Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

На таможне объявлена мобилизация

На таможне объявлена мобилизация


26 Мая 2010

Нынешним летом таможенники работают без отпусков.
 

После введения в действие нового Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), у участников внешнеэкономической деятельности появятся новые возможности и новые проблемы.

 

Готовы ли бизнесмены и таможня к переменам?

На вопросы отвечает начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Некрасов.


- Дмитрий Викторович, как изменится работа таможни? Что нового в процедурах оформления и контроля?

- ТК ТС содержит основные нормы, требования, условия, относящиеся к таможенному регулированию. Этот документ направлен на унификацию требований к участникам ВЭД и создание для них равных условий при проведении таможенного оформления и контроля на всем едином таможенном пространстве. Основная задача - создать максимально унифицированные и благоприятные условия для работы участников ВЭД. Основные базовые положения по вопросам таможенного регулирования вошли непосредственно в ТК ТС. Однако в силу различных норм гражданского, налогового законодательств, банковского дела в государствах - членах Таможенного союза и других объективных причин, сложившихся за годы развития самостоятельных экономик, в ТК ТС предусмотрены отсылки на национальное законодательство, которые в России будут отражены в отдельном законе.

- Что еще нужно изучить бизнесу?

- Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:


1) Таможенного кодекса Таможенного союза;

2) международных договоров, принятых на основании ТК ТС;

3) решений Комиссии Таможенного союза.

Подготовлен ряд международных соглашений, касающихся взаимной административной помощи, оказываемой таможенными службами государств - членов Таможенного союза, друг другу, порядка перемещения товаров физическими лицами, таможенного транзита, перемещения энергоносителей, функционирования свободных экономических зон, которые также планируется вводить в действие одновременно с ТК ТС.

Есть еще вид нормативных актов, которые непосредственно затрагивает бизнес, - решения Комиссии Таможенного союза. Этому наднациональному органу переданы обширные полномочия, в том числе по вопросам таможенных пошлин, изменения кодов товарной номенклатуры, таможенного оформления.

Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, которые в масштабах союза либо не имеют принципиального значения, либо пока не имеют единого решения, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разработан проект федерального закона \"О таможенном регулировании в Российской Федерации\".

Для получения всей картины изменения таможенного законодательства участникам ВЭД следует ознакомиться с ТК ТС, а также с данным федеральным законом, международными договорами и решениями КТС, которые разработаны в целях реализации ТК ТС.

- На таможенных постах уже знакомы с документами? Проводились ли тренинги?

- Таможенная служба обладает опытом мобилизации сил. Мы уже перестраивали всю работу, когда переходили на единый административный документ, на ведение элементов предварительного информирования. Действующий Таможенный кодекс 2003 года также вводился в очень сжатые сроки. Процесс формирования нормативной базы в основном завершится в конце мая. Тогда начинается обучение наших сотрудников, начиная с руководителей региональных таможенных управлений, первых заместителей, начальников таможенных постов. Пройдут и тренинги. Будет действовать консультационная служба.

- Как же быть брокерам и специалистам по таможенному оформлению, которые обслуживают десятки тысяч российских участников ВЭД, что им делать? Кто их обучит?

- Им нужно учиться параллельно с нами. Будут организованы обучающие семинары, где сотрудники таможен выступят с лекциями. Таможенный кодекс Таможенного союза закладывает большой переходный период для всех лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, в том числе и для таможенных брокеров - полгода. До 1 января 2011 года будет возможность перерегистрировать брокерскую компанию, таможенного перевозчика, склады временного хранения, таможенные склады на условиях, которые определил ТК ТС.

- Таможенный контроль на российско-белорусской границе снимается. Что будет с пунктами принятия уведомлений?

- Таможенный контроль на российско-белорусской и российско-казахстанской границах радикально изменится. Таможенные операции, которые раньше проводились там, переносятся на внешний контур Таможенного союза.

Стоит подчеркнуть, что совместно с Белоруссией мы достаточно давно строим Союзное государство. В части таможенных технологий идет плотный интеграционный процесс. Унифицирована система таможенного транзита, обеспечено информационное взаимодействие между российскими и белорусскими таможенными органами, созданы условия для беспрепятственного пересечения границы нашими гражданами. Этой зимой подписано соглашение, в соответствии с которым таможенное оформление и таможенный контроль временно ввозимых и временно вывозимых физическими лицами для личного пользования транспортных средств при их перемещении через российско-белорусский участок государственной границы не производятся.

Мы готовы к практически полному устранению таможенных формальностей на внутренней границе с Республикой Беларусь. Остается ряд вопросов, которые требуют решения на уровне Комиссии Таможенного союза или правительств стран. Пока не охвачены четким нормативным регулированием вопросы транзита вооружений, перемещения культурных ценностей внутри Таможенного союза, радиоактивных веществ.

После выполнения всех условий по переносу контроля на внешний контур Таможенного союза эти пункты на российско-белорусской границе ликвидируются.

- О российско-казахстанской границе. Поскольку у участников ВЭД не будет возможности осуществлять там оформление, то где им надо оформляться? Проинформированы они об изменениях или нет?

- Ситуация на российско-казахстанском участке границы существенно отличается от российско-белорусского участка. Сейчас на самой границе открывается внутренний таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых через эту границу, и товары следуют к месту нахождения российского получателя, где затем декларируются. Граница работает именно на пропуск грузов. Самого таможенного оформления непосредственно на границе в большинстве случаев не производится.

В ТК ТС заложен принцип резидентства. Декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации.

Что изменилось в торговом обороте? Теперь в отношении товаров, следующих через Казахстан в Россию, таможенный транзит будет открываться не на российско-казахстанской границе, а на казахстанско-китайской или узбекско-казахстанской границе, то есть на внешней границе Таможенного союза.

При перемещении товаров в Россию через территорию Белоруссии у нас уже сегодня транзит открывается в Белоруссии, а завершается - в России. Однако поскольку интеграционные процессы с Казахстаном пока на начальной стадии, в течение некоторого времени таможенный контроль в отношении товаров, ввозимых в Россию из третьих стран через территорию Казахстана, на российско-казахстанской границе сохранится. На российско-казахстанской границе не будет проводиться таможенное оформление, но до соблюдения определенных условий сохраняется таможенный контроль.

- Что это означает на практике?

- Мы вместе с казахстанскими коллегами согласовали формы и виды таможенного контроля на внутренней границе. Контроль будет осуществляться в необходимом объеме, чтобы законодательство и Таможенного союза, и наших стран соблюдалось в полном объеме.

Кроме того, в Казахстане на переходный период сохраняются некоторые различия по ставкам таможенных пошлин. Более 400 казахских товарных позиций будут иметь меньшие ставки. Выпущенные по ним товары имеют условие - обращение только в Казахстане. Это тоже нужно контролировать, чтобы не возникло недобросовестной конкуренции.

- Не слишком уж прозрачной станет южная граница Казахстана? Как мы будем защищены от проникновения наркотиков?

- Безусловно, южное, среднеазиатское, афганское направления являются крайне опасными, напряженными с точки зрения вероятности незаконного перемещения наркотиков через границу. В пунктах пропуска сохраняется работа пограничников в полном объеме - паспортный, миграционный контроль. Мы эти позиции обсудили и согласовали.

На переходный период, минимум до 2011 года, таможенный контроль в этих пунктах также сохраняется. У нас имеются инспекционные досмотровые комплексы на российско-казахстанской границе. Основные пункты пропуска ими уже оснащены. Построены стационарные ИДК - огромные здания и сооружения, в которые большегрузная машина может заехать, мы ее просвечиваем рентгеном за считаные минуты. Это помогает выявить и задержать не только наркотики, но и оружие, контрабанду товаров, иные вложения. Инфраструктурные объекты, которые в высокой стадии готовности, надо завершить. И использовать для функций, которые в условиях Таможенного союза будут на границе осуществляться. Так, в 2009 году с помощью ИДК было обнаружено и задержано 804,8 кг наркотических средств.

- Закрытие двух постов в Санкт-Петербурге привело чуть ли не к транспортному кризису в регионе. Сколько постов закроется? Не опасно ли это для российской экономики?

- На этих постах были выявлены масштабные нарушения со стороны участников ВЭД и сотрудников таможни. Очаги контрабанды и впредь будут пресекаться радикальными мерами.

Дефицита складов в регионе, по большому счету, нет. Есть недостаток площадей в центре города. Но зачем перегружать исторический центр? Ради удобства десятка компаний - не слишком ли большая роскошь? На финляндской, латвийской, эстонской границах количество свободных мест на складах временного хранения перекрывает очередь, которая периодически возникает в Санкт-Петербурге. Чтобы разрядить ситуацию, мы создали еще один таможенный пост, Пушкинский. Он уже начал свою работу. Но вопросы к \"нелогичности\" логистики остаются.

- Не начнет ли торговля растаможивать китайский товар в Казахстане, вместо того чтобы оформлять транзит в Россию?

- Как уже было сказано ранее, в ТК ТС заложен принцип резидентства. Декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации, либо в месте нахождения получателя, либо вблизи казахстанской или белорусской границы.

- Когда у нас реально заработает декларирование через Интернет? Почему при электронном декларировании нужна бумажная копия с отметками таможни?

- Электронное декларирование - это уже реальность, сотни тысяч деклараций в год. 14 процентов декларации оформляется в электронном виде.

Но есть и сложности. Декларация электронная в таможенную службу поступила, мы ее выпустили, а что с ней делать дальше? На транспорте нужны бумажные носители, для возмещения НДС опять же - документ на бумаге. Банки тоже предпочитают бумагу.

Мы пошли еще дальше, чем просто электронная декларация. Мы внедрили декларирование через Интернет. На начало года интернет-декларации не превышали одного процента, сегодня - это уже четыре процента.

Как видите, таможня готова перейти на предоставление электронных услуг. Отметка на бумаге требуется не нам. Когда все органы, бизнес, транспортники, банки также будут готовы участвовать в этой системе, тогда электронный оборот информации станет реальностью экономики.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1685

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

логистика аудит логист транспорт tms