Как «Дикси» сделала доставку прозрачной Retail.ru продолжает рассказывать о системах автоматизации и их пользе для бизнеса. Сегодня — кейс о компании «Дикси», всего за 8 месяцев внедрившей «1С:Предприятие 8. Управление автотранспортом.Проф» на своем «РЦ Внуково». Решение дорабатывалось и адаптировалось под нужды компании. Первые результаты стали заметны вскоре после внедрения: исполнение графика доставки продуктов из РЦ в магазины увеличилось на 4%, с 91% до 95%, повысилась оборачиваемость транспорта и снизился процент недовозов, а расходы на наемный транспорт на РЦ сократились до минимальных значений. Предпосылки внедрения Предпосылок для поиска системы автоматизации управления транспортом в «Дикси» было сразу несколько. Длительное, ручное планирование и распределение транспорта на рейсы. Сложность в управлении собственными автоколоннами и контроль транспорта для доступности загрузки. Неравномерное распределение рейсов, оказывающее влияние на мотивацию и нагрузку водителей-экспедиторов. Неравномерное распределение входящих поставок товара на склад, неоптимальное планирование складских мощностей и человеческих ресурсов. Система высокотехнологичного управления складским двором (Yard Management System, YMS) — система, предназначенная для автоматизации процессов управления транспортом на территории складского комплекса. Система интегрируется с TMS (Transport management system) и WMS (Warehouse management system). Выбор системы автоматизации В качестве платформы системы высокотехнологичного управления складским двором всего проекта было выбрано решение «1С:Предприятие 8. Управление автотранспортом. Проф» («1С:УАТ»). Программное обеспечение под нужды «Дикси» дорабатывала компания «ФТО», занимающаяся внедрением и поддержкой систем на платформе «1С». Внедрение проекта стартовало на «РЦ Внуково» в июле 2018 года, там же проходило стадию тестирования. Основные модули были разделены на блоки, каждый блок тестировали отдельно, только после этого он попадал в рабочую базу. На тестирование ПО ушло порядка 6 месяцев, но доработка системы происходит и сейчас. По оценке компании «Дикси», внедрение и тестовый период прошли успешно. Программа «1С:Предприятие 8. Управление автотранспортом.Проф» содержит основные модули МОПОД(монитор отгрузки, портал доставки), которым пользуются сотрудники склада, водители собственного и привлеченного транспорта, отвечающие за поставки с РЦ в магазины, и ЭКП (электронная карта поставок и управление очередями разгрузки транспорта) — для поставщиков, привозящих товары на РЦ. МОПОД позволяет в автоматическом режиме получать данные из TMS, WMS, GPS, равномерно распределять транспорт и водителей на рейсы. В частности: фиксировать время выезда, возврат транспорта с РЦ, время прибытия, убытия на магазины; анализировать причины задержки выезда и нарушения в процессе перевозки товара, в том числе нарушение температурного режима; предоставлять водителю основную и сопутствующую информацию по рейсу из личного кабинета в мобильном приложении; обмениваться заказами на коммерческий транспорт с привлеченными компаниями, согласовывать реестры на оплату, выставлять, подтверждать претензии; вести и контролировать договорную работу. Система работает при помощи смартфонов, закрепленных за контрольными точками РЦ и QR-кодов, идентифицирующих транспортные средства и сотрудников. Для ключевых пользователей (оператор, руководитель, менеджер) работает система авторизации через учетную запись. ЭКП позволяет отслеживать весь цикл приема поставок от момента прибытия и регистрации ТС поставщика до получения водителем оформленного пакета документов и выезда с территории РЦ. Система работает при помощи считывателей СКУД, RFID-карт и QR-кодов. Каждому водителю выдается своя уникальная RFID-карта, которая впоследствии считывается на контрольных точках РЦ. Сотруднику РЦ присваивается уникальный QR-код для авторизации в системе. Полный контроль: от склада и до магазина Система содержит базу данных по всем транспортным средствам собственного и наемного транспорта по каждому из РЦ. Вся автоколонна управляется автоматически: система самостоятельно назначает нужный автомобиль на рейс и полностью контролирует процесс доставки товара: от получения водителем задачи на погрузку товара и до доставки в каждую точку на маршруте. На смартфоны водителей-экспедиторов, а также сотрудников группы организации перевозок и транспортного отдела, контролирующих транспорт, было установлено мобильное приложение с ПО «1С:УАТ». С его помощью водители получают информацию по рейсу, видят временные интервалы по маршруту, комментарии по рейсу от оператора склада, а также регистрируются на контрольных точках прохождения маршрута. Для водителя работа с системой выглядит так: он получает задачу в своем мобильном приложении на смартфоне, смотрит маршрут, идет к своему автомобилю. И если раньше он искал свою машину по территории РЦ, то сейчас, посмотрев в смартфон, он точно может определить местонахождение своей машины. Затем водитель отправляется на погрузку товара. Мобильное приложение генерирует QR-код, который водитель сканирует при въезде для погрузки в зону РЦ. Товар загружают в автомобиль, и водитель отправляется развозить его по магазинам. Выезд с территории РЦ автоматически фиксируется на пропускном пункте. Если на маршруте что-то случается, диспетчер имеет возможность сообщить об этом водителям (всем или выборочно), отправив push-уведомление, например, что перекрыта дорога или в магазине началась проверка, персонал занят, и товар на эту точку в данный момент везти не нужно. «Передвижение грузовиков до магазина отслеживается при помощи GPS-координат. Как только машина въезжает в радиус конкретного магазина, система считает, что товар доставлен. И если доставка попала в запланированное временное окно, например, с 14:00 до 15:00, то сервис считается высоким. Если задержки происходят постоянно — ищут причины либо корректируют график»,— рассказал Игорь Шацкий, руководитель управления повышения операционной эффективности логистики и товародвижения ГК «Дикси». Если машина выехала с РЦ с задержкой, магазину высылается электронное письмо с сообщением об изменении времени доставки, таким образом, сотрудники магазина качественно планируют распорядок дня сотрудников. Отдельный проект — передвижение ТС на территории РЦ при помощи GPS-локаторов, встроенных в автомобили. С их помощью формируется виртуальная карта, на которой сотрудники видят, где и какие машины находятся на территории склада. Водители, ответственные за автомобиль, отмечают свои действия в каждой конкретной зоне склада при помощи системы с QR-кодами, сканируя код, например, когда забирают или ставят машину в док или в ремзону. На сегодняшний день на «РЦ Внуково» используется более 500 устройств с ПО «1С:УАТ». Часть из них — смартфоны с мобильным приложением у водителей-экспедиторов, а часть – компьютеры со стационарной программой. В текущем году планируется развертывание системы на всех РЦ компании. Предполагаемый суммарный охват по всей сети — порядка 2500 устройств. На РЦ «Дикси» работает около 1000 автомобилей. После внедрения Yard Management System существенно вырос уровень оборачиваемости собственных транспортных средств, а уровень наемных водителей стал стремиться к нулю. «Ранее количество привлеченных на подряде водителей доходило до 15 % от общего количества. Сейчас наемные водители помогают с доставкой только в высокий сезон. Разумеется, привлеченные водители тоже должны пользоваться мобильным приложением и регистрироваться в системе. И еще одно из обязательных требований к наемным водителям — чтобы они передавали нам свои GPS-координаты», — делится результатами Юрий Свиридов, руководитель группы разработки транспортных решений ГК «Дикси». Мобильным приложением также пользуются руководители для получения исчерпывающей информации о текущей операционной ситуации. Все запланированные рейсы отражаются в мониторе отгрузки. С ним работают специалисты группы организации перевозок, а также менеджеры РЦ. С его помощью отслеживается своевременность выезда ТС с распределительного центра, прибытие на торговые точки, простой ТС на линии, а также любые другие отклонения, и, соответственно, видя картину в целом, специалисты могут оперативно принять нужные меры. Также в мониторе отмечается температурный режим в автомобилях на всем протяжении маршрута. Если возникают отклонения температуры, оператору приходит оповещение. Yard Management System позволяет контролировать не только собственные перевозки, но и автомобили поставщиков. Но здесь применяется несколько иная технология.Контроль транспортных средств поставщиков осуществляется с помощью считывателей RFID-карт, расположенных на контрольных точках распределительного центра и ворот приемки. Каждому водителю от поставщика выдается своя уникальная RFID-карта, которая впоследствии считывается на контрольных точках РЦ. Первые результаты По итогам проекта компания «Дикси» планировала: увеличить производительность автоколонны, склада; получить прозрачную оперативную отчетность; увеличить эффективное использование человеческих, материальных ресурсов. И, что немаловажно, создать гибкую и удобную платформу для централизованного управления. Часть из этих планов уже начала осуществляться. Увеличение производительности «До внедрения системы приходилось вручную отслеживать выезд и возврат транспорта, доставляющего товар с РЦ в магазины сети, прибытие поставщиков на склад для приемки товара. После внедрения программы мы в комплексе понимаем причины несвоевременной отгрузки, доставки, приемки товара, видим слабые стороны и работаем над увеличением своей эффективности. На примере «РЦ Внуково» в 2018 году мы увеличили исполнение графика доставки на 4 %, с 91 % до 95 %, своевременность обработки поставок увеличилась на 25 %. Также повысилась оборачиваемость транспорта и снизился процент недовозов», — рассказывает о проекте Игорь Шацкий. Так как эффективность использования собственного автотранспорта возросла, снизилась необходимость в использовании привлеченных автомобилей, и расходы на наемный транспорт на «РЦ Внуково» снизились ориентировочно на 10 %. Аналитика и оперативное реагирование Программа анализирует все задержки выезда и причины, повлекшие эти задержки, и отображает их в мониторе, что позволяет оперативно принимать решения менеджерскому составу. В случае если ТС выехало с РЦ с опозданием, автоматически формируется письмо и рассылается вертикали продаж, чтобы сотрудники магазина всегда могли знать, где находится транспортное средство и когда ожидать поставки. Существует перечень отчетов для руководителей, которые позволяют видеть в режиме онлайн картину происходящего на складе и на линии. Повышение эффективности сотрудников Чтобы обучить сотрудников работе с системой «1С:УАТ», были разработаны методические материалы. Команда «ФТО», занимающаяся внедрением и адаптацией системы, с помощью бизнес-консультантов проводила обучение и аттестацию всех ключевых пользователей на интегротесте, когда проверялся внедряемый функционал на реальных задачах, «в боевых условиях». В дальнейшем каждый из прошедших аттестацию пользователей проводил обучение своих сотрудников на РЦ. «В процессе разработки проекта у нас был большой блок, связанный с мотивацией водителей-экспедиторов и соблюдением РТО (режима труда и отдыха). Мы уделили большое внимание мотивации водителей, система равномерно распределяет рейсы, исходя из ранее посещенных магазинов всех водителей, ведет их к среднему значению. Тем самым мы добились максимально прозрачного и честного распределения количества работы. При планировании транспорта на следующий день система оценивает время закрытия водителем последнего маршрутного листа, исходя из этого следующий рейс назначается не раньше, чем предусмотрено трудовым законодательством РФ», — рассказал Геннадий Богданов, руководитель управления операционной логистики ГК «Дикси». Развитие проекта Сейчас на стадии доработки завершение интеграции со складской WMS. В дальнейшем планируется внедрение системы МОПОД на кросс-доковые площадки компании, а также разработка платформы для автоматизации работы сотрудников отдела товарного контроля. Какие задачи на РЦ «Дикси» позволило решить использование «1С:УАТ»? Повысилась оборачиваемость, мнимизированы расходы на привлеченный транспорт. Автоматизирован процесс планирования поставок на РЦ. Обеспечен прозрачный учет своевременности обработки поставок на РЦ. Повышена точность распределения ТС в рейсы, согласно типу, году выпуска, пропуска и пр. Повысилась лояльности водителей — интегрирован алгоритм распределения водителей по рейсам, для усреднения их среднего мотивационного дохода. Внедрена прозрачная логика распределения коммерческого транспорта в зависимости от договорной ставки по принципу оптимальной экономической эффективности. Retail.ru дата: 13.06.2019 21:10:24 просмотров: 2998 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию