чтобы обучить специалиста, требуется время, - объясняет Сиркин. - Помимо всего, этого специалиста нужно удержать, иначе благодаря высокой квалификации он может быстро уйти в другую компанию на большую зарплату.

Поэтому необходима особенно гибкая система мотивации для квалифицированных IТ-специалистов\". Галимов отмечает и другую отечественную особенность: \"Еще одна, типично российская проблема, характерная и для розницы, - сопротивление со стороны персонала самому внедрению автоматизированной системы, поскольку повышение прозрачности, которое она дает, сильно ограничивает возможности злоупотреблений\". Впрочем, эти проблемы касаются не только розничных компаний, но и любого другого российского бизнеса.

Прозрачность не в почете

Российские розничные компании пока только начинают рассматривать западные, зачастую дорогостоящие решения для автоматизации своих бизнес-процессов. Подобных внедрений пока единицы. Например, компания \"Евросеть\" не так давно заявляла об установке системы на платформе SAP. Но, как часто бывает, эта система работает параллельно с почти безальтернативной для подобных компаний отечественной 1C. Тагир Яппаров, генеральный директор компании \"АйТи\", рассказывает: \"У большинства ритейлеров сейчас установлены отечественные торговые системы. Значительно реже используются системы собственной разработки, все уже давно подсчитали, что это очень дорогое удовольствие.

Часть розничных сетей модифицирует собственными силами какую-либо известную на рынке торговую систему. Зарубежные системы автоматизации торгового процесса использует пока меньшинство - на это в основном толкает подготовка к IPO\". С ним согласен и Вадим Галимов, который отмечает, что, несмотря на рост числа западных ритейлеров, который повлек за собой активное внедрение западных решений, на российском рынке автоматизации торговых предприятий преобладают отечественные разработки.

\"И это не случайно: ведь российские IT-компании могут предложить полнофункциональные решения, доступные по цене небольшим и средним розничным предприятиям, в том числе региональным, - объясняет Галимов. - Связано это с тем, что для среднего размера розничных компании и сетей, которые преобладают сейчас в России, факторы стоимости решения, срока внедрения и степени необходимых для этого реорганизаций процессов играют весьма значимую роль. Российские же разработки более полно отвечают этим критериям\". Кроме того, по словам 

Галимова, такие системы \"росли от рынка\", требований именно российских ритейлеров, что существенно облегчает их использование с необходимым функционалом. Вместе с тем растет и число решений, создаваемых российскими компаниями на базе западных ERP-систем.

Проникновение в ритейл

На нынешнем этапе развития инфраструктуры и технологий уже можно сказать, что в нашей стране сетевая розница автоматизирована почти везде. Другой вопрос: насколько удачно. \"Практически у всех автоматизированы фронт-офис, товарный учет и бухгалтерия, - рассказывает Яппаров. - Автоматизированные системы поддержания лояльности покупателей (скидки, начисление бонусов и др. ), хранилища данных, OLAP-системы -у большинства ритейлеров тоже не редкость. Очень много средств и усилий торговые сети тратят на обеспечение связи, системы защиты от краж и видеонаблюдение\".

С другой стороны, по словам Яппарова, такие процессы, как управление складом (WMS-системы), цепочками поставок и отношениями с поставщиками, управление поставками, основными средствами и персоналом, проектное, документооборот и бюджетирование - автоматизированы далеко не у всех. \"Процессы в российской рознице зачастую гораздо сложнее, чем за рубежом, - добавляет Яппаров. - А если не сложнее, то выполняются совершенно иначе.

Основных причин четыре - менталитет, обычаи делового оборота, качество связи и законодательство. Так, к примеру, во многих торговых сетях на Западе остатки считают лишь в центральном офисе, каналы связи позволяют передавать медиаконтент, а вместо фискальных рычагов давления большое значение имеет саморегуляция торговых организаций\". Именно по этой причине большинство западных систем автоматизации у нас не приживается и не может использоваться, считает эксперт. Галимов отмечает, что потребность в автоматизации возникает не только в столичном ритейле, но и в других крупных российских городах.

По его словам, сегодня такие системы, как автоматизация учета, устанавливают и небольшие сети, состоящие из нескольких магазинов, и отдельно стоящие торговые точки, работающие в \"прилавочном\" формате. \"Важным \"драйвером\" для региональных сетей, где и происходит основной рост, является возрастающая конкуренция со стороны крупных федеральных розничных операторов, а также желание повысить привлекательность своих торговых предприятий, оперативно реагировать на изменение спроса, оптимизировать бизнес-процессы, предоставлять покупателю дополнительные услуги\", - объясняет Галимов.

А крупные сети, по его словам, проявляют все больший интерес к аналитическим системам, ассортиментному планированию, управлению отношениями с покупателями.

Светлана Рагимова
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55599/ 

Возврат к списку

Рекламный блок

аудит логистика книги складские проекты бизнес-процессы