Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Вопросы целесообразности внедрения RFID-технологии

Вопросы целесообразности внедрения RFID-технологии

Любая новая технология на рынке проходит этапы от непонимания до идеализации возможностей. Не стали исключением и системы радиочастотной идентификации. Поскольку внедрение RFID связано со значительными инвестициями, специалисты неоднократно подчеркивали, что еще в начале проектов необходимо беспристрастно оценить целесообразность внедрения технологии.


На своей волне

Известные сегодня RFID-системы работают в четырех основных диапазонах частот, поэтому их и подразделяют на: низкочастотные, высокочастотные, ультравысокочастотные и микроволновые. Ниже речь пойдет об ультравысокочастотной RFID (диапазон 860-960 МГц), или УВЧ-системах, стандарта EPC (Electronic Product Code). Эта технология интересна с точки зрения сферы применения и является сегодня наиболее перспективной для таких областей деятельности как логистика, ритейл, пищевая промышленность.

Указанный стандарт RFID – это своеобразный аналог штрихового кодирования, для считывания которого не требуется прямая видимость метки: она считывается с тары и упаковки массово со скоростью от 200 до 2 000 меток в секунду. Изначально стандарт был предназначен специально для нужд бизнеса, которому необходим оперативный и адекватный учет.

Сферы применения технологии расширяются и за счет возможности RFID-метки не только хранить, но и записывать и перезаписывать информацию. Например, при маркировке такими метками транспортной возвратной тары на пищевом перерабатывающем предприятии, можно оперативно учитывать не только количество, но и вес грузов. Равно облегчается и процесс прослеживания, ведь на метку может быть нанесена информация о времени и дате производства с указанием реквизитов ответственного лица. Немаловажно и то, что системы УВЧ RFID хорошо интегрируются с уже имеющимися системами управления, например, ERP, WMS или АСУ ТП, обеспечивая их важной и своевременной информацией, и могут дополнять уже существующие системы штрих-кодирования.

Риск – неблагодарное дело

Если в преимуществах новой технологии убеждать сегодня мало кого нужно, то вот риски не столь очевидны. Для украинского рынка самый большой риск внедрения RFID – … не довести внедрение до конца. «Изначально планировалось, что технология с набором привлекательных функциональных характеристик станет средством повышения эффективности и снижения затратности процессов, – рассказывает Арсен Бандурян, ведущий системный архитектор Motorola Enterprise Mobility в Украине, Беларуси, Молдове. – Однако чтобы таким образом оптимизировать процесс, нужен сам … процесс. К сожалению, большинство украинских компаний не располагает структурированными бизнес-процессами. При этом определенные средства уже есть и есть желание двигаться дальше. И очень часто поиск новых технологий основан на их популярности. Но без четкого понимания, какие именно задачи должна решить внедряемая технология, существует риск не закончить внедрение или получить совсем не тот результат, что ожидался».

Иллюзии о всемогуществе технологии на практике оборачиваются реальными финансовыми потерями. «Ежедневно в нашу компанию поступают запросы от заказчиков о мгновенной инвентаризации на складе или в торговом зале, – делится опытом Игорь Стецюра, эксперт группы «Средства идентификации и автоматизации» компании «SystemGroup Украина». – Конечно, сами RFID-системы позволяют осуществить такой процесс. Однако заказчики не отдают отчета, что для этого необходима планомерная и скрупулезная предварительная работа. Например, помимо оснащения персонала ридерами, необходима маркировка каждой единицы учета RFID-меткой, и практически каждая ячейка хранения – паллетоместо, полка торгового зала – должна быть оборудована RFID-антенной».

От мифотворчества к реалиям

Если предварительно не проанализировать целесообразность внедрения систем, то стоимость решения может превысить все разумные сроки окупаемости. Как правило, в мире бизнеса решение о внедрении принимается именно с позиций скорейшего возврата вложений. Если менеджмент компании не может оценить размер капиталовложений соответственно масштабам задач, то выгоды от RFID-систем нивелируются огромным интервалом времени.

Например, чтобы получить 2% прироста производительности при объемах операций $100 тыс., внедрять систему стоимостью в $20 тыс., мягко говоря, опрометчиво. Другой расклад при оборотах в сотни миллионов или миллиард. Здесь снижение затрат в 1,5% дает в результате колоссальные суммы экономии. «Например, есть данные пилотного проекта внедрения системы считывания в распределительном центре «Metro Cash & Carry» в Германии, – рассказывает Игорь Стецюра. – По показателям участников проекта, вся дорогостоящая система окупилась за несколько дней».

Знакомясь именно с такими примерами, на которые чаще всего ссылаются в публикациях об успешном внедрении, топ-менеджмент отечественных компаний и строит иллюзии о быстром возврате инвестиций. Мифы рушатся, как только руководство компании начинает считать деньги. «Если нужно вложить, например, миллион, но за 6 месяцев будет получено (или сэкономлено) 1 млн. 200 тыс., то, скорее всего, будет принято положительное решение, – подчеркивает Арсен Бандурян. – Но если нужно вложить 1 тыс., которая вернется через 6 лет, то и такие незначительные вложения сделаны не будут. Поэтому, еще раз подчеркну, необходимо проводить бизнес-анализ, сопоставляя цели, сроки окупаемости и стоимость системы».

Затратная финансовая часть процесса RFID-внедрения состоит из двух основных пунктов: капитальные вложения в оборудование и операционные расходы на эксплуатацию системы. В отношении последнего пункта следует учитывать, что RFID-системы бывают двух типов:

замкнутого цикла, когда метки двигаются по кругу, например, в случае использования возвратной тары или автоматизации процессов замкнутого цикла;
с одноразовыми метками, например, для маркирования невозвратной тары, готовой продукции на заводе или товаров, поступивших в магазин.

При использовании второго типа систем расходы на сами метки могут составить значительную часть операционных затрат, что обязательно должно быть учтено при планировании бюджета на внедрение RFID.

Например

Со слов Арсена Бандуряна и Игоря Стецюры приведем удачный пример внедрения УВЧ RFID, который оказался оптимальной альтернативой штриховому кодированию.Крупный отечественный дистрибутор пользовался услугами 3PL-логистики, в частности, отдавая на аутсорсинг транспортные перевозки. Отгрузка со склада и приемка товара экспедитором осуществлялась по следующей схеме. Служащий дистрибутора при помощи ручного сканера штрих-кода проверял наличие каждой единицы уже сформированного на паллете транспортного пакета (в среднем – 50 ящиков). Затем экспедитор аналогичными действиями проверял соответствие принимаемого груза. Если положение хотя бы одного ящика не давало возможности считать штрих-код или человек попросту пропустил единицу груза, то весь процесс начинался сначала. Или же приходилось расформировать готовый транспортный пакет, что влекло не только потерю времени, но и издержки на упаковочные материалы.

RFID-система позволила за 20 секунд идентифицировать и учесть весь груз, вне зависимости от положения его единиц, сэкономив и время, и деньги. К слову, применение данной технологии также позволяет увеличить емкость уже имеющихся складских площадей. Например, если увеличить скорость загрузки транспорта, то нет необходимости в постройке дополнительных рамп.

В зависимости от специфики операций по грузообработке на складе могут быть установлены разные типы считывателей:

стационарные – используются на пропускных воротах для мгновенного учета большого количества груза;
ручные – применяются для периодического учета;
мобильные считыватели могут быть установлены, например, на погрузочную технику, что обеспечивает прозрачность перемещения грузов внутри склада.

У вас температура?

Одним из факторов, говорящих в пользу выбора RFID как альтернативы, являются специфические условия производства. В частности – высокотемпературный режим. «Внутренняя часть метки состоит из кремниевых элементов, что позволяет без проблем выдерживать температуры +70-80°С в цехах, например, мясоперерабатывающих предприятий, – говорит Игорь Стецюра. – Маркированная RFID-метками производственная тара остается в таких условиях доступной для учета даже при интенсивной санитарной обработке».Другой пример привел Арсен Бандурян. С проблемой учета в системе внутренней логистики столкнулся металлургический комбинат, которому необходимо было оперативное отслеживание движущихся вагонеток с сырьем. Тара двигалась в замкнутом цикле постоянно со средней скоростью 30-40 км/час, причем на одном из этапов вагонетки заходили в производственные печи. В таких условиях применение штрихового кодирования не реально. Во-первых, заводское загрязнение сразу сделает штрих-код недоступным для считывания, а, во-вторых, само считывание на указанной скорости не возможно.

RFID-метка формально состоит из функциональной части, называемой вкладышем, и внешнего корпуса. Так вот корпус может быть изготовлен из таких материалов, которые выдерживают агрессивные среды. В случае с высокими температурами, оболочка метки изготавливается из специальной керамики, которая выдерживает до +900°С. Конечно, себестоимость таких меток очень высокая, поэтому применяются они там, где абсолютно необходимы.

Будьте бдительны

Поскольку УВЧ RFID-метки общаются со считывателями посредством радиоволн, то они доступны через типичные препятствия: упаковка, стены, прочее. Однако повредить метки может сильный электромагнитный импульс или их можно заэкранировать при помощи фольги.

Именно поэтому, хоть специалисты и допускают применение RFID в системах обеспечения безопасности, они всегда советуют использовать их в комплексе с другими технологиями, например с видеонаблюдением. Система, использующая только одну технологию слишком уязвима.

Все вышесказанное только подтверждает прописную истину, что как бы ни были схожи формы деятельности промышленных компаний, задачи автоматизации в каждом случае решаются индивидуально.

Ольга Бут
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56684/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1869

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Опубликованы результаты ежегодного рейтинга «Самая быстрая транспортная компания 2024» от Main Transport ТД Элит Групп LOGFORUM-2024 – конференция про складские технологии «Нужна наценка минимум в 200%»: 8 советов начинающим продавцам на маркетплейсах