Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Чем похожи успешные компании?

Жартун Вадим Александрович
Генеральный директор консалтинговой компании «Nova Team»
17.01.2012

Чем похожи успешные компании?

Компания - сложная система. Каждая компания - особенная, даже если речь идет о компаниях из одной отрасли. Вот только все успешные компании чем-то неуловимо похожи. Разумеется, речь идет о компаниях, работающих на конкурентных рынках. Если вы - естественный монополист с неограниченным административным ресурсом и на вывеске вашего офиса написано ОАО «Газпром», то дальше можете не читать, ничего полезного для себя вы здесь не найдете.

Так вот, если в своем бизнесе вы можете рассчитывать только на себя, то вы уже, наверное, задумывались о том, в чем кроется секрет успеха таких компаний, как Apple, Toyota, Wallmart, Google, Lockheed и так далее. (Я честно попытался вспомнить названия российских компаний подобных масштабов, создавших себя с нуля, а не выросших на обломках советского наследия, но не особенно в этом преуспел.)

Если искать секрет успеха «в лоб», то результат получается никчемный: у Apple - замечательный дизайн, Toyota сделала ставку на качество, Wallmart придумал формат гипермаркета, в Google умеют найти все, что угодно, а Lockheed знает, как заставить летать любую странного вида ерундовину, да еще и делает ее невидимой для радаров. Вот узнали мы это - и что? Может ли это как-то нам помочь? Ответ очевиден - нет.

Нужно копать глубже, искать то, что эти компании объединяет, то, что делает их всех успешными и может, в потенциале, сделать такой же успешной вашу компанию. Решение оказалось на удивление простым и очевидным:

Чтобы компания успешно развивалась, ей нужны два потенциала: творчество и качество. Творчество - способность создавать что-то новое; качество - умение делать это хорошо. Но «компания» понятие абстрактное, комплексное. Компанию составляет множество различных вещей, но только одна из них умеет творить. Ни торговая марка, ни расчетный счет, ни Устав или ИНН пока еще ничего нового не создали. Изобретают только люди. И они же допускают трагические ошибки, которые могут пустить под откос самое перспективное начинание. Именно от того, из каких людей состоит компания, зависит ее успех.

Дальше - проще. Начнем с новизны. Есть те люди, которые постоянно придумывают что-то новое, есть те, которые это новое отвергают, и есть те, кто не морочит себе всем этим голову и просто работает с тем, что есть. По отношению к качеству тоже есть три категории людей: те, кто постоянно делает ошибки; те, кому приходится эти ошибки находить и исправлять; и те, кто ошибается изредка, самостоятельно разбираясь с последствиями своих действий.

Три категории по вертикали, три по горизонтали - получается матрица из девяти клеточек, в каждой из которых находится один характерный тип сотрудников. Плюс еще одна, десятая категория, которая стоит несколько особняком. Мне кажется, вы легко их узнаете из описаний. Обращаю ваше внимание на то, что названия категорий в значительной степени условны (замените их просто цифрами по порядку, если хотите), принципиально важны только описания.


Сумасшедший

Фонтанирует идеями, является автором трех оригинальных концепций вечного двигателя, ненапечатанного сборника стихов, пишет оперу для бензопилы и симфонического оркестра, знает все о мировой закулисе, египетских пирамидах и планете Нибиру, уверенно предсказывает ежегодный экономический апокалипсис. Социально активен, любит выдвигать инициативы и писать письма в газеты. Следит за последними новостями во всех областях сразу, во всем, чем занимается, креативен и крайне поверхностен. Ничего не доводит до конца, ничего из сделанного им не работает. Самые грандиозные из его идей воплотить невозможно в принципе, так как для реализации они требуют либо атомной электростанции, либо миллиарды долларов, либо вживить всем жителям земли в голову специальный чип его оригинальной разработки.

Аудитор

Прекрасно помнит, как все «вот это» было организовано еще в 1950 году на закрытом оборонном заводе численностью 100000 человек и считает тот период вершиной развития цивилизации: вот это был «менеджмент» когда мы спутники запускали, а сейчас? Тьфу.. Поэтому к нововведениям относится крайне скептически и легко находит в них слабые места. Благодаря уникальному опыту находит чужие ошибки по еле заметным признакам: на стук, на звук, по первым трем цифрам отчета. Всяческие нормативы, СНИПы, ГОСТы и т.д. знает наизусть и бывает крайне полезен в отраслях, где технологии не меняются десятилетиями. К новичкам и дилетантам относится с нескрываемым презрением, любит долго и нудно читать нотации, весело и с огоньком - байки из славного прошлого.

Бестолочь

Название говорит само за себя: что бы ему не поручили, он всегда найдет способ все испортить. При этом не важно, что является его движущей силой - непобедимая лень или чрезмерная инициатива, игнорирование элементарных правил безопасности или сверхосторожность, крайнее невезение или непроходимый идиотизм - результат любых его действий оказывается одинаково печальным. В присутствии таких людей сами собой зависают компьютеры, опрокидываются кружки с чаем, перегорают источники бесперебойного питания, теряются важные документы.

Профессионал

Что бы ему ни поручили, он находит самый быстрый и эффективный способ это сделать. Надежен, работоспособен, любит то, чем занимается. Его рабочее место и инструменты (хоть компьютер, хоть гаечный ключ) находятся в безупречном порядке. Знает себе цену, нуждается не столько в контроле, сколько в признании. Иногда, для вида, любит, чтобы его поуговаривали, прежде чем взяться за очередное задание особой сложности. Часто зацикливается на какой-то одной конкретной области и не желает выходить за ее пределы. Впрочем, если его все-таки уговорить, справляется отлично.

Бюрократ

Он уже все организовал, как считает нужным, и любую новизну воспринимает как покушение на конституционный порядок. Его система странным образом работает, но напоминает карточный домик: падает от малейшего дуновения ветерка. Каждая новая версия программного обеспечения вызывает у него истерику, поэтому у него самый древний в офисе компьютер и сисадмин старается обходить его стороной. Любит бумажные документы и содержит их в удивительном порядке. Естественной средой обитания бюрократа является бухгалтерия, архив или отдел кадров. Работает медленно и искренне считает, что быстрее - невозможно.

Новатор

Имеет смартфон последней модели, компьютер последней модели и еще кучу каких-то экзотических электронных штуковин тоже последней модели, разумеется. Любит учиться, много читает, охотно делится новинками с коллегами. Его хлебом не корми, дай что-нибудь улучшить, даже если оно и так работает безупречно, что иногда приводит к недоразумениям. Часто увлекается и тратит много времени (в том числе - личного) на постоянную модернизацию всего и вся, иногда - в ущерб основной работе. Интуитивно понимает любое новое программное обеспечение без чтения инструкций.

Ретроград

Чаще всего - человек пенсионного возраста. Новое ненавидит, не может освоить и поэтому не доверяет ему. Осторожно тычет в компьютер одним пальцем, при этом на его лице читается ожидание того, что эта шайтан-машина вот-вот взорвется. В Excel формулы не использует, все пересчитывает на калькуляторе. Из-за своей хронической технологической отсталости тратит на пятнадцатиминутную работу целый день, но считает себя крайне  загруженным и трудолюбивым. Слова «менеджмент», «маркетинг», IPO и так далее считает матерными. Искренне считает, что при Сталине весь топ-менеджмент компании стоило бы расстрелять и переживает, что сейчас это невозможно. Ошибки делает либо очень глупые, либо крайне изощренные, искать и исправлять их сложно, так как для этого часто приходится переделывать всю работу заново.

Гений

Редкое сочетание лучших качеств новатора и профессионала. Его стиль - браться за любую новую задачу и успешно решать ее с первого раза, попутно создавая новые технологии, инструменты и методы. Часто чинит приборы, которые никогда до этого не видел, благодаря чему имеет в компании репутацию «волшебника». Эрудирован, легко перескакивает из одной области знания в другую, ухитряясь, например, использовать знание биологии при решении управленческих задач и наоборот, в своих любимых темах разбирается глубоко, имеет собственное мнение по любому поводу. С удовольствием учит других, искренне не понимая, «как можно не знать таких элементарных вещей»? Может легко заскучать, решая типовые задачи, или перегрузить себя, так как не верит, что кто-то может сделать какую-то работу лучше, чем он.

Исполнитель

Вечное четвертое место на любых соревнованиях, человек, которого вы никогда не увидите ни на пьедестале, ни «на ковре» у разгневанного босса. Ни громких побед, ни грандиозных провалов. Распоряжения выполняет слепо - без рассуждений и инициативы. Работа для него не цель, не враг, не место для творчества, не развлечение, а просто средство. Для чего - отдельный вопрос. Чаще всего - для заработка, чтобы хватало на жизнь, не особенно больше. Иногда (и это самое опасное) - для карьерного роста. Шаг за шагом, тихо, незаметно такая «серая мышь» прогрызает себе дорогу наверх. А когда добирается, пытается привести к общему знаменателю всех, кто находится рангом ниже ее. Основная добродетель для таких людей - быть «как все», «не высовываться».

Пророк

Часто выглядит, говорит и ведет себя довольно странно, производя  впечатление человека «не от мира сего». Он мыслит и работает в той области, куда остальные еще просто не дошли, так что понять толком, что он делает, почему именно так, и каков будет результат, никто не может. Результаты его действий в лучшем случае можно будет объективно оценить через годы, если не через десятилетия, поэтому пророка очень сложно отличить от лжепророка, на чем многие и пытаются спекулировать. Признанные пророки, подтвердившие свои гениальные предвидения, становятся корпоративными легендами, о которых пишут книги. Участь непризнанных пророков печальна - обида на всех и довольно жалкое существование из-за неумения применить себя в обыденной жизни.

Очевидно, что мы получили пять положительных типажей и пять отрицательных, каждый типаж имеет свою противоположность:
  • гений - ретроград
  • новатор - бюрократ
  • профессионал - бестолочь
  • аудитор - сумасшедший
  • пророк - исполнитель
Эти противоположности уравновешивают друг друга, так что положительный эффект от наличия в компании гения легко может быть сведен на нет наличием ретрограда достаточно высокого ранга. Более того, чем выше по должности отрицательный персонаж, тем большее количество положительных нужно для того, чтобы нивелировать его влияние на компанию. При этом компания будет успешно потреблять ресурсы и давать очень скромный результат.

Первый вывод из этой ситуации очевиден: от людей с отрицательным потенциалом нужно избавляться как можно быстрее, без сожалений, при первой же возможности, иначе они быстро приведут к гибели компании:
  • сумасшедший - вовлечет вас в какую-нибудь авантюру
  • бестолочь - распугает клиентов низким качеством продуктов или услуг
  • ретроград - отбросит вас в каменный век на радость технологичным конкурентам
  • бюрократ - зарегулирует все, что можно и что нельзя
  • исполнитель - распугает самых талантливых и неординарных сотрудников.
Второй вывод чуть сложнее: в каком-то виде баланс сил в компании все равно должен существовать, но это не баланс между новаторами и бюрократами, профессионалами и бестолочами, а баланс несколько другого рода.

Пять положительных типажей можно выстроить в линейку по порядку убывания рисков, которые каждый из них способен принести организации. Центральное место в этой линейке будет занимать гений, как воплощение идеального сочетания творческого потенциала и высокого качества работы, на противоположных краях - пророк и аудитор.

Для того, чтобы снижать риски, компании имеет смысл балансировать творческий полет пророка опытом и знаниями аудитора, а стремление новатора ко всему передовому - ориентацией профессионала на достижение конкретного результата.

А что же с гениями, спросите вы? Просто не мешайте им, и все будет хорошо...
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58456/
https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1091

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 – конференция про складские технологии «Нужна наценка минимум в 200%»: 8 советов начинающим продавцам на маркетплейсах