Штраф как аванс Вопрос о торговой наценке буквально был самой острой темой минувшей недели. Кто виноват в высоких ценах в розничных сетях? Можно ли ограничить торговую наценку не в ущерб бизнесу? Всегда ли посредники во вред? Эти и другие вопросы мы задали начальнику управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофею Нижегородцеву. - Тимофей Витальевич, ФАС планирует провести расследование по поводу повышения цен на продукты. Чем это вызвано? - Мы постоянно проводим такую работу. Недавно изучали этот вопрос в Петербурге. Выясняли, каким образом формируется цена на продовольственные товары, и выявили , что недобросовестная практика торговых сетей по отношению к поставщикам является тем фактором, который постоянно тащит цены вверх. Сейчас мы такую же работу проделываем в шести регионах Российской Федерации - в Поволжье, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, Санкт-Петербурге, в Москве. Цель исследования - подтвердить или опровергнуть то, что такая практика характерна для тех рынков, которые находятся и в городах-миллионниках, и в небольших городах. Помимо этого, мы запускаем проверку различных посреднических структур, работающих в партнерстве с торговыми сетями. Выясним, каким образом формируется цена на ряд бакалейных товаров, которые поставляются в торговые сети через посреднические компании. Дело в том, что торговые сети, на наш взгляд, могут получать дополнительные доходы не только путем недобросовестной практики, когда они обязывают поставщиков платить им деньги по различным основаниям, зачастую искусственным. Но и в том числе могут разгонять цены путем использования посреднических схем. Что такое посредническая схема? Представитель торговой сети говорит поставщикам: \"Ваш товар напрямую брать не будем. Идите к посреднику, он ваш товар возьмет и нам поставит\". - Налицо интерес торговцев? - Такая операция увеличит прибыль. Кроме того, нельзя исключать того, что торговые сети хотят, чтобы центр образования этой прибыли был у других организаций, формально не аффилированных с торговыми сетями. - Наверняка сговор. - Может быть и такое. Но самое главное, что это также является одним из драйверов роста цен. - В чем суть поправок ФАС к закону о торговле? - Установить иной принцип определения доминирующего положения торговых сетей, нежели тот, который установлен в антимонольном законодательстве. Действующий 135-ФЗ \"О защите конкуренции\" носит универсальный характер, не учитывает специфику рынка услуг розничной торговли и, соответственно, не позволяет нам эффективно применять меры, предусмотренные нашим законодательством. Наша задача - вернуть в регулируемое поле торговые сети и предусмотреть за недобросовестную деятельность санкции. - Какие меры предпримет ФАС в случае принятия закона о торговле? - ФАС России незамедлительно предпримет все меры, которые будут предусмотрены новым законом, у нас к этому все готово, мы знаем, кто, где и каким образом пытается путем недобросовестных практик увеличивать свою прибыль. - А рублем накажут? - А как же! Штраф - миллион рублей. С одной стороны, это немного, с другой - мы полагаем, что это большой аванс для торговых сетей. Им дается время, чтобы они успели адаптироваться к новым условиям жизни. - Представители торговых сетей говорят, что недобросовестную практику сетей провоцирует дефицит торговых площадей, по обеспеченности которой Россия выглядит хуже всех развитых рынков. - Недобросовестная практика, которую торговые сети пытаются осуществлять в отношении поставщиков, характерна практически для всех развитых рынков. Естественно, на этих рынках все в порядке с насыщением торговыми площадями. Таким образом, причиной навязывания является не дефицит площадей, а конечность торговой инфраструктуры в товаропроводящей цепочке, что в свою очередь порождает \"экономическую зависимость\" (определение из французского законодательства). Очевидно, что насыщение рынка торговыми площадями (особенно в отсутствие санкций и регулирования) не устранит зачастую грабительскую политику сетей в отношении поставщиков, а скорее всего, приведет к ее усилению. Кроме того, количество торговых площадей на одного жителя - не абстрактное значение, к которому необходимо абстрактно стремиться. Оно взаимоувязано с уровнем доходов и обязательств населения, например, в условиях экономического кризиса эти значения стремятся в сторону уменьшения и на развитых рынках, и у нас, что свидетельствует о зависимости развития и насыщенности торговыми площадями от уровня платежеспособного спроса, а не наоборот. - А как обстоит дело с социальной ролью сетей в поддержании наименьших цен на розничном рынке? - Если сравнить цены в супермаркете и несетевом магазине, цены скорее будут ниже в супермаркете, прежде всего это связано с эффектом масштаба, т.е. большими возможностями для снижения издержек и давления на поставщиков. Вместе с тем недобросовестная практика сетей, направленная на получение любым путем дополнительных финансовых средств с поставщиков (пресловутые 27 дискриминационных условий договоров), не может не отражаться на конечной стоимости товаров. Об этом свидетельствуют и исследования французского бюро по конкуренции, которые прямо связывают рост цен в продовольственном ритейле с действиями сетей в отношении поставщиков. Эти выводы подтверждаются и нашими исследованиями при опросе поставщиков, а также соответствующими проверками, в ходе которых анализировались исполненные договоры целого ряда поставщиков по разным группам продовольственных товаров за 2005-2008 гг. Например, в Санкт-Петербурге рост выплат поставщиков в пользу сетей без учета торговой наценки по отношению к их обороту по определенным группам продовольственных товаров составил от 5% в 2005 году до 50% в 2008 году. Плюс к этому с 20-25 до 45-50 дней увеличились отсрочки платежей, что по сути для торговых сетей является бесплатным коммерческим кредитом, для поставщиков же, которые вынуждены перекредитовываться в банках, - дополнительным ростом издержек. Важно, что в 2009 году, по данным ФАС России, это давление будет увеличиваться (информация по опросам поставщиков). Таким образом, соответствующая практика сетей останется одним из важных немонетарных факторов повышения цен и инфляции в потребительском секторе экономики, которые к тому же порождает и закрепляет неэластичный механизм формирования цены на рынке. - Как вы относитесь к мнению торговых сетей о том, что предложения ФАС России приведут к зарегулированности деятельности торговых сетей и в связи с этим увеличат административные издержки торговых сетей. - Мы считаем, что этого не произойдет, поскольку наши предложения не связаны с разрешительной деятельностью, они связаны с установлением ответственности и введением соответствующих санкций за осуществление недобросовестных практик, предусмотренных 10-й статьей 135-ФЗ \"О защите конкуренции\". Само по себе доминирование на рынке не является квалифицирующим признаком противоправной деятельности, таковыми являются злоупотребления доминирующим положением. Предложения же ФАС России не приведут к зарегулированности, поскольку будут распространяться только на недобросовестных участников рынка. 07 Июля 2009, Российская газета Елена Шмелева дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 857 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию