Оптимизация грузопотока путем консолидации отправок Наиболее приоритетной задачей для компании в период экономического кризиса является снижение себестоимости продукции за счет уменьшения логистических издержек. Одним из возможных мероприятий по сокращению транспортных расходов может стать консолидация отправок. Такой вариант следует рассматривать, когда параметры грузопотока делают экономически нецелесообразной перевозку отдельным транспортным средством или контейнером. Рассмотрим, в каких случаях она оправданна. Принцип расчета стоимости отправки Для того чтобы иметь возможность управлять логистическими издержками, необходимо определить принцип их формирования. Важно знать, как рассчитывает стоимость транспортировки ваш перевозчик, проанализировать статьи расходов, составить схему расчета тарифов. Анализировать расходы следует, оценивая не итоговые счета за перевозку конкретного груза, а саму схему формирования тарифов. При таком подходе появятся возможности: рассчитывать управленческую себестоимость груза, находящегося у поставщика или в пути; оценивать целесообразность отправки груза различными видами транспорта; принимать решение о консолидировании или разукрупнении транспортных партий; сравнивать расчетные (планируемые) затраты с фактическими. При оценке расходов на транспортировку следует учитывать, что расчетный вес груза, на основании которого выставляется счет за перевозку, может значительно отличаться от фактического, поэтому необходимо изучить также схему расчета оплачиваемого веса, которой пользуется ваш перевозчик для оценки затрат. Как правило, для расчета стоимости отправки при автомобильных перевозках применяется понятие «погрузочный метр» (пм). Погрузочный метр - условная величина, равная по длине 2,4 м (погрузочная ширина кузова еврофуры) и по ширимо 1 м, то есть площадью 2,4 м2. Таким образом, стандартная европаллета (1200x800 мм) занимает: (1,2x0,8 м) : 2,4 м2 = 0,4 пм (если груз не штабелируемый). Погрузочный метр эквивалентен 2000 кг (1 м3 - 333 кг). Соответственно, при расчете стоимости отправки получается: 0,4 пм х 2000 кг = 800 кг (объемный вес груза). Если фактический вес паллеты превышает объемный, при расчете стоимости учитывается фактический вес. Изменение параметров грузопотока Для грамотного планирования и управления грузопотоком необходимо определить его параметры, существующие и оптимальные: общее количество перемещаемых грузов за определенный период (т/месяц, т/год); размеры транспортных партий грузов (т, шт.); расстояние перевозок; средний размер транспортной партии; число наименований грузов в транспортной партии; среднее число грузовых мест; тип и конструкция транспортно-грузовых единиц; габаритные размеры, масса брутто и нетто грузовой транспортной единицы; время прибытия и отправления транспортных партий грузов; интервалы времени между прибытиями или отправлениями транспортных партий; средний интервал времени между прибытиями и отправлениями транспортных партий; стоимость транспортных партий грузов. Консолидация грузов предполагает преобразование целого ряда взаимозависимых параметров. Например, изменение интервалов времени между отправками транспортных партий приводит к изменению таких параметров, как размер транспортной партии, число наименований грузов в транспортной партии, число грузовых мест и т. д. При целенаправленном изменении одного из параметров важно учитывать влияние этого преобразования на другие параметры. Здесь необходимо принимать во внимание один из основных принципов логистики: рассматривать всю логистическую цепь в целом, начиная с конца процесса, и анализировать, как изменения в одном звене повлияют на весь грузопоток и общие результаты процесса. Расчет экономической эффективности Следует отметить, что повышение эффективности логистической системы возможно только при постоянном внимательном мониторинге грузопотока и принятии оптимального решения для каждой отдельной поставки. При небольших весах грузов, которые отправляются в сборных грузовиках, целесообразно консолидировать грузовые партии. С точки зрения стоимости доставки укрупнение транспортных партий почти всегда оправданно. Очевидно, что чем больше вес груза, тем дешевле обходится перевозка 1 кг. Как правило, наблюдается гиперболическая зависимость фрахта от веса. На рис. 1 приведено изменение стоимости перевозки груза в сборном грузовике из Европы в Россию: min 490 у. е. за 100 кг; до 300 кг : 309 у. е. за 100 кг; до 500 кг : 205 у. е. за 100 кг; до 1000 кг: 154 у. е. за 100 кг; до 2000 кг: 114 у. е. за 100 кг; до 3000 кг: 79 у. е. за 100 кг; до 5000 кг: 54 у. е. за 100 кг; до 8000 кг: 48 у. е. за 100 кг. Консолидация грузов также выгодна для сокращения платежей, взимаемых, как правило, за каждую партию груза и не зависящих от веса, таких как: оформление транспортной накладной, сборы за экспортное оформление груза, плата таможенному брокеру. Например, еженедельно компания - импортер инженерного оборудования, имеющая ряд поставщиков в европейских странах, формирует поставки весом 1000-4000 кг. При отправке оборудования раз в две недели создаются транспортные партии с большим весом, что позволяет экономить 20-60%. В таблице приведен пример расчета экономической эффективности для ряда поставок. Как видно из таблицы, консолидация грузов способствовала снижению затрат в среднем на 29%. При формировании поставок весом более 6000 кг следует рассмотреть возможность отправки груза отдельной машиной (truckload), поскольку стоимость отдельного грузовика по заданному условному маршруту составит 3100 у. е. (рис. 2). Таким образом, для поставки № 7 очевидна целесообразность формирования генеральной партии груза. Рис. 2 подтверждает закономерность, выявленную на рис. 1. На втором графике видно, что зависимость фрахта от веса груза не прямолинейная. То есть, например, при отправке двух партий груза по 2000 кг затраты на перевозку равны 2280 х 2 = 4560 у. е., а при отправке одной партии в 4000 кг - 2160 у. е. Соответственно, экономия составит 52%. График на рис. 2 дает наглядное представление о том, в каких случаях выгодно отправлять груз определенного веса сборным грузовиком а в каких - отдельной машиной. Фрахт отдельной машины одинаков при любом объеме груза в кузове, в то время как стоимость отправка в сборном грузовике растет по мере увеличения веса груза. При достижении определенного веса (пересечение линий графика) перевозка отдельным траком становится более экономичной. Наиболее выгодной будет такая консолидация, когда вес груза достигнет грузоподъемности грузовика. Но, к сожалению, это не всегда возможно ввиду влияния на другие параметры грузопотока. Управление сроками поставок при консолидации грузов Очень важным на сегодняшний день параметром эффективности логистической цепи, значительно влияющим на уровень сервиса является срок поставки товара. При отправке генеральной партии груза транзитное время минимально. Например, время в пути из Лондона в Санкт-Петербург отдельного грузовика составляет 7-8 дней, а сборного - порядка 2-3 недели. Транзитное время сокращается за счет исключения таких процедур, как подбор груза у разных грузоотправителей, консолидация транспортных партий, сортировка и перегрузка в транзитных хабах. Поскольку при объединении отправок увеличиваются время накопления груза, длительность таможенного оформления на границе РФ, важно тщательно контролировать исполнение сроков поставок при изменении их частоты. Каждую номенклатурную позицию в планируемой поставке нужно рассматривать в разрезе сроков с целью выполнения обязательств перед покупателем. При наличии в партии срочного груза следует оценить целесообразность отправки различными видами транспорта. Например, срочные номенклатурные позиции стоит отправлять самолетом по принципу ASAP (as soon as possible - так быстро, насколько возможно), стандартные можно придержать на складе поставщика до формирования отдельной машины. Для удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения бесперебойной доставки товаров, возможно, придется увеличить объем запасов товаров на дистрибьюторском складе. Эти дополнительные затраты на хранение нужно обязательно учитывать при оценке целесообразности консолидации грузов, а также следует рассчитывать разность между тем экономическим эффектом, который можно получить от консолидации, и дополнительными затратами для обеспечения должного уровня сервиса и реализации принципа Just in time (точно в срок). Возможные проблемы при консолидации При консолидации отправок следует быть готовым к ряду затруднений и появлению дополнительных временных и финансовых затрат. Увеличение трудозатрат таможенного брокера на оформление таможенных деклараций в связи с большим количеством номенклатурных позиций в инвойсах. Это может привести к простою груза на СВХ, дополнительным затратам на хранение, необходимости оплаты сверхурочной работы таможенного декларанта. Решением проблемы может стать заблаговременная подготовка документов для таможенных органов. Для этого при отправке груза от поставщика необходимо затребовать у него отгрузочные документы в электронном виде и начать оформление документов, когда груз еще находится в пути. Кроме того, можно внедрить систему предварительного декларирования товара, когда грузовая таможенная декларация подается до момента фактического прибытия товара на таможенную территорию РФ. При предварительном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов. [Таможенный кодекс РФ от 25 апреля 2003 г., ст. 130]. Большая загрузка склада. Увеличение объема поставляемых партий груза может привести к затруднению переработки груза на складах с небольшим товарооборотом. Может обнаружиться дефицит емкости склада, трудовых ресурсов, отсутствие необходимого количества погрузочно-разгрузочных средств. Для решения подобных проблем рекомендуются следующие действия: Вывоз груза с СВХ осуществлять несколькими партиями с интервалом 1-2 дня. За этот период склад успевает выгрузить и переработать небольшие партии и подготовиться для переработки оставшегося груза. Установить стеллажи для паллетного хранения груза (в случае, когда в одной паллете находится большое количество номенклатурных позиций). Это позволит поместить товар по прибытии на стеллажах и постепенно распределять его по полкам. Консолидация грузов на транзитных складах Необходимо отметить, что не всегда поставщик готов складировать грузы и ждать их накопления, так как он может располагать ограниченным складским пространством или вовсе не иметь склада. В таком случае следует обратиться к провайдеру транспортно-складских услуг. Возможно, экономически выгодно окажется консолидировать груз на складе перевозчика. Ставки на хранение груза, как правило, сопоставимы с экономией на перевозку. Такая схема достаточно эффективна также при наличии нескольких поставщиков в одной стране. Груз по мере готовности привозится на транзитный склад и дожидается там следующей партии от другого поставщика, далее консолидируется и транспортируется одной партией. При неравномерном объеме перевозок необходимо принимать решение о схеме транспортировки каждой отправки, оценивать срочность каждой отдельной номенклатурной позиции в поставке. В данном случае еще раз необходимо подчеркнуть важность своевременного получения информации от поставщика, иначе груз по готовности будет отправлен стандартным, привычным для поставщика способом, что лишит получателя возможности опе¬ративно реагировать и управлять процессом поставки. Преимущество консолидации Главное преимущество консолидации заключается в том, что чем больше вес груза, тем дешевле обходится доставка единицы груза. Самая низкая стоимость перевозки будет у груза, занимающего весь полезный объем кузова фуры, пе превышая его грузоподъемности. При оценке целесообразности консолидации важно определить оптимальное соотношение параметров грузопотока. Оптимальными параметры потока становятся тогда, когда разность между экономией средств и дополнительными затратами будет максимальна при обеспечении должного уровня сервиса. В современных условиях консолидация грузопотоков становится достаточно востребованной функцией. Она целесообразна, если: компания имеет большое количество поставщиков в разных странах, которые производят различное оборудование с разными сроками поставки под один проект. Можно объединять грузопотоки на транзитном складе и осуществлять основную перевозку единой партией; компания осуществляет регулярные поставки грузов небольшого объема и при этом имеет склад по прибытии, который позволяет нивелировать неравномерность грузопотока за счет поддержания уровня запасов. Анна Молодцова, эксперт журнала «Логистика и управление» дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 5004 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию