Специфика внедрения WMS на складе торговой компании Д. Любовина, руководитель проектов Axelot Logistics Какова бы ни была сфера деятельности предприятия, грамотное внедрение системы управления складом на нем предполагает сочетание испытанных проектных технологий автоматизации и учета особенностей самого предприятия. Как правило, специфика компаний, занимающихся торговой деятельностью, обусловливает особый подход к реализации проектов по внедрению WMS. Согласно одной из типовых экспертных оценок, среди компаний, имеющих склады, 55% составляют торговые предприятия, 35% – производственные и 10% – предприятия, предоставляющие услуги ответственного хранения. Распределение компаний, обращающихся за услугами по автоматизации складов, выглядит несколько иначе. Как следует из диаграммы, эти услуги более всего востребованы торговыми компаниями (51%). Основной причиной такой заинтересованности может быть названо отсутствие излишков площадей, что вынуждает торговые компании увеличивать обороты товара за счет оптимизации бизнес-процессов на имеющихся складах. Обращаясь за услугами автоматизации, торговое предприятие рассчитывает решить проблемы разного уровня, в том числе базовые (получение доступа к актуальной информации, минимизация потерь, снижение зависимости от персонала), а также проблемы, связанные с переездом склада и развитием складского хозяйства. Решение базовых проблем для торговых предприятий является даже более актуальной задачей, чем для предприятий-производителей. Возможность получить оперативную информацию о состоянии товара на складе чрезвычайно важна при распределении товара по заказам и его резервировании за множеством покупателей. Данные по выработке персонала позволят создать обоснованную систему мотивации, избавиться от недобросовестных сотрудников, значительно снизить или даже полностью устранить злоупотребления со стороны кладовщиков. Введение адресного учета товара поможет устранить чрезмерную зависимость от человеческого фактора и оптимизирует отбор. Избавление от пересортицы и ускорение складских операций ведет к снижению числа рекламаций со стороны клиентов, учет по срокам годности устраняет соответствующие потери товаров. Проекты автоматизации, цель которых заключается именно в решении базовых проблем склада, могут быть реализованы в сравнительно короткие сроки и с относительно скромными затратами. С задачей переезда склада на новое место торговые компании сталкиваются чаще прочих из-за их высокой мобильности, а также в связи со сменой или расширением ассортимента, ростом оборота предприятия. Внедрение системы автоматизации в таких случаях способствует организации переезда с минимальными потерями. Однако следует отметить, что процесс переезда накладывает на автоматизацию ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Прежде всего надо обратить внимание на то, что для обеспечения должной быстроты переезда и простоты адаптации на первом этапе следует автоматизировать самые основные операции. Все усовершенствования лучше проводить уже на новом складе. Торговые предприятия, которым требуется решать проблемы третьего типа, встречаются на нашем рынке относительно редко. Достижение значительной пропускной способности склада, получение сложной аналитики, автоматизация таких управленческих операций, как планирование и диспетчеризация ресурсов, управление механизированным складским оборудованием – эти задачи представляются актуальными для крупных, устойчивых предприятий, имеющих собственные хорошо развитые IT- и логистические службы и располагающих достаточными ресурсами, в том числе финансовыми. Специфика внедрения складских систем автоматизации на торговых предприятиях обусловлена такими их особенностями, как большой количественный ассортимент и качественное разнообразие товара, высокая численность поставщиков и покупателей, зависимость от поставщиков в части формата поставок. Ассортимент торгового предприятия, принявшего решение внедрить систему автоматизации склада, чаще всего насчитывает от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч наименований товара. Однако на функциональность проекта автоматизации и на сложность внедрения наибольшее влияние оказывает не размер ассортимента, а наличие товаров с различными массогабаритными характеристиками, условиями хранения, параметрами отгрузки, что обычно и встречается на складах торговых компаний. Перед исполнителем проекта встает задача автоматизировать различные технологии учета товара и управления его перемещением по складу, при этом часто используются нестандартные решения, требующие программного вмешательства в типовые модули системы управления складом. Большое количество поставщиков и покупателей торговой компании увеличивает интенсивность работы склада, число заказов в единицу времени, число оформляемых документов и позиций в заказе отбираемых товаров, что не может не сказаться на процессе автоматизации. Для системы автоматизации важно не количество кубометров обрабатываемых товаров в единицу времени, а статистика товародвижения в виде количества документов на поступление и отгрузку, числа строк в этих документах, количества мест хранения склада, куда размещается товар и откуда ведется его отбор, и т. п. Анализ документооборота имеет основное значение для определения нагрузки на автоматизированную систему и ее производительности на конкретном складе. В случаях когда торговому предприятию не удается договориться с поставщиками о едином формате поставок, ему приходится сталкиваться с такими проблемами, как неравномерность поставок, нестабильность количества товара в упаковке и на паллете, отсутствие штрихового кода, разный состав информации, зашифрованной в штриховом коде. Все это также находит отражение в специфике внедрения системы управления складом. Опыт Axelot Logistics свидетельствует о том, что наиболее сложной является автоматизация складов мелкооптовых компаний. Если компания торгует крупным оптом, то внедрение системы управления складом происходит практически по той же схеме, что и на производственных предприятиях. На крупнооптовых складах чаще всего не выделяется зона отбора, товар уходит нераскрытыми паллетами и коробами, число отгрузок в сутки равно нескольким десяткам. Для такого склада бывает вполне достаточно внедрить типовую систему автоматизации с минимальным набором базового функционала, иногда даже c использованием бумажной технологии. Подготовительный этап в таких проектах сокращается благодаря отсутствию жестких требований к размещению и выверке массогабаритных характеристик по причине относительно невысокого темпа работы, позволяющего производить размещение товара по факту. Во избежание потерь, ошибок и задержек в работе складам мелкооптовых торговых компаний требуется гораздо большая степень автоматизации ввиду более сложного устройства склада и широкого перечня ассортиментных позиций. На таких складах используются разнообразные системы хранения (грузовые и полочные стеллажи, консоли для негабаритного товара, напольное хранение, узкопроходные стеллажи и проч.), производятся сотни отгрузок и десятки поставок за сутки. Здесь присутствует выделенная зона комплектации, которая пополняется по определенным правилам, и зона производства, где ведется работа по формированию комплектов. На мелкооптовом складе товар может отгружаться как паллетами, так и коробами, и поштучно. Соответственно в каждом случае, чтобы сократить путь кладовщика и ускорить сбор заказов, должна работать особая логика операции отбора. При автоматизации подобного склада нужен основательный подход к анализу бизнес-процессов и их переложению на «язык системы» с полной автоматизацией планирования операций размещения, пополнения, отбора. Сложность ассортимента (визуальное сходство, наличие сроков годности у части товаров) может потребовать применить тщательно продуманные технологии штрихового кодирования. Внедрение WMS на складе торговой компании может быть названо творческой задачей, решение которой зависит от множества взаимосвязанных факторов: потребностей предприятия, специфики его работы, наличия смежных складских функций, а также условий внешней среды. Учет указанных особенностей в сочетании с рационально выбранной технологией автоматизации гарантирует успешное завершение проекта в соответствии с запланированными сроками и с оптимальным использованием ресурсов. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57136/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1194 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию