Какие ниши освободились на российском рынке, и кто их займет Массовый уход западных брендов из России создал уникальную ситуацию. Почему она немного сложнее, чем кажется поначалу? Сейчас часто звучат полярные мнения. Одни говорят о том, что все пропало и что без западных технологий, сервисов, оборудования, комплектующих и т.д. ничего сделать невозможно. Какие там ниши, скоро самого рынка не останется! Другие предвкушают расцвет отечественного бизнеса, продукты и доходы которого останутся в стране, от чего качество жизни и благосостояние предпринимателей только вырастет. Истина, надо полагать, как обычно где-то посередине. Вот только золотая ли она, эта середина? Давайте попробуем разобраться. Для начала несколько слов насчет «очевидностей». Их нет. Например, если вам кажется, что глупо отрицать технологическое отставание России, особенно в сфере машиностроения, IT и других важных отраслях — да, это так. Но мы по-прежнему входим в ведущую тройку стран, запускающих собственные ракеты в космос. А также в число государств с национальной поисковой системой, которая на равных соперничает с Google. И по соцсетям похожая ситуация. Российский финтех объективно хорош. Это замечают все, кому доводилось пользоваться онлайн-платежами и другими финансовыми продуктами в якобы более развитых странах. Такие примеры можно называть подтасовками, считать их единичными исключениями. Нюанс в том, что они существуют. Нельзя оптом сбрасывать со счетов все факты, противоречащие какой-то теории. Оживившимся оптимистам стоит напомнить, что в России ладно там гвозди не производятся, как недавно выяснилось – это как раз легко исправить. Отбеливатель для бумаги тоже переизобретут как-нибудь. Все мелкие простые задачи будут выполнены, это вопрос времени. Но переход на собственные компьютеры фактически означает регресс – тоже простой факт, достаточно сравнить технические характеристики. Аналогичные проблемы ждут во многих технологических отраслях, особенно высокотехнологичных и массовых. Автопром, например. Все знают, как тревожно обстоят дела с авиацией. Есть дефицит саженцев, семян, комплектующих и прочего, прочего. Все это по отдельности можно было бы считать бизнес-нишами, но в сумме означает угрозы. Потому что бизнес связный. Не получится стабильно выпускать сложные продукты без множества исправно работающих смежников, причем не только по своей отрасли — также по многим другим. Например, без упаковки или логистических решений почти моментально и совсем не прекрасным образом изменится практически вся торговля FMCG. К этому нужно добавить, что бизнес так и не успел толком восстановиться после пандемии и связанных с ней ограничений. Поэтому даже те компании, которые потенциально могли бы воспользоваться новыми возможностями, реально не располагают необходимыми для этого ресурсами. С другой стороны, потребительский рынок на фоне всего происходящего наконец очнулся от вялотекущего транса. Спрос давно уже не рос так стремительно и мощно. Товары буквально сметают с полок. Если рассуждать таким образом, то постоянно будут находиться новые «за» и «против», «позитивы» vs «негативы». Никакого практического смысла в этом нет. Вопрос в том, какие ниши действительно открылись, и насколько реально их занять, а потом еще удержать. Что сейчас означает не дополнительную наживу, а скорее повышение шансов на выживание бизнеса. Ведь общий урон в результате санкций и уже почти блокады отрицать не приходится. Конечно, все стало гораздо жестче. Тем важнее найти способы для реструктуризации, обрести новые источники дохода. Что придет на замену крупным компаниям Первое, что приходит на ум — самые крупные, коммерчески лакомые отрасли. Но надо заметить, что большинство действительно крупных игроков никуда не ушли. Они приостановили деятельность. Сохранив все свои активы, в том числе штат сотрудников. Например, так обстоят дела с компанией «Макдоналдс». Она по-прежнему выплачивает зарплаты своим 62 тысячам работников, несмотря на то что сеть закрыла рестораны с 14 марта. В российском штате компании Pepsico 19 тысяч человек, у IKEA – 15 тысяч. По имеющимся сведениям в СМИ, большинство из них пока что сохранили работу. Около 200 крупных зарубежных брендов не отрицают возможность продолжения работы в России. В их числе – Adidas, Apple, Burger King, H&M, Herbalife, Lego, LG Electronics, L’Oreal, Samsung, DHL. А также многие автобренды, IT-компании, платежные системы, производители одежды, самолетов, логистические бизнесы и т.д. Поэтому предложение национализировать такие иностранные компании, которое озвучила «Общественная потребительская инициатива», выглядит довольно спорным с юридической точки зрения. В качестве основания назывались большие обязательства иностранного бизнеса перед гражданами РФ, государством и контрагентами. В сумме их оценили уже в более чем в 6 трлн рублей. Своя логика тут есть, потому что остановка больших сетей означает паузу не только их собственной деятельности, но и прекращение закупок, что ломает планы и логистику многим другим участникам рынка. Теоретически для закрытия этой бреши можно ожидать даже госинвестиций. Но явно не сейчас, и вряд ли мелким компаниям. Сейчас рассматриваются разные сценарии развития событий. Есть более мягкий вариант с временным управлением «брошенными» компаниями — до тех пор, пока они не вернутся. Некоторые зарубежные бренды передают свои активы под контроль российским акционерам. Например, так уже сделала сеть OBI. Финская Valio официально заявила, что ведет переговоры с компанией «Русарго» о продаже заводов и даже бренда (речь о марках сыров, выпускавшихся в России). Набирает обороты партизанский маркетинг. Появляются сообщения о регистрации торговой марки «Дядя Ваня» на замену «Макдоналдсу» и марки «ИДЕЯ» (клона IKEA) — нарисовать картинку по чужому дизайну чужим шрифтом проще, чем построить и администрировать крупный бизнес. А вот новые иностранные сети могут прийти на замену выбывшим игрокам довольно быстро. Например, турецкие рестораны Chitir Chicken уже начали выход на российский рынок, об этом сообщали «Известия». Скорее всего, не растеряются и китайские производители, тем более что некоторые из них уже есть в России. Логично ожидать, что все самые большие ниши поделят госкорпорации и зарубежный крупный бизнес. Потому что могут. Если у вас не было своей сети федерального масштаба до закрытия «конкурентов», то извините — это не означает, что теперь самое время заняться. Наоборот, все стало сложнее, значительно более ресурсоемко и с куда более высокими рисками. Крупные игроки с административным и финансовым рычагом до горизонта могут себе позволить такие проекты, а все остальные нет. Бутлегеры 2.0 Другая мысль на поверхности — «серые» схемы поставок, то есть попросту контрабанда. Алексей Пивоваров из «Редакции» недавно слетал в Иран и сделал репортаж об экономике страны, которая живет под санкциями больше последних 40 лет. К слову, Россия недавно обогнала Иран по количеству санкций, на что потребовалось совсем немного времени. Так что прямые параллели проводить не очень правильно. Тем не менее многие вопросы похожи и решения тоже могут совпадать. Здесь гораздо больше возможностей для небольшого бизнеса, а точнее предпринимательства. Хитрые схемы с бартерными расчетами в обход блокировок платежных систем, частичный бартер в расчетах с зарубежными поставщиками, откровенная подмена флагов на экспорте. А также широкий ассортимент продукции, которая официально запрещена к поставкам, но вот же — продается, причем даже магазины подозрительно похожи на фирменные. Бренды старательно дистанцируются от этой темы, делают вид, что не замечают массовых продаж там, где их якобы нету. Наверное, в России будут появляться похожие проекты. Не только откровенные «Абибасы» и «Дяди Вани», но и настоящие брендовые вещи, которые провели по накладным как белорусские креветки. Впрочем, сейчас через Белоруссию тоже много не привезешь. Тут есть над чем подумать, и решения должны окупаться. Только масштаб опять имеет значение. Единичные челноки смогут заработать, а масштабные поставки скорее всего приведут к быстрому появлению новых санкций — уже не к России, а по отношению к транзитным странам. Поэтому в долгосрочной перспективе здесь нет особой ниши. Появилась и первая ласточка легализованных «заимствований» — предложение ФАС разрешить производство лекарств без согласия обладателя патента. Если этот ящик Пандоры правда откроют, то даже «серый» импорт сохранить будет сложнее. Западные бренды еще могут быть заинтересованы в продажах, которыми не похвастаешься в буклетах. Но однозначно не в создании прямых конкурентов, выпускающих точно такие же продукты без каких-либо отчислений. Не говоря о том, что в других странах под санкциями были прецеденты выхода на мировой рынок с контрафактной продукцией. Поэтому как только Россия забудет о патентах, можно будет забыть и о сколько-нибудь поставках техники из-за рубежа. В любом случае сохранится возможность выпуска старых моделей, которые уже удалось получить. Только нужно позаботиться о поставках сырья и комплектующих. Оригинальные, скорее всего, будут недоступны. Значит, действующих аналогов. Все компании, вовлеченные в реальное импортозамещение, получат большое преимущество. Люди — новая нефть Еще один мощный вектор с угрозами и возможностями связан с потенциальным высвобождением большого числа людей. Некоторые западные бренды перестанут выплачивать зарплаты, и длинные отпуска закончатся. Кто-то обанкротится из-за прекращения поставок, снижения покупательной способности и спроса. Пойдет домино следствий, которые докатятся даже до тех, кого напрямую санкции вроде не коснулись. Если разорился клиент клиента клиента, это скажется на выручке. Уход поставщика поставщика поставщика тоже сложно не заметить. Так в течение ближайшего времени на российском рынке труда может оказаться очень много людей, которые даже «Свободная касса!» кричать не смогут («Макдоналдс» же закрыт). Нужны гении, которые сумеют запустить нечто вроде китайской модели по вовлечению широких масс трудящихся в плавное развитие экономики нового типа. Если такое получится – организаторы явно бедствовать не будут. Безусловно, переход к дешевому аутсорсу в условиях санкций делать еще сложнее. Но в этом направлении слишком много возможностей, чтобы его игнорировать. Речь не об исчезающе узком сегменте топовых специалистов, многие из которых уедут. Внимание на массовый сектор вчерашних менеджеров, которым будет нечем заняться и нечего есть. Создавая рабочие места в любых сферах на практически любых условиях, можно будет по копеечке аккумулировать значительные ресурсы для более интересных проектов. Разумеется, тут важно самим избегать кассовых разрывов. Поэтому на первый план выйдут предприятия и цепочки с быстрым оборотом, высокой ликвидностью, возможностью гибко меняться. Никаких масштабных «экосистем» и технологических инноваций. Они остались в прошлом, а на новое будущее еще предстоит заработать. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64494/ https://ekspertov.ru/ Роман Василенко дата: 26.04.2022 16:10:37 просмотров: 276 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию