КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ РАБОТУ ВОДИТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ПРЕСЕЧЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ С ИХ СТОРОНЫ Чтобы Ваши водители не сливали горючее для личного пользования, выплачивайте им бонус за экономию Вопрос В моей компании водители используют любую возможность получить дополнительные деньги: выполняют левые заказы на автомобиле предприятия, сливают горючее для личного пользования и т. п. Как эффективно контролировать работу транспортного отдела, чтобы пресечь злоупотребления со стороны водителей? Отвечает Мария Исакова Эксперт по логистике, Москва Справка Мария Исакова начинала карьеру логистом компании «Байер». В 2001–2008 годах –начальник отдела логистики, с 2009-го – начальник отдела логистики и управления заказами компании «Ланксесс». Эффективно контролировать работу транспортного отдела может только начальник, знакомый со всеми уловками водителей. То есть тот, кто в прошлом сам был водителем. Ни одному выпускнику транспортного вуза не придет в голову и сотая доля тех ухищрений, на какие способны иные сотрудники. Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам справиться с самыми распространенными проблемами. Проблема 1 . Реальный расход топлива меньше заявленного в путевом листе. Расход бензина вычисляется исходя из нормативов, а не из реального пробега. Водители указывают в путевых листах пробег и расход топлива по нормам, а разницу, если она есть, оставляют себе. Поэтому важно правильно определить норму расхода. Брать ее надо не из технического паспорта машины, не из специальной литературы и не из утвержденных нормативов расхода горюче-смазочных материалов – нужно не полениться и замерить расход топлива для каждого автомобиля на всех маршрутах, которые он обслуживает, и в разных режимах работы. Обяжите диспетчера прокладывать маршруты с учетом расхода ГСМ1, а после каждого рейса – контролировать показания спидометра и количество горючего в баке. Откажитесь от оплаты наличными. Контролировать число заправок и объемы залитого топлива позволят топливные карты. Тогда риск сговора водителя с сотрудниками АЗС станет минимальным. 1 Подробнее о проблемах, связанных с учетом расхода горючего, рассказывается в статье Дмитрия Голубева «Как снизить себестоимость рейса» (Логистика и управление. 2008. № 7. С. 50–52). Эффективный способ борьбы с кражей горючего – бонус за экономию. Стоит ввести систему поощрений за сбереженное топливо – и водители сразу перестанут оставлять его себе. Больше того: оказавшись в пробке, они станут по возможности глушить двигатель – да и в пробки постараются не попадать, а будут искать пути объезда (особенно если наряду с бонусами за экономию топлива ввести поощрения2 за доставку в срок или количество рейсов). И тут важно избежать типичной ошибки руководителей, которые, добившись после введения бонусов хорошего результата, принимают этот показатель за норматив, а значит – лишают сотрудников возможности зарабатывать поощрения в дальнейшем. 2 Подробнее о способах повышения эффективности труда водителей читайте в статье «Как мотивировать водителей» (ГД. 2008. № 2. С. 90–98). – Примеч. редакции. Проблема 2 . Ненужный ремонт, за который водители получают откат от автосервиса.Решить эту проблему, как и предыдущую, поможет отказ от оплаты наличностью. Безналичный расчет практически не оставляет шанса сотрудникам сервиса и водителям нагреть руки на липовом ремонте. По возможности требуйте от водителя предъявлять замененные детали. Также дадут эффект поощрения за профилактику поломок и своевременную починку автомобиля. Если после каждого рейса водитель будет докладывать механику о появившихся шумах и т. п., потребность в крупном ремонте будет возникать совсем не часто. А мелкие неисправности сможет устранить и собственная ремонтная бригада Вашей компании. Проблема 3 . Простой машин. Самое эффективное средство борьбы с простоями – использование GPS-приемников, позволяющих следить за движением транспорта. Однако они достаточно дороги, поэтому потери от простоев не всегда оправдывают их приобретение. Можно поступить иначе: обязать водителя в каждой контрольной точке просить у клиента подпись с указанием даты и времени. Минус этого способа – в том, что не всегда можно определить, был ли сбой графика вызван объективными причинами (пробка, закрытый переезд) или же он произошел из-за нерадивости водителя (который, например, спал, а затем сослался на якобы случившуюся пробку). На мой взгляд, лучше всего ввести систему поощрений за количество рейсов – тогда водитель сам будет заинтересован в том, чтобы избегать простоев. Проблема 4 . Работа налево. Здесь первый совет – возложить на диспетчеров задачу прокладывать точные маршруты и контролировать показания спидометра и объем горючего в баке. Второй совет – использовать GPS-приемники. Оговорюсь: если работодатель по тем или иным причинам не может платить водителям рыночную зарплату, у них непременно возникает необходимость в подработках. В такой ситуации жесткие санкции за левые рейсы вводить не стоит; главное – чтобы подработки не мешали компании выполнять все нужные перевозки. Проблема 5 . Липовые документы из гостиниц. Водитель может ехать без остановок или спать прямо в машине на трассе и при этом покупать липовые документы из мотеля, чтобы работодатель компенсировал расходы на ночлег. (Здесь проблема заключается не только в ущербе для компании – важны также вопросы безопасности движения, состояния здоровья и даже жизни водителя.) И опять же: лучше всего – работать с мотелями по безналичному расчету. А если перейти на такую систему расчетов сложно – как минимум примите положение о командировках, в котором будут зафиксированы предельные суммы компенсации расходов на гостиницу. Многие работодатели напоминают папу из повести о Мэри Поппинс, мечтавшего нанять самую лучшую в мире няню за самое низкое в мире жалованье. Если Вам удалось найти водителя, который согласен работать за 8–10 тыс. руб. в месяц (и при этом собирается кормить семью), не спешите радоваться. Вполне вероятно, что он намерен компенсировать скупость работодателя бензином, запчастями, получением выплат по липовым чекам и пр. На мой взгляд, лучше всего от неблаговидных действий сотрудников уберегают достойная зарплата и хорошие условия труда, которыми работник не захочет рисковать ради разовой выгоды. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/59253/ https://ekspertov.ru/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 7668 рейтинг: (Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию