Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Собираем до 500 000 заказов в день через смартфон: как «ВкусВилл» использует мобильное приложение и роботов для повышения качества и скорости сборки заказов

Собираем до 500 000 заказов в день через смартфон: 

как «ВкусВилл» использует мобильное приложение и роботов для повышения качества и скорости сборки заказов



Однажды разработав собственное приложение для автоматизации доставки на «1С», «ВкусВилл» в течение пяти лет легко и быстро собирал заказы на складе.

До 2020 года через приложение поступало около 3 тыс. заказов в день, пока не прилетел «черный лебедь» в виде пандемии.

Многим компаниям, в том числе и «ВкусВиллу», пришлось срочно менять политику продаж.

В тот период переход покупателей в онлайн стал массовым.

Всего за два месяца IT-команда «ВкусВилла» при работе 24/7 разработала и запустила новое мобильное приложение для покупателей, а также приложения для курьеров и сборщиков, многие внутренние бизнес-процессы были адаптированы под онлайн-работу сервисов сети.

Сейчас в день через приложение обрабатывается как минимум 400 тыс. заказов.

Как использование мобильной платформы «1С» помогло организовать работу складов и дарксторов и какие сложности пришлось разрешить при запуске нового приложения – расскажем в этом кейсе. 


Фото: «Автомакон»


Торговая сеть «ВкусВилл» основана в 2009 году и занимается продажей натуральных продуктов для здорового питания.


Сеть «ВкусВилл» сейчас:
более 1900 магазинов по всей стране;
более 160 дарксторов (распределительные центры обслуживания интернет-заказов);
количество сборщиков – 9200;
количество собственных курьеров – 16 000;
количество заказов в сутки – 350 000. 

В 2023 году открылось более 170 магазинов, доля онлайн-продаж составила более 50%, более 50 млн заказов было доставлено курьерами сети, около 2000 компаний воспользовались услугами «ВкусВилла» для бизнеса.


От ручного труда к роботам: революция в управлении логистическими операциями «ВкусВилла»


В 2015 году розничная сеть претерпела значительные изменения – резко ускорились темпы открытия новых магазинов, что привело к расширению ассортимента и увеличению складских площадей и персонала.

На тот момент практически все операции, в том числе и складские, осуществлялись в основном вручную: задания принимались на бумаге, сотрудники бегали по складам или непосредственно в магазинах и собирали заказы.

При этом практически все магазины небольшие по площади, поэтому часто возникали ситуации, когда товара не было в необходимом количестве. Человеческий фактор оказывал сильное влияние – задания выполнялись с задержками и ошибками, отмечался высокий процент пересортицы.

Склады работали круглосуточно при очень сжатых сроках сборки и отгрузки.

Ситуация осложнялась еще некоторыми особенностями «ВкусВилла» – около 70% позиций относятся к свежим и ультрафреш-продуктам, которые не хранятся на складе и должны быть уже утром доставлены в магазины. 


Поэтому уже в 2016 году «ВкусВилл» предпринял шаги по оптимизации своих складских процессов.

Для реализации этого масштабного проекта была приглашена компания «Автомакон», которая уже несколько лет оказывала различные услуги по обеспечению IT-инфраструктуры «ВкусВилла».

Специалисты компании «Автомакон» после глубокого анализа готовых вариантов и изучения возможностей платформы «1С:Предприятие» приняли решение о разработке собственного мобильного приложения на платформе «1С» с интеграцией учетной системы «ВкусВилла».

В это же время «ВкусВилл» начал открывать первые дарксторы для решения проблем со сборкой интернет-заказов.


«Автомакон» – cистемный интегратор, специализирующийся на автоматизации ритейла, дистрибуции, производства, логистики, фарминдустрии госсектора.
Специалисты компании оказывают услуги по комплексной автоматизации бизнеса любого масштаба, фокусируются на заказной разработке программного обеспечения, в т.ч. на платформе «1С», консалтинге, внедрении сложных информационных систем, а также разрабатывают и внедряют инновационные решения в области машинного обучения, аналитики, управления данными, IoT (Интернет вещей).


Ключевые «За» мобильное приложение на «1С»


 Специалисты «Автомакона» разработали программное обеспечение для сети «ВкусВилл», которое позволяет управлять всей логистической цепочкой прямо со смартфона. Мобильное решение на базе «1С» имеет простой и понятный интерфейс, что делает его удобным в использовании даже для новичков – сотрудник склада или даркстора может выполнить все этапы работы прямо со смартфона.

Сейчас специалисту достаточно подтвердить в приложении, что он берет в работу задание, отсканировать штрихкод товара или документа, а затем нажать кнопки «завершить» и «подтвердить» на мобильном устройстве.

Использование мобильных устройств позволило ускорить процессы работы, увеличить точность учета товаров и сэкономить время и ресурсы компании. 


Решение выбрать платформу «1С» было обосновано следующими факторами: 
скорость разработки и доработки;
наличие специалистов по «1С»;
простота интеграции с основными ПП «1С» и складским оборудованием;
отсутствие дополнительных затрат;
минимальная стоимость; быстрый запуск.


Мобильная платформа способна одновременно работать на тысячах устройств, что охватывает не только предприятия, которые относятся к логистике сети, но и более тысячи магазинов.

Есть возможность быстро обрабатывать средние объемы данных (10 000+ SKU).

Большое преимущество этой платформы заключается в ее высокой адаптивности под персонал и различные устройства.

Мобильное приложение интегрируется с различным оборудованием, включая bluetooth-сканеры, bluetooth-принтеры, оборудование электронной очереди и массогабаритные измерители.

При правильном выборе устройства стабильность работы обеспечивается без особых проблем. 


«1С» в дарксторах: как пандемия увеличила количество заказов и ускорила автоматизацию

С приходом пандемии переход в онлайн развивался стремительными темпами.

В кратчайшие сроки специалисты компании «Автомакон» полностью переработали клиентское приложение, разработали стабильный платежный сервис, запустили ГЕО-сервис, сделали надежную интеграцию с сервисами такси.

Также адаптировали многие внутренние бизнес-процессы под онлайн-работу сервисов сети.

Для полного понимания объема проделанной работы приведем данные, относящиеся к началу проекта.

До 2020 года уделялось незначительное количество времени на развитие доставки.

Считалось, что потребителям это не требуется, и они не готовы делать заказы продуктов онлайн.

Это было не просто предположение, аналитика заказов подтверждала: на тот момент через мобильное приложение поступало не более 3 тыс. заказов в день.


Переход в онлайн потребовал решения проблем со сборкой в магазинах: 
ограниченное количество товара;
конкуренция онлайн и офлайн-форматов – пока один покупатель заказывал товар в мобильном приложении, другой мог прийти в магазин и забрать его;
ограниченный ассортимент;
маленькая площадь – сборку большого количества заказов невозможно организовать на 100–150 кв. м;
сложная организация сборки на местах.


Ритейлер решил эти проблемы, организовав сеть собственных дарксторов.

Даркстор сочетает элементы супермаркета и распределительного центра – в нем нет покупателей, а его сотрудники обрабатывают только интернет-заказы.

Сейчас у «ВкусВилла» более 160 дарксторов, количество заказов в сутки уже превысило 500 тысяч.

 В среднем площадь одного даркстора – 2500–3000 кв. м.

В одной смене работают 20–25 сборщиков. Ассортимент в некоторых дарксторах достигает 12 тыс. SKU (единиц складского учета). Покупатели могут заказать не только товары бренда «ВкусВилл», но и любые другие, которые доступны в обычном магазине.

При запуске дарксторов необходимо было решить вопрос с организацией сборки. У «ВкусВилла» нет ограничений по сумме минимального и максимального заказа, нет временных слотов. По правилам ритейлера сборка должна работать четко – если клиент сделал заказ, через два часа его должны привезти. 


Результаты автоматизации складских процессов позволили посмотреть в сторону «1С» и применить существующие наработки и в организации сборки в дарксторах.

Специалисты «Автомакона» создали MVP с использованием мобильной платформы «1С» и уже через две недели, в январе 2021 года, протестировали в реальных условиях.

Использовали существующее оборудование и складское приложение, организовав в нем адресное хранение (каждый даркстор уникален по планограмме).

Продумали инструменты навигации и маршрутизации пути сборщиков, а также как обеспечить выкладку и как все разместить.

Постарались максимально оптимизировать процесс для сборщиков.

Сейчас в проекте по автоматизации дарксторов «ВкусВилла», который условно назвали «Доставка», принимают участие 40 специалистов «Автомакона», распределенных по проектным командам: ГЕО, Сборка, Каталог, Лояльность , Доставка, Кассы, Корзина, Сайт. 


Руководитель проекта со стороны «Автомакона» Алексей Матюшкин так рассказал о проблемах проведения автоматизации «ВкусВилла» во время пандемии и их решении: 

«После предварительной организации процессов адресного хранения, при котором каждый даркстор стал уникальным, и внедрения инструментов навигации и маршрутизации стало понятно, что есть проблемы с оборудованием.

Оно оказалось дорогим и неудобным.

Для штучной сборки в дарксторе использовать складское оборудование, состоящее из трех компонентов – смартфона, блютуз-сканера на палец и блютуз-принтера – сложно.

Кроме того, для каждого даркстора такой набор оборудования выходит довольно дорого из-за сканера, который обладает высоким качеством и, соответственно, высокой стоимостью.

Помимо финансового аспекта, оборудование требует обслуживания, синхронизации между компонентами, а также контроля заряда и настройки в соответствии с требованиями.

В условиях работы даркстора, где нет административного и обслуживающего персонала, соблюдение этих условий оказывается невозможным. 

Для решения этой проблемы был организован переход на ТСД, так как они уже использовались в магазинах и уже имелось приложение на мобильной платформе «1С», которое работало на ТСД.

Результат проекта оказался успешным: сборщики используют удобное оборудование, знают все о местоположении товаров, следуют встроенным маршрутом, что ускоряет процесс подготовки заказа для передачи курьерам, получают заказы на ТСД, все пакеты маркированы, курьер знает, где лежит собранный заказ». 


Алексей Матюшкин также отмечает, что важнейшее условие работоспособности проекта – налаженная инфраструктура.

При ее организации следует учитывать следующее: 
наличие поддержки ТСД и принтеров, процесса зарядки и обслуживания в дарксторах;
наличие подменного фонда в случае неисправности оборудования;
стабильность беспроводного интернет-подключения;
резервирование веб-сервисов;
настройку оповещений и предупреждений.


«При масштабировании проекта столкнулись с рядом сложностей, с так называемыми проблемами роста: монолитная структура, дублирующие методы для разных устройств, простои из-за ошибок других команд, неконтролируемая нагрузка на оборудование, сложное взаимодействие с другими командами – например, одни положили сервер, а другие из-за этого не могут собирать заказы, – комментирует Алексей Матюшкин.

– После очередного простоя решили изменить ситуацию и сформировали новые критерии к организации процессов сборки: сборка должна работать, даже если все вокруг остановилось, все, что нужно для сборки, должно быть у нас, все инструменты сборки должны работать одинаково, через единые методы, путь сборщика должен быть одинаковым на всех устройствах, максимальная гибкость, постепенное движение к микросервисам».

Сейчас инфраструктура выглядит следующим образом:


Источник: «Автомакон»


В будущем планируется изменение архитектуры:  дальнейшая декомпозиция сервиса по методологии DDD; внутри API переход на Onion-архитектуру;  переход с PHP на Go.

Переход на API сборки позволил добиться резкого снижения простоя сборки, ограничиться силами одной команды, без проблем подключать новые устройства, ускорить темпы разработки (time to market упал в два раза!).

Теперь все устройства работают по одним правилам, текущие пользователи API – 2 тыс. ТТ и более 5 тыс.

ТСД. Появилась возможность обрабатывать 500 тыс. заказов. 

Работа специалистов дарксторов в разы ускорилась, поэтому они начали использовать свое приложение, известное в узких кругах как «Арбузик», во избежание конфликтов с другими командами.

Это забавное название возникло из-за того, что в режиме ожидания появлялась анимация танцующего арбуза. Благодаря «Арбузику» специалисты могут эффективно отслеживать поступление и отгрузку товаров, контролировать запасы и совершать быстрые инвентаризации, что значительно повышает оперативность и точность работы даркстора.

Гибкость обеспечивается сочетанием нескольких элементов: сущностью сборочного листа, инструментами управления сборщиками, настройкой push-уведомлений. Сборочный лист позволяет разбить большой заказ на несколько – таким образом, заказ смогут собирать несколько сборщиков одновременно.

Также есть возможность кастомизации – дарксторы уникальны, на местах каждый старший продавец может выбрать определенные параметры, которые нужны конкретному даркстору.

Инструменты управления сборщиками включают: статистику сборки для конкретного даркстора, дедлайны сборки, очередь СЛ, категоризацию сборщиков (например, стажеры не допускаются к сборке заказов, в котором 10+ позиций).

Также были настроены пуш-уведомления о получении нового заказа, об отмене заказов, обновлении ТСД и механизм ожидания. Позднее изменили и интерфейс – он стал современным, красивым и интуитивно понятным. 


 Для повышения эффективности задействованных сотрудников рассматривали введение трех типов автоматизированной сборки:
последовательная, параллельная и конвейерная.


Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Идеальный вариант, который помог бы существенно увеличить производительность сборщиков, не был найден, поэтому пока на разных этапах применяется наиболее подходящая сборка.

Например, при последовательной сборке сборщик берет заказ и полностью ведет его до выдачи курьеру.

При конвейерной – на территории даркстора протягиваются конвейерные ленты, что виртуально разбивает даркстор на несколько зон, заказ разбивается на составные части, таким образом, получаются сборочные листы по зонам.

При параллельной – сборщик способен выполнить до четырех заказов, чтобы специалисты не путались в заказах, дополнительно разработали специальный конструктор настроек, по которым происходит объединение сборочных листов в зависимости от времени суток, очереди, веса, пересечения товаров и других параметров.

Дальнейшее развитие приложения будет включать создание онлайн-кассы , новых сервисов (рестораны, дарк-китчены), оптимизацию маршрутов, выкладки и механизмов очереди, а также добавление рейтинга сборщиков для оптимальной оценки их работы.

Несмотря на очевидные плюсы мобильной платформы, следует быть готовым к определенным сложностям, которые могут возникнуть при ее использовании: новые модели ТСД требуют адаптации; проблемы, которые возникают из-за нескольких приложений, запущенных на одном устройстве; разработка красивого интерфейса требует привлечения новых специалистов.


Фото: «Автомакон»


Автоматизация складов с помощью мобильной платформы «1С»

Мобильная платформа показала отличные результаты и на складах «ВкусВилла», существенно улучшив эффективность и оперативность работы.

Эта инновационная технология стала настоящим прорывом в управлении запасами и обеспечении снабжения.

Сотрудники склада теперь могут использовать мобильные устройства, чтобы моментально получать информацию о наличии товаров, их местонахождении и состоянии, что значительно сокращает время на поиск и перемещение товаров, а также устраняет возможность ошибок или несоответствий в данных.

Обмен данными в режиме реального времени способствует более оперативному реагированию на изменения в спросе, а также позволяет более точно планировать и прогнозировать потребности в товарах.

За несколько лет проект масштабировался.

При запуске проекта работал только один склад, занимавший площадь 7 тыс. кв. м.

В настоящее время на данном мобильном приложении функционируют несколько распределительных центров площадью 120 тыс. кв. м каждый. Эти центры обслуживают более тысячи магазинов в Москве и области.

На старте отгружалось около 13 тыс. коробок, сейчас удается отгрузить несколько сотен тысяч коробок на каждом складе в одну смену.

При этом процент пересортицы снизился с 3,6 до 0,3%.

На каждом из складов трудится примерно 600+ человек в одну смену (ранее одновременно работали только 30 человек). 


В рамках проекта были автоматизированы такие складские процессы, как:

Приемка.
Проведенная оптимизация процесса приемки позволила эффективнее принимать поступающие товары на склад.
С помощью приложения можно пройти все этапы приемки, используя только смартфон: отсканировать штрихкод, проверить соответствие заказа и фактической поставки, а также внести информацию о товаре в систему учета склада.

Сборка.
Используется система навигации для определения оптимального маршрута сборки, автоматическое считывание информации о товаре и его расположении на складе, а также автоматическое управление сборочными роботами.

Кросдокинг.
Используются системы сортировки и перемещения товаров на специальных площадках для минимизации времени и усилий.

Проверка качества товара.
При обнаружении дефектов или отклонений от требуемых стандартов качества в систему поступает уведомление об этом.

Списания.
При сканировании и регистрации товаров, которые были списаны по различным причинам, таким как повреждение, устаревание или излишки, в систему поступает уведомление об этом.

Перемещения.
На складах используются транспортные роботы для перемещения товаров без участия человека.

Отгрузка.
Используется автоматическое формирование накладных и этикеток, сканирование товаров перед отгрузкой и автоматическое формирование маршрутных листов для доставки.

Инвентаризация.
Используются системы автоматического сканирования и подсчета товаров, а также автоматическое сопоставление фактического наличия товаров со списками учета и обнаружение расхождений.


Помимо основных складских процессов, в проекте были автоматизированы и вспомогательные:
управление грузоподъемными механизмами, маркировка товаров, управление температурными режимами хранения и т.д.

В результате внедрения мобильной платформы на складах «ВкусВилла» задачи по сбору, учету и отгрузке товаров выполняются быстрее и точнее, что позволяет сократить время доставки заказов клиентам и минимизировать ошибки. 


На пути к идеальному складу: «ВкусВилл» запустил роботов на склады


Последние семь лет компания уделяет трансформации складов особое внимание. Как сказано выше, один из шагов – переход на мобильное приложение на платформе «1С». Кроме того, в 2023 году была проведена роботизация складов.

Предпосылками к складской реформе были следующие факторы: проблемы с привлечением рабочей силы; подорожание человеческого труда; невозможность использования иностранных решений. Необходимо было сократить издержки, не менять разметку склада и модифицировать его, обеспечить возможность работы с людьми и высокую скорость движения. В результате ресерча и экспериментов были выбраны автономные вилочные погрузчики для автоматической транспортировки грузов.

Благодаря использованию SLAM-навигации AGV-робот избегает препятствий и свободно перемещается по складу. Используемые роботы спроектированы с учетом безопасности и могут выполнять задачи в опасных или труднодоступных для человека зонах.

Они обрабатывают тяжелые или габаритные грузы, минимизируя риск травм для работников и снижая вероятность несчастных случаев.
Роботы сами определяют, где стоит груз и как лучше его захватить.
Если груз лежит неправильно, складской робот корректирует траекторию движения. 

 Роботы-погрузчики следуют определенным маршрутам, маневрируют между полками и точно позиционируются для погрузки и разгрузки товаров, что снижает риск повреждения товаров.

 При получении задания работы самостоятельно рассчитывают кратчайший маршрут по дорогам до цели, исключая необходимость вручную настраивать маршруты движения. Когда на пути появляется препятствие, робот останавливается.  Робот оснащен алгоритмами интеллектуального взаимодействия с другим транспортом: маневрирование, снижение скорости, остановка.

При движении робот использует поворотники для обозначения маневров. Роботы отслеживают движение другой техники и идеально двигаются на перекрестках. Они проезжают автоматические ворота, преодолевают спуск и подъем по рампам. 

Всем дорогам назначаются приоритеты.

При выезде на дорогу с более высоким приоритетом робот пропускает движущийся по ней транспорт и только потом проезжает сам.
Каждая дорога для роботов может быть настроена индивидуально: доступны правосторонние, левосторонние дороги, дороги с движением по центру и дороги с односторонним движением.
Робот непрерывно отслеживает направление и скорость техники вокруг себя и в случае возможного пересечения траекторий снижает скорость.
Пропустив технику, робот продолжает работу.
Робот снижает скорость перед «слепыми» зонами.

При встрече с другой техникой в узкой аллее робот может прижиматься к обочине, освобождая проезд.

Для выполнения задания несколькими роботами, сервер по очереди назначает каждому роботу палету из задания.

Во избежание взаимной блокировки роботы при захвате/выгрузке палет или при проезде узких участков через сервер временно блокируют зону маневра для других роботов, которые будут ожидать своей очереди.

Сервер RMS, управляющий заданиями роботов, благодаря API легко интегрируется с WMS/ERP-системой для автоматического получения заданий, обмена данными штрихкода на грузе, формирования отчетов.

Благодаря автоматизации и автономности роботы ускоряют процессы перемещения, сортировки, упаковки и других складских операций, что приводит к увеличению общей производительности склада.



Ключевые выводы



Оптимизация логистических процессов и операций по доставке – важное изменение для компаний, стремящихся быть конкурентоспособными на рынке.

Этот процесс позволяет улучшить использование ресурсов, оптимизировать процессы, сократить издержки и снизить риски, обеспечить гибкость и адаптацию к изменениям рынка, повысить безопасность.

Дарксторы и склады с современными технологиями могут обрабатывать больше различных типов товаров и обслуживать более широкий диапазон заказов, что повышает гибкость компании и увеличивает занимаемую ею долю рынка. 

Использование мобильной платформы «1С:Предприятие» для автоматизации складов и дарксторов привело «ВкусВилл» к значительному улучшению операций логистики, повышению производительности и эффективности работы, снижению издержек и улучшению уровня обслуживания клиентов. Эти результаты подтверждают ценность и важность инновационных технологий в управлении современными бизнес-процессами.

Компаниям, желающим оптимизировать свои складские операции, рекомендуем провести анализ текущих процессов, особое внимание уделить оценке эффективности использования пространства склада, пропускной способности, скорости выполнения операций, точности учета товаров и рассмотреть внедрение специализированных систем управления складом.


Retail.ru
дата: 13.05.2024 14:59:23    просмотров: 213

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Кризис на колесах: логистика дорожает из-за дефицита кадров 5 раза Логистические платформы — маркетплейсы как инструмент для организации грузоперевозок В России разработали математическую модель идеального автоматизированного склада