Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Cтабильный рост без осложнений

Cтабильный рост без осложнений

Высокие темпы развития отличают этот сектор не только в транспортной индустрии, но и в российской экономике в целом. При этом эксперты отмечают, что независимо от внешних факторов одним из драйверов его развития является «эффект саморазогрева»: качественно выполненная услуга экспресс-доставки стимулирует дальнейшее расширение спроса.


Места хватит всем


В целом участники рынка преисполнены оптимизма — предварительные итоги 2012 года позволяют говорить о 15—20-процентном увеличении его объема. Следует отметить, что даже в период кризиса 2008—2009 годов данный сегмент не просел, а лишь снизил темпы роста до 1—2% и уже к началу 2010-го сформировался стабильный положительный тренд (все те же 15—20% увеличения в год). При этом если в оценках динамики наблюдается единодушие, то в отношении общего объема рынка мнения экспертов традиционно расходятся — от 220 млн до 900 млн долл. Различаются и данные об общем количестве компаний, оказывающих услуги экспресс-доставки, — от 5 тыс. до 10 тыс. Такая ситуация характерна для несложившегося и бурно растущего сегмента, и, как отмечают специалисты, несмотря на то что в текущем году конкуренция стала более ощутимой, по-прежнему новые игроки достаточно свободно приходят на рынок, имеют все шансы закрепиться на нем и даже постепенно расширять свое присутствие.


Собственно, это вполне предсказуемый сценарий: ключевые игроки уже «прочертили дорожки» и следующим за ними компаниям проще находить понимание с непосредственными перевозчиками. Следует добавить, что рынок характеризует наличие некоего стандарта услуги, заданного хедлайнерами. Фактически конкуренция идет в основном в ценовом аспекте, поскольку клиенты в своих потребностях ориентируются на заданные ранее параметры.


По-прежнему определяющими для рынка являются корпоративные (business-to-business, B2B) отправления (около 65%). При этом становится более активным потребительское направление (busines-to-consumer, B2C). Интернет-продажи разогревают рынок экспресс-доставки все сильнее. По оценкам специалистов, продуцируемый потребителями-частниками спрос на услуги составляет уже около 20% рынка и темпы прироста в данном сегменте впечатляющие (около 30% в год). Впрочем, следует отметить, что сдерживающим фактором выступает долгий срок преодоления государственной границы. Около трети сделок заключается с зарубежными поставщиками... И таможенные задержки отпугивают потенциальных клиентов. Вместе с тем альтернативы экспресс-операторам для осуществления электронной торговли, в том числе и с заграничными поставщиками, нет, интернет-магазины являются главным драйвером спроса на данный вид услуг.


Дела столичные


Однако и традиционный сегмент, к примеру обмен документацией между субъектами бизнес-отношений, также дает неплохой прирост. Если говорить об обмене почтовых отправлений между юридическими лицами, эксперты отмечают, что быстрая доставка становится частью корпоративной культуры. В среднем увеличение объема оборота постоянных клиентов составляет около 5—7% в год. Кроме того, новые клиенты, ранее не пользовавшиеся услугами экспресс-доставки, дают еще примерно 7—10% в год.

В целом в условиях стабильного роста рынок не дает поводов для сенсационных заявлений. Даже прогнозы относительно расширения сегмента региональных поставок не сбылись в полной мере. Несмотря на заметное оживление в данном сегменте (на уровне 30-процентного ежегодного прироста), первую скрипку все равно играют Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники. На их долю приходится не менее 70% объема перевозок. Несмотря на достаточно скромный прирост (12—15%) в абсолютных цифрах, они по-прежнему не имеют равных.

Что касается способа доставки, эксперты отмечают незначительный рост автомобильных перевозок, что объясняется увеличением объема коротких по расстоянию доставок отправлений.

В пользу прогноза о том, что спрос на услуги экспресс-доставки останется высоким, говорит то, что многие предприятия уже не рассматривают ее как второстепенный, сугубо административный процесс, а видят реальные коммерческие преимущества пересылки грузов в минимальные сроки.


Имидж — все


Созревание рынка определяет специфику взаимоотношений между его участниками. Если раньше главным залогом выживания было наличие разветвленной филиальной сети или по крайней мере некоего пула региональных контрагентов, то теперь фокус конкурентной борьбы смещается на другой уровень.

Появляются нишевые игроки, специализирующиеся на отдельных услугах, и они не вступают в конкуренцию с теми, кто получает значительную прибыль от комплексных решений по доставке. Зачастую региональные операторы за счет собственных ресурсов стремятся вытеснить федеральных игроков из наиболее маржинальных сегментов. Специализация зачастую позволяет решить локальные бизнес-задачи.

Тем не менее на крупных игроков играет имидж. «DHL или EMS — это почти нарицательные имена, — отмечает начальник департамента корпоративных отношений компании «Эко плюс» Андрей Уваров. — Так или иначе, когда возникает потребность в оперативной доставке, как правило, специалисты не проводят маркетинговое исследование, а набирают в поисковике знакомые названия с тем, чтобы связаться с местным представительством компании».

Однако потенциал спроса настолько велик, что без работы не остаются ни традиционные лидеры, ни новые игроки. «Независимо от того, насколько остро протекает конкурентная борьба между операторами в конкретных ситуациях, вместе они стимулируют рост спроса, — уверен начальник департамента логистики Национальной нерудной компании Алексей Лабырин. — Для крупных компаний стоимость пересылки не играет особенной роли при условии обеспечения сроков доставки и сохранности груза». Субъекты малого и среднего бизнеса, естественно, менее мотивированы на использование экспресс-доставки в сфере внутренних коммуникаций, но для взаимодействия с внешней средой данный ресурс незаменим. По сути, можно смело говорить о некоем аутсорсинге, когда компания имеет возможность не создавать собственные профильные подразделения, а ограничиться лишь формированием заказов.

При этом для операторов экспресс-доставки возникают определенные вызовы. Глобализация постепенно меняет сознание потребителей, которые хотят получить товар или услугу немедленно, а для обслуживания на таком уровне необходима правильная работа с персоналом. Таким образом, именно человеческий ресурс становится преимуществом лидеров рынка: конкуренты могут воспроизвести бизнес-процессы, создать аналогичную инфраструктуру, но уровень сервиса будет зависеть не от прямых инвестиций, а от качества подготовки сотрудников.

Логично предположить, что и в дальнейшем рынок экспресс-доставки будет поступательно расти, а вступление России в ВТО в значительной мере уравновесит наметившийся крен в сторону увеличения внутренних доставок и сокращения международных. Несмотря на то что ряд участников прогнозируют некоторое снижение темпов роста в 2013 году, представляется, что больше оснований для реализации оптимистичного сценария, поскольку внутренние и внешние потребности в оперативной доставке в силу целого ряда причин будут только расти.

 

Мнение экспертов

НИКОЛАЙ ВОИНОВ, генеральный директор DPD в России


Рынок экспресс-доставки активно развивается, и в этом году темпы роста превышают 20%. В следующем году мы ожидаем, что темп роста несколько снизится и составит 15%. По-прежнему быстрее развивается рынок внутрироссийской экспресс-доставки, который почти в три раза превышает рынок международных отправлений.

Основной акцент экспресс-перевозчики делают на разработке специализированных отраслевых решений для наиболее привлекательных сегментов рынка, в частности для самого быстроразвивающегося сегмента — доставки товаров компаний дистанционной торговли. В сфере B2C сегодня представлены практически все крупные компании рынка транспортной логистики. Индустриальные решения актуальны также для рынка автозапчастей, электроники, косметики и ритейла, банков и страховых компаний. Именно оттачивание решений для конкретных отраслей и даже конкретных клиентов, кастомизация предложения и являются основным трендом на рынке экспресс-доставки.


АЛЕКСАНДР АЛДОНИН, первый заместитель генерального директора «ЕМС Гарантпост»

Рынок экспресс-доставки находится в состоянии стабильного роста, и в следующем году мы ожидаем продолжения этой тенденции. Прямого влияния от вступления России в ВТО в сфере экспресс-перевозок пока не наблюдается, поскольку внутреннее законодательство страны в данной области не претерпело никаких изменений.

Вместе с тем исполнительная и законодательная власти России готовят новую редакцию ФЗ «О почтовой связи», который, как надеются многие компании, работающие в данном секторе, приведет к значительному упрощению и равноправному подходу для всех участников рынка, особенно в вопросах международного сотрудничества и таможенного оформления. Сегодня осуществлять международный почтовый обмен может только ФГУП «Почта России», поскольку действующим законодательством возможность организации мест международного почтового обмена закреплена за федеральными (государственными) организациями почтовой связи. Все остальные участники рынка работают с международными отправлениями как с обычными грузами.


ДМИТРИЙ ПИКАЛОВ, директор по операционной деятельности TNT Express в России

Вступление в ВТО может принести России более 3% роста ВВП уже на начальном этапе. Логично предположить, что спрос на транспортные услуги должен вырасти. В первую очередь увеличатся объемы транзитных грузов ввиду роста внешней торговли. Положительным моментом станет ужесточение конкуренции. А к рискам я бы отнес возможное повышение цен на топливо, что может вызвать рост стоимости перевозок. Не исключено, что увеличение логистического рынка окажется более перспективным именно для зарубежных транспортных компаний. Таможенная политика теперь диктуется правилами ВТО, поэтому можно больше не опасаться необоснованного роста пошлин на многие виды товаров. Но приведение тарифов к «общему знаменателю» должно проходить постепенно, чтобы это не повредило экономике. Основная проблема сейчас — крайне неудовлетворительное качество и количество российских дорог, удорожающие стоимость перевозок. И теперь этим вопросом вполне могут озадачиться иностранные компании, которые в последнее время считают каждый цент.

30 Ноября 2012,  Дмитрий Ханцевич

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2124

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли Счёт на секунды: логистика в сфере ретейла и доставки в Петербурге