Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Страхование: кто останется на рынке в 2012 году?

Страхование: кто останется на рынке в 2012 году?

Для большинства граждан нашей страны знакомство со страховыми компаниями началось в июле 2003 году, когда вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО).



Этот закон был революционным в своём роде и переворачивал весь рынок с ног на голову, из «понятийной» в правовую плоскость. Он стал едва ли не самым обсуждаемым законопроектом 2003 года. Закон об ОСАГО дал определенные гарантии автовладельцам ТС и толчок к развитию страхового бизнеса в России.

Страховщики получили, наконец, те самые инвестиции, которые открыто, просили у государства для развития своего бизнеса.
С этого момента страховой бизнес начал бурно развиваться. Импульс для развития был создан, и в 2010 году страховой рынок в России преодолел объем в 1 триллион рублей собранных страховых премий, что например в 5 раз больше бюджета России 1999 года.
Страховое лобби сейчас является очень сильным в Государственной Думе и со страховыми компаниями считаются на всех уровнях государственной власти.
Но вернёмся в начало…
Тогда в 2003 году создали огромный рынок, никем не заполненный. Торговать автогражданкой начали практически все. Правительство поручило РСА (Российскому союзу автостраховщиков) контролировать ситуацию, но контроль осуществлялся из рук вон плохо. Для тех, кто не знает, ОСАГО у всех компаний на любое ТС должно стоить одинаково. Бланки по ОСАГО имеют одинаковую форму (отличаются только штампами, вручную проставленными в компаниях на местах), печатаются на Гознаке, себестоимость изготовления бланка в 2011 году составляет 2 рубля 94 копейки. В 2003 году этот продукт был высокорентабельным и самое главное, бланки строгой отчетности (БСО) получались страховыми компаниями предельно просто в неограниченных объёмах.
Эта ситуация создала предпосылку для чёрного рынка. Ведь большинство бланков (более 75%) реализовывается не через офисы продаж страховых компаний, а через страховых посредников (МРЭО, ГАИ, различных агентов и брокеров), а посредникам. Важно что? Правильно, возможность заработка и соответственно % комиссионного вознаграждения, который они получали за реализацию полиса.
Создалась ситуация, когда на рынок выбросили огромное количество полисов различных компаний непонятного происхождения. Страховые компании создавались, быстренько получали у ФССН лицензию, заказывали на Гознаке печать миллиона полисов, реализовывали их через посредников, но при этом никому ничего не платили при ДТП. Крайним оставался РСА, и в народе ОСАГО из-за длительных судебных процессов и сложности получения причитающихся денег начали называть «лохотроном» и тут конечно была своя правда.
РСА пришлось ужесточить выдачу лицензий, но количество полисов выпущенных на Гознаке в 2003 году хватило, чтобы реализовывать их в отдалённых уголках нашей страны и в 2009-2010 годах.
С рынка, «поснимав сливки», ушли многие. Последняя компания из «большой десятки», которая ушла с рынка ОСАГО, была страховая компания «Русский мир», её выкупил за долги «Росгосстрах» в 2009 году.
Постепенно рынок начал консолидироваться и этот процесс не останавливается и сейчас.
На долю ТОП-10 приходится порядка 75% рынка, а ТОП-50 — 97%.
Консолидация вместе с уходом слабых игроков идёт, но крайне незначительными темпами. Даже сейчас остаётся множество компаний, которые не выполняют свои обязательства перед клиентами.
Вместе с тем, тарифы по ОСАГО не индексировались с 2003 года, т.е. с момента введения, а накопленная инфляция с этого момента уже достигла 242%, то есть сама доходность страховщиков по ОСАГО падала из года в год. К 2009 году она подошла вплотную к пограничному состоянию. А к середине 2011 года средняя убыточность по ОСАГО составила 118%, то есть ОСАГО стал убыточным видом для страховщиков.
Страховые компании до последнего сохраняли его в портфеле по нескольким причинам:
1. данный продукт самый ликвидный и получаемые деньги можно направить на развитие компании,
2. ОСАГО рассматривается как «ключ-сцепка» к добровольному виду КАСКО, а рынок КАСКО в России по темпам роста является первым в Европе.
Но в 2011 году практически все компании начинают пересматривать своё отношение к ОСАГО: пересматриваются позиции по отдельным регионам, по отдельным сегментам и нишам.
Например, страховщики приходят к выводу, что страховать такси и автобусы компаниям уж очень невыгодно, и они с большой неохотой будут принимать к себе на страхования данные ТС.
В июле 2011 года правительство пошло навстречу страховщикам, повысив ряд коэффициентов, применяемых при расчёте, это позволило повысить тариф в среднем на 13% по стране и увеличить сборы на 12-14 млрд. рублей в год, но это только временный вариант. Грядут огромные изменения в самой системе ОСАГО.
Единственное, что останавливает Правительство в части нововведений по ОСАГО, это предстоящие выборы в России в 2011-2012 году и 37-миллионая армия автолюбителей, которые как не крути, являются значительной долей электората.
Что же ждет нас в 2012 году?
РСА серьёзно решил навести порядок в рядах своих членов и ввёл следующие очень серьезные нововведения.
Теперь все страховщики будут делиться на 5 групп с учётом их платёжеспособности. Отнесение к той или иной группе будет происходить на базе коэффициентов: соотношение между количеством жалоб и заявленными страховыми случаями и количеством заключенных договоров.
Права и обязанности страховщиков в каждой группе распределятся таким образом: у членов 1 группы будет «безлимитный тариф» по выдаче полисов; компании 2-3 групп получат количество бланков, которое позволит обеспечить рост портфеля на 30% и 20% (по каждой группе соответственно); члены 4 группы смогут получить число бланков, позволяющее только лишь поддерживать текущий объем портфеля; страховщики 5 группы вообще не смогут получить бланки.
Что это означает на практике?
ТОП-10 компаний поделят весь рынок между собой практически полностью. И мы с высокой долей вероятности уже не увидим на нём многих существующих мелких игроков. Обычный автолюбитель от этого «наведения порядков» должен только выиграть, так как риск проблем с выплатами касался как раз мелких игроков, которые и были самым проблемным звеном во всей системе ОСАГО.
Игроков станет меньше - порядка больше, рынок «автогражданки» станет более прозрачным и честным. Это должно стать первой предпосылкой для вхождения и интеграции России в общеевропейскую систему «Зелёная карта» уже на правах полноправного члена.
Но на этом РСА и Правительство РФ не остановится. Следующими пунктами в акции по «закручиванию болтов» станут следующие действия:
1. Создание единой базы страховщиков. В расчёте ОСАГО есть такой маленький коэффициент бонус-малус — это скидка за безубыточное вождение, либо наоборот повышающий коэффициент при ДТП. Приблизительные потери только из-за этого коэффициента составляют более 25 миллиардов рублей в год. Страховщики делают неоправданные скидки, которые на самом деле не подтверждаются при проверке, или клиент после ДТП, чтобы не платить повышающий коэффициент в своей страховой компании просто идёт в другую. Страховые компании не синхронизируются друг с другом.
2. Страховщикам отдают на откуп техосмотр с января 2012 года. 22 июня Совет Федерации одобрил закон «Об обязательном техническом осмотре автомобилей». Законом планируется передать функции техосмотра из МВД под контроль Российского союза автостраховщиков (РСА).
3. Будут повышаться лимиты по страховым выплатам со 120 тысяч по имуществу и 160 тысяч рублей по ущербу здоровья, до 400 и 500 тысяч соответственно, это конечно отразится и на изменении тарифов. Предположительно ОСАГО во 2-й половине 2012 года может увеличиться в цене в 2 раза. То есть в среднем по Смоленску оно поднимется с 2800 рублей, до 5600 тысяч рублей за одно ТС.
4. Будет повышен лимит выплат в рамках упрощённой системы оформления страхового случая с 25 до 50 тысяч рублей.
5. Потерпевший теперь будет обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО. Это упростит систему взаимодействия клиентов со страховщиками.
Для сравнения в Европе лимиты на ДТП установлены гораздо выше, чем в РФ и составляют в среднем 1 млн. евро на ТС, к тому же в Европе огромное значение уделяют здоровью и лимиты на пострадавших при ДТП ещё выше.
Так что России с её дорогами и дураками на них, есть ещё куда стремиться. Важно, что этот процесс начался уже сейчас и созданы все предпосылки для качественного изменения рынка ОСАГО.

Автор: Кирилл Соловьёв, начальник  отдела приграничного страхования страховой компании  «Согласие»
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 964

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Спрос на международные перевозки до конца июля увеличится – эксперты Счёт на секунды: логистика в сфере ретейла и доставки в Петербурге логистику и персонал «Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады