Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Автомобиль как основное средство, изменения в НДФЛ и НДС

Автомобиль как основное средство, изменения в НДФЛ и НДС

На сегодняшний день подавляющее большинство фирм и компаний, не относящихся к автотранспортной отрасли, используют в своей деятельности автотранспортные средства. Автомобили арендуются у других фирм или физических лиц, но нередко приобретаются фирмами в собственность.

Автомобиль, как и иное имущество организации, подлежит отражению как в бухгалтерском, так и в налоговом учете фирмы, операции по движению этого вида активов должны подтверждаться первичными учетными документами.

В предлагаемой читателям статье мы рассмотрим самые основные моменты, касающиеся учета автомобилей, а также кратко коснемся иных вопросов, касающихся налогообложения некоторых операций, осуществляемых с автомобилями.


Для начала обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), из ст. 128 которого следует, что автотранспортные средства являются объектами гражданских прав. Поскольку автомобили - это объекты гражданских прав, они на основании ст. 129 ГК РФ могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, при условии что эти объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Автотранспортные средства относятся к движимым вещам , что следует из ст. 130 ГК РФ. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.  Для автотранспортных средств государственная регистрация требуется .
Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. утверждено Постановление N 938 \"О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации\". Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Автомобили и в бухгалтерском, и в налоговом учете учитываются в качестве объектов основных средств , поскольку удовлетворяют всем условиям, которые должны выполняться для принятия активов в состав основных средств. В целях организации бухгалтерского учета автомобилей следует руководствоваться, в частности:
- Положением по бухгалтерскому учету \"Учет основных средств\" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).
Осуществляя налоговый учет автомобилей, необходимо руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 транспортные средства, как мы уже отметили выше, относятся к основным средствам. В составе основных средств учитываются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств.

Автомобили, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.
Все без исключения хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, что установлено ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ \"О бухгалтерском учете\".

Организации самостоятельно разрабатывают внутренние положения, инструкции и иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета автомобилей и контроля их использования (п. 5 Методических указаний N 91н). В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 \"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств\" (п. 7 Методических указаний N 91н). Названным Постановлением утверждены следующие  формы по учету основных средств, которые следует применять для учета автомобилей :
- форма N ОС-1 - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- форма N ОС-1б - Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);
- форма N ОС-2 - Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;
- форма N ОС-3 - Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;
- форма N ОС-4а - Акт о списании автотранспортных средств;
- форма N ОС-6 - Инвентарная карточка учета объекта основных средств;
- форма N ОС-6б - Инвентарная книга учета объектов основных средств.

Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи. Они могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

Автомобиль может быть приобретен организацией как у другой организации, использовавшей этот автомобиль ранее, так и в торговой сети. В этой связи несколько слов следует сказать о заполнении формы N ОС-1. В Письме Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2005 г. N 01-02-09/205 \"О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N ОС-1 и ОС-4а, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7\" даны следующие разъяснения. В унифицированной форме первичной учетной документации N ОС-1 реквизит с грифом \"Утверждаю\" заполняется обеими организациями (получателем и сдатчиком) при передаче объекта основных средств с баланса на баланс с целью включения объектов в состав основных средств или их выбытия из состава основных средств (операция приема-передачи объектов). В случае приобретения объекта у организации-продавца через сеть оптовой или розничной торговли для использования его покупателем в качестве основного средства форму N ОС-1 заполняет только организация-получатель (покупатель). При этом реквизиты организации-сдатчика (продавца), то есть левый блок с грифом \"Утверждаю\" (в том числе \"Подпись руководителя\", \"М.П.\" и \"Дата\"), не заполняются, поскольку продаваемый объект не числится у продавца в составе основных средств, а является товаром (здесь нет бухгалтерской операции приема-передачи, есть договор купли-продажи).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является  инвентарный объект . Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Например, подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) - в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов (п. 10 Методических указаний N 91н).

Каждому автомобилю при принятии его к бухгалтерскому учету должен быть присвоен соответствующий инвентарный номер, сохраняемый за объектом на весь период его нахождения в данной организации. Такой порядок установлен п. 11 Методических указаний N 91н. Организация, имеющая небольшое количество автомобилей, может осуществлять их учет в  инвентарной книге  с указанием необходимых сведений об объектах по их видам и местам нахождения.

В начале статьи мы сказали, что автомобили учитываются в качестве объектов основных средств, поскольку удовлетворяют всем необходимым условиям. Что же это за условия?

Всего таких условий четыре, и перечень их предусмотрен п. 4 ПБУ 6/01:
1) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
2) использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Анализ п. 4 ПБУ 6/01 показывает, что стоимостного критерия отнесения объекта к основным средствам не установлено. Однако п. 5 ПБУ 6/01 определено, что активы, в отношении которых выполняются все четыре условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01 и стоимостью не более 20 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе МПЗ. Но, как показывает практика, стоимость автомобиля, даже бывшего в эксплуатации, значительно превышает установленный предел.
Принимая автомобиль к учету, организация должна определить срок его полезного использования.  Срок полезного использования  - это период времени, в течение которого имущество способно приносить экономические выгоды (доход).

Определение срока полезного использования на основании п. 20 ПБУ 6/01 производится исходя:
- из ожидаемого срока использования автомобиля в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- из нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).

Чаще всего при установлении срока полезного использования автомобилей в целях бухгалтерского учета используют законодательно установленные нормы, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 \"О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы\" (далее - Постановление N 1). Несмотря на то что этот документ предназначен для налогового учета, п. 1 определено, что он может применяться в целях бухгалтерского учета.
Для правильной классификации объектов основных средств помимо Постановления N 1 можно применять Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), используемые им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (ст. 256 НК РФ).

Под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, автотранспортные средства, удовлетворяющие перечисленным условиям, в целях налогообложения прибыли будут являться основными средствами, подлежащими амортизации. Амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ, если иной порядок не предусмотрен гл. 25 НК РФ (п. 9 ст. 258 НК РФ).
Демонстрационные автомобили, используемые по программе \"тест-драйв\" и \"подменное авто\", относятся к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ. Об этом сказано в Письме Минфина России от 24 апреля 2007 г. N 07-05-06/105.
Правила оценки основных средств установлены разд. 2 ПБУ 6/01. Согласно п. 7 ПБУ 6/01 автомобили принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В случае приобретения авто за плату, его первоначальная стоимость определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение автомобиля за плату  согласно п. 8 ПБУ 6/01 будут являться:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку основного средства и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основного средства;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением основного средства (например, в Письме Минфина России от 29 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/61 отмечено, что в сумму фактических затрат на приобретение транспортных средств включаются государственная пошлина и плата за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемые в связи с приобретением основных средств);
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретено основное средство;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением основного средства.

В Письме Минфина России от 29 сентября 2009 г. N 03-05-05-04/61 обращено внимание на то, что в первоначальную стоимость транспортных средств включаются в том числе государственная пошлина и плата за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемые в связи с приобретением транспортных средств.

Стоимость основного средства, по которой он принят к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, за исключением случаев дооборудования, реконструкции, модернизации и переоценки.
Первоначальная стоимость основного средства в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. В первоначальную стоимость основных средств не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Первоначальной стоимостью основных средств, являющихся предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на их приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. Исключение составляют суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Изменение первоначальной стоимости основных средств в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ возможно в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и по иным аналогичным основаниям.

Стоимость автомобилей, согласно п. 17 ПБУ 6/01, погашается посредством начисления амортизации . Начисление амортизации по автомобилям, сданным в аренду, производится арендодателем. Если автомобиль входит в состав имущественного комплекса, переданного в аренду по договору аренды предприятия, амортизация по ним начисляется как по иным объектам, находящимся у организации на праве собственности.

Если автомобиль является предметом договора финансовой аренды (лизинга), то амортизация по нему начисляется либо лизингодателем, либо лизингополучателем в зависимости от условий договора (п. 50 Методических указаний N 91н).

Начинать начисление амортизации в соответствии с п. 21 ПБУ 6/01 следует с 1 числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учету и производить до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета. Например, если автомобиль принят к учету в феврале, то начисление амортизации по нему следует начинать в марте.
Прекращать начисление амортизации следует с 1 числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости автомобиля либо его списания с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01). То есть если стоимость автомобиля погашена в феврале, с 1 марта амортизация по нему уже не начисляется.

Начисление амортизации в течение срока полезного использования автомобиля не приостанавливается. Исключение составляют случаи, когда автомобиль по решению руководителя организации переведен на консервацию на срок более 3-х месяцев, а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому оно относится (п. 24 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации по автотранспортным средствам производится  одним из способов , предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01, п. 53 Методических указаний N 91н:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ начисления амортизации по группе однородных автотранспортных средств организация должна применять в течение всего срока использования объектов, входящих в эту группу. Независимо от выбранного способа начисления амортизации ежемесячно следует начислять амортизацию в размере 1/12 годовой суммы.
НК РФ предусмотрено два метода начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества: линейный и нелинейный. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.
С начала очередного налогового периода допускается изменение выбранного метода начисления амортизации. При этом с нелинейного метода на линейный можно перейти не чаще одного раза в пять лет, что установлено п. 1 ст. 259 НК РФ.

Начисление амортизации по основным средствам, в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было введено в эксплуатацию.

При линейном методе сумма амортизации определяется ежемесячно отдельно по каждому объекту основных средств, что определено п. 2 ст. 259 НК РФ. Порядок расчета сумм амортизации при линейном методе установлен ст. 259.1 НК РФ. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.2 НК РФ.

Следует обратить внимание на то, что если организацией не будут выполнены все условия для включения автотранспортных средств в состав ОС, не будут надлежащим образом оформлены первичные учетные документы по поступлению и вводу ОС в эксплуатацию, при проверке со стороны налоговых органов могут возникнуть претензии в отношении правомерности включения в состав расходов сумм начисленной амортизации.

В качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 марта 2010 г. по делу N А27-11880/2009. Налоговый орган, проведя проверку налогоплательщика, доначислил организации сумму налога на прибыль, мотивировав свое решение тем, что организацией занижена налоговая база на сумму амортизационных отчислений по транспортным средствам (бульдозерам). Организацией не представлены документы, подтверждающие право собственности на самоходную технику (бульдозеры), документально не подтверждена возможность эксплуатации бульдозеров и факт ввода их в эксплуатацию.
Срок полезного использования в целях применения ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования принадлежащим ему на праве собственности транспортным средством.

Арбитражным судом первой инстанции установлено, что у организации отсутствует право собственности на бульдозер, отсутствует допуск к эксплуатации бульдозеров, не представлено доказательств, подтверждающих использование бульдозеров в производственной деятельности. Первичные бухгалтерские документы составлены с нарушением действующего законодательства, в связи с чем не подтверждают факты приема бульдозеров, постановки на учет самоходной техники в установленном законом порядке, включение их в состав основных средств и ввод в эксплуатацию. Наличие инвентарной карточки не является достаточным доказательством права собственности на технику.

Согласно п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Согласно п. 2.15 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России от 16 января 1995 г. и разработанных в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской федерации от 12 августа 1994 г. N 938 \"О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации\", эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Арбитражным судом установлено, что обществом не зарегистрирована самоходная техника в органах Гостехнадзора, отсутствуют документы, подтверждающие прохождение технических осмотров бульдозеров, не представлено документов, подтверждающих участие бульдозеров в производственной деятельности, акты приема-передачи самоходной техники и инвентарные карточки учета основных средств составлены с нарушением установленного порядка и не подтверждают ввод в эксплуатацию техники в проверяемом налоговом периоде.

Как указал суд, в соответствии с нормами ст. ст. 256, 258 НК РФ отсутствие фактического использования техники организацией для извлечения дохода, отсутствие права собственности на бульдозер, отсутствие документального подтверждения ввода в эксплуатацию техники является основанием для исключения из расходов амортизационных отчислений по самоходной технике. Судом сделан правильный вывод о неправомерном отнесении обществом самоходной техники к амортизируемому имуществу.

Налогоплательщики, согласно п. 1 ст. 259.3 НК РФ, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Этот коэффициент применяется в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности только при начислении амортизации в отношении указанных объектов.

В отношении собственных амортизируемых основных средств вправе применять специальный  коэффициент не выше 2  налогоплательщики:
- сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);
- организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Специальный коэффициент, но не выше 3 , налогоплательщики, согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, вправе применять в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга). Причем этот коэффициент применяется теми налогоплательщиками, у которых основные средства учитываются в соответствии с условиями договора лизинга, и только в отношении основных средств, относящихся к четвертой - десятой амортизационным группам, то есть в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 5 лет. В Письме Минфина России от 19 января 2009 г. N 03-03-06/1/19 уточнено, что коэффициент ускоренной амортизации в отношении названных основных средств применяется при любом способе начисления амортизации.

Специальный коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации налогоплательщики вправе применять в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, что установлено пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.
Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.

Пункт 4 ст. 259.3 НК РФ допускает начисление амортизации по нормам, ниже установленных гл. 25 НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения в порядке, установленном для выбора применяемого метода начисления амортизации.
В зависимости от количества и вида автомобилей в организации затраты на ремонт могут учитываться в целях бухгалтерского учета единовременно, отражаться в составе расходов будущих периодов или списываться за счет сумм резерва на ремонт основных средств, создаваемого организацией.

Для организаций с небольшим количеством автомобилей, а также в тех случаях, когда единовременное списание затрат на ремонт основных средств не может оказать существенного влияния на себестоимость производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), наиболее приемлемо единовременное списание расходов на ремонт. Затраты на ремонт основных средств, в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01, отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Согласно п. 7 ПБУ 10/99 расходы на приобретение запчастей, комплектующих, расходы на содержание и эксплуатацию автомобилей, поддержание их в исправном состоянии, относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на основании п. 18 ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии, согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются в целях налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Налогоплательщики, руководствуясь п. 3 ст. 260 НК РФ, могут создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств. Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств определен ст. 324 НК РФ.

Выбытие автомобилей , согласно п. 29 ПБУ 6/01 и п. 76 Методических указаний N 91н, в частности, имеет место в случаях:
- продажи;
- прекращения использования вследствие морального или физического износа;
- ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд;
- передачи по договору мены, дарения;
- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;
- выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
- в иных случаях.

Во всех вышеперечисленных случаях выбывающий объект основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета организации.
Если автомобиль списывается с бухгалтерского учета в результате продажи, выручка от продажи, согласно п. 30 ПБУ 6/01, принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи.

Доходы и расходы от списания автомобиля с бухгалтерского учета отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов, что определено п. 31 ПБУ 6/01, п. 86 Методических указаний N 91н.
При продаже автомобиля на сумму реализации необходимо начислить НДС, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом установлены ст. 323 НК РФ. Согласно названной статье налогоплательщик определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту.
Если выручка от реализации превышает остаточную стоимость имущества и расходы по реализации, финансовым результатом от реализации будет прибыль. Полученная прибыль включается в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества.

Если же остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превысит выручку от реализации, разница между этими величинами будет убытком налогоплательщика, который в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ учитывается в целях налогообложения прибыли в особом порядке. Убыток от реализации амортизируемого имущества включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, который определяется как разница между сроком полезного использования имущества и сроком его фактической эксплуатации до момента реализации.

Итак, мы очень кратко рассмотрели основные вопросы, касающиеся учета таких объектов основных средств, как автомобили.
Выше мы упомянули о том, что при продаже автомобиля на сумму реализации необходимо начислить НДС, ведь согласно п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

Хотим обратить внимание читателей на то, что в соответствии с пп. 5.1 ст. 154 НК РФ при реализации автомобилей, приобретенных ранее у физических лиц, которые не являются налогоплательщиками, и для перепродажи, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения автомобиля.
Эта особенность будет касаться, в основном, автосалонов, которые приобретают подержанные автомобили у физических лиц с целью их дальнейшей продажи. Но определять налоговую базу по НДС таким образом сможет и фирма, приобретшая у физического лица, не являющегося налогоплательщиком НДС, автомобиль с целью его использования в своей деятельности, но по каким-то причинам не начавшая его эксплуатировать, а решившая этот автомобиль продать.

Для расчета НДС применяется расчетная ставка 18/118, что установлено п. 4 ст. 164 НК РФ.
Раз уж мы коснулись вопроса приобретения автомобиля у физического лица, нельзя не рассмотреть вопрос о том, является ли в данном случае организация, выплачивающая доход физическому лицу, налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц.

Статьей 226 НК РФ определено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ при получении физическими лицами доходов от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, исчисление и уплату налога указанные лица производят самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ \"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона \"О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации\" ст. 217 НК РФ дополнена п. 17.1, предусматривающим освобождение от налогообложения доходов, получаемых физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет.
Статьей 6 Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ предусмотрено вступление в силу данной нормы с 1 января 2010 г. То есть с 1 января 2010 г. указанные доходы освобождаются от налогообложения на основании п. 17.1 ст. 217 НК РФ. При этом представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговые органы не требуется.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2178

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Кризис на колесах: логистика дорожает из-за дефицита кадров 5 раза Логистические платформы — маркетплейсы как инструмент для организации грузоперевозок В России разработали математическую модель идеального автоматизированного склада