Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Кто поймает тренд - поймает ветер Иван Тригуб

Кто поймает тренд - поймает ветер 


Иван Тригуб,
эксперт по логистике


Один из зарубежных логистических порталов опубликовал статью «Мегатренды логистики (Управления цепочками поставок)». Очевидно, нашему бизнесу полезно знать о том, в каком направлении развивается мир, и экстраполировать мировые тенденции на отечественную действительность. Особенно в свете движения страны в сторону европейских и мировых институций (Еврозоны, ВТО и пр.) Интересно также сравнить мировые и украинские тенденции, чтобы понять, где мы находимся и чего стоит ожидать.

Мировые тренды

1. Выравнивание. Компании на всех уровнях стремятся выровнять спрос и предложение, стратегию и логистику. На прием, обработку и выполнение заказа времени требуется все меньше, даже если покупатель и продавец находятся в разных странах, на разных континентах. Глобализация, развитие информационной инфраструктуры и цифровых технологий приводят к тому, что жизненные циклы продуктов ускоряются, а время и расстояния сжимаются, и мир в целом как бы становится меньше. Релиз новейшего голливудского блокбастера и последние «чудеса» мирового автопрома появляются одновременно в Атланте, Токио, Мюнхене и Киеве.

2. От «толкать» к «вытягивать». Политика компаний на рынке также меняется: от стратегии «выталкивания» (произведенного товара к клиентам) они переходят к «вытягиванию» продукции покупателями, т.е. учатся управлять не столько своим сбытом (это пройденный этап), сколько покупательским спросом. И это тоже является резервом для ускорения движения товаров в цепи поставок: зная, какой спрос будет послезавтра и через месяц, нет необходимости производить что-то загодя и хранить большие запасы «на всякий случай».


3. Видимость (обзорность) полной цепочки поставок (ЦП). Несколько лет назад эта тенденция была еще неосознанной, но сегодня прозрачность ЦП становится приоритетом практически для каждой компании. Возможность в любой момент видеть и знать, где находится заказанный или отправленный клиенту товар, позволяет оперативно принимать решения и, как следствие, более качественно управлять бизнес-процессами предприятия, одновременно повышая скорость их прохождения. Это то, что двигает RFID и компьютерные технологии в логистике. Хотя следует учитывать, что на разных уровнях корпоративной иерархии информация о состоянии активов нужна в разных срезах и объемах.

4. Виртуализация. Это сравнительно старая новость, поскольку аутсорсинг (перенос производства из одного географического места в другое, с более выгодными условиями) и оффшоринг (перенос места оказания услуги из страны базирования в принимающую страну) практикуются мировыми компаниями не первый год. Это последствия глобализации и международного разделения труда. По таким принципам работают многие известные автопроизводители, колл-центры, центры обработки данных и т.п. Но в последнее время все большее число компаний избавляются от производственных активов и становятся «виртуальными». Обладание собственным производством уже не является обязательным для успеха на рынке.

5. Китай. Данный тренд также относится к виртуализации. Рост Китая как экономической и логистической силы просто ошеломляет. И вскоре, очевидно, многие аналитики вынуждены будут признать, что эта азиатская страна начинает доминировать в целых индустриях, зачастую применяя логистику (управление цепочками поставок) как ключевой элемент своей стратегии. Уже сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что Китай меняет цепочки поставок и конкурентоспособную среду в глобальном масштабе.

6. Централизация. Компании, имеющие территориально распределенную структуру, централизуют управление как цепочками поставок, так и отдельными функциями логистики. В действительности «интегрированная цепочка поставок» сама по себе требует определенного уровня централизации для эффективного управления процессами и неизбежно возникающими компромиссами. Закупочные, транспортные функции также централизуются, причем в немалой степени благодаря тому, что появляются технологии, которые позволяют это делать. Это облегчает процесс управления и дает возможность экономить за счет эффекта масштаба.

7. Управление производительностью (контроль эффективности). Для этих целей компании все чаще применяют метрики (т.е. показатели, которые можно измерить и оценить) и все более сложные электронные средства контроля, позволяющие мониторить выполнение основных бизнес-процессов и отчетность по ним. Причем многие устанавливают четкие «связующие линии» между корпоративными и логистическими целями и индивидуальными метриками.

8. Lean & 6 Sigma в цепочках поставок. Лидирующие компании применяют в логистике методологию Lean и другие инициативы, которые ранее использовались только для производства. Иногда они соединяются с концепцией 6 Sigma (см. ДиЛ №№ 9, 10 2005 г.), позволяющей сокращать количество погрешностей при выполнении бизнес-процессов, приближая их качество к идеалу. Частично развитие данного тренда объясняется стремлением бизнеса постоянно сокращать затраты. Если ваша компания еще не имеет «тощего» или «стройного» мышления – скоро будет иметь.


9. Риск-менеджмент. Оценка и управление рисками прерывания цепочки поставок выходит на корпоративный уровень. Компании – лидеры в своих отраслях рассматривают различные сценарии для оценки и нивелирования влияния многочисленных рисков на их бизнес. Как пример, единичные источники поставок (монопольные поставщики) быстро исчезают из корпоративных стратегий.

10. Сенсорные сети: от RFID до… Компании строят инфраструктуру для отслеживания товаров и активов в реальном времени. Это вовлекает в процесс RFID, GPS, беспроводные и многие другие технологии и в конце концов приводит к развитию концепции 3 – Видимость (обзорность).

А что у нас?

Ознакомившись с выводами зарубежных аналитиков и пообщавшись с коллегами и практикующими логистами, автор взял на себя смелость определить основные тренды логистики в Украине. По крайней мере, на сегодняшний день. Очевидно, к таковым можно отнести:

1. Заметность на корпоративном уровне. Логистика становится все более заметной и значимой в отечественных компаниях и, соответственно, выходит на более высокий уровень корпоративной иерархии. Хочется надеяться, что данный тренд получит развитие в последующие годы.

2. Неравномерность развития. До сих пор далеко не все компании ассоциируют повышение эффективности управления цепочками поставок с достижением конкурентного преимущества на рынке. Для многих такой подход все еще не стал корпоративной парадигмой и частью стратегии развития. С одной стороны, это противоречит первому тренду, но с другой – может быть расценено как значительный резерв развития отечественного бизнеса.


3. Усложнение ситуации с персоналом. Работодатели не в состоянии найти адекватный текущим и будущим задачам логистический персонал, а работники недовольны существующим уровнем мотивации. Зачастую менеджеры среднего и высшего звена логистики не готовы к решению сложных и комплексных задач. Явно наблюдается кризис отраслевого образования: системы подготовки линейных сотрудников (кладовщиков, супервайзеров транспортных отделов и т.п.) нет вообще, а программы кафедр логистики, появившихся в нескольких вузах, оторваны от реального рынка. Как, впрочем, и рынок от них. Налицо дисбаланс спроса и предложения во всех сегментах. Чтобы его преодолеть, необходимо время. К сожалению, пока еще нет ни намека, ни проекта, ни даже общего видения путей развития национальной школы общественного управления, способной готовить специалистов не только для логистики, но и для политики, экономики, администрирования. В особенности если речь идет о школе мирового уровня, такой как Сколково в России.


4. Появление спроса на логистический консалтинг. Правда, пока еще достаточно слабого. Рынок, в силу высокой доходности большинства секторов, низкого уровня конкуренции и продолжающейся фазы восстановительной экономики, все еще не понимает ценности (добавленной стоимости) данных услуг. Это понимание приходит по мере развития рынка и усложнения задач, которые стоят перед его игроками. Но и предложения консалтинговых компаний не всегда еще можно назвать вполне адекватным по стоимости и качеству. А без развития данного сегмента будет сложно развиваться и основным секторам. Эти процессы прочно взаимосвязаны.


5. Обострение проблем городской логистики. Совершенно очевидно, что этот сегмент в Украине нуждается в комплексном управлении. Основная задача здесь – осознание комплексности системы и ее динамического характера. Но также должно прийти понимание, что полумерами вроде доставки товаров и вывоза отходов в ночное время эти вопросы не решить. Много времени на раздумья история не оставляет – покупательная способность населения растет, развивается сетевой ритейл, соответственно, увеличиваются товаропотоки. Если проблемы управления ними в городах и дальше игнорировать, это очень скоро скажется на конкурентоспособности бизнеса, поскольку время и затраты на доставку товаров к месту реализации будут возрастать.

Кстати, в этом отношении наша страна гораздо ближе к Востоку, чем к Европе, о чем свидетельствуют простые цифры: в России есть 13 мегаполисов, в Украине – 5, в Индонезии – 8, Иране – 5, Испании – 2, Великобритании – 2, а в Нидерландах их нет вообще. Большой разницы между мегаполизацией Азии и расширением миллионников у нас, наверное, нет. Так что в поисках решения лучше обратиться к азиатскому опыту, а не европейскому.

6. Удорожание энергоносителей. Энергетические вопросы с каждым годом все более сказываются на организации производственных и логистических процессов. Рост стоимости топлива ведет к повышению топливной составляющей тарифов и росту цен для конечного потребителя. По некоторым оценкам, транспортные издержки составляют до 80% затрат логистики, так что «цена вопроса» достаточно велика. Данный фактор уже сыграл свою инфляционную роль, и тема снижения этих затрат будет звучать все настойчивее.

7. Потребность в профессиональном общении. Данный тренд проявился уже в прошлом году и продолжает развиваться. Профессионалы логистики хотят быть услышанными, а также иметь возможность свободно обмениваться опытом и мнениями по актуальным вопросам и проблемам. Форумы, клубы, круглые столы пользуются все большей популярностью среди практикующих логистов, предпринимаются попытки создания профессиональных объединений для цивилизованного лоббирования интересов отрасли и налаживания полноценных коммуникаций.

8. Развитие инфраструктуры. В силу «нулевого старта» сегодня значительные средства инвестируются в строительство складов, терминалов, распределительных центров и т.п. В то же время транспортная инфраструктура заметных изменений не претерпевает. Дороги – самый сложный, «запущенный» и требующий огромных инвестиций сегмент. К сожалению, со временем эта проблема будет только усугубляться. Хотя именно сейчас наиболее благоприятный момент для того, чтобы вкладывать сюда средства.

9. Выход бизнеса за пределы Украины, который требует адекватной логистической поддержки – в планировании размещения производственных мощностей, формировании правильного ассортимента на имеющихся площадках, выборе модели организации цепочки поставок и т.п. Именно здесь – основное поле деятельности для логистического консалтинга, поскольку не у каждой компании есть в штате специалисты соответствующего уровня.

10. Евро-2012. Это также новый тренд, который можно расценивать как тест на способность к быстрому развитию. Никто точно не знает, насколько мы сумеем подготовиться к этому событию. Об аэропортах, дорогах, гостиницах кое-кто уже начинает задумываться, хотя и весьма неопределенно. О логистике туризма в комплексе, т.е. управлении потоками людей, их питании, жизнеобеспечении, культурных и развлекательных программах и т.п., похоже, никто даже не вспоминает. Можно предположить, что все это собираются возложить на плечи малого бизнеса, дав ему шанс «подзаработать». А хотелось бы услышать здесь слова Системность и Комплексность.

* * *

Таковы, с точки зрения автора, основные тенденции развития логистики в Украине на ближайшее время. В основном они, конечно, позитивны, хотя мы умолчали здесь о финансовом рынке, курсах валют, политической нестабильности. Говорили только о логистике как таковой. И будет интересно спустя год посмотреть, насколько оправдается прогноз.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55726/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1430

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

«Нужна наценка минимум в 200%»: 8 советов начинающим продавцам на маркетплейсах Опубликованы результаты ежегодного рейтинга «Самая быстрая транспортная компания 2024» от Main Transport ТД Элит Групп