Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Расчет необходимости дополнительной аренды Евгений Шишигин


Складская логистика № 7 июль 2007

Евгений Шишигин
Независимый эксперт по логистике, к. э. н

Расчет необходимости дополнительной аренды



Часто бывает, что, даже располагая собственным складом, компания периодически вынуждена арендовать дополнительные складские площади. Это связано прежде всего с сезонными колебаниями продаж. Держать «лишние» квадратные метры только для того, чтобы покрывать дефицит в пиковые периоды, накладно. Дешевле на это время арендовать чужие площади. Но как посчитать, сколько именно нужно места и как максимально сократить эту потребность?

Очевидно, что для принятия решения о необходимости аренды дополнительных складских площадей должен существовать некоторый количественный критерий. Таким критерием может являться превышение на определенную величину планируемого объема продаж в пиковый период над возможным объемом продаж компании.
Для наглядности представим этот критерий в виде выражения:

ОПпланируемый – ОПвозможный = ВП,

где ОПпланируемый – объем продаж, планируемый для пикового периода;

ОПвозможный – возможный объем продаж компании;

ВП – величина превышения первого параметра над вторым.

Необходимо уточнить понятие «возможный объем продаж компании». Он не зависит от спроса, а показывает технико-технологические возможности компании, которые определяются емкостью ее склада и уровнем применяемой технологии грузопереработки.

Таким образом, нам нужно понять, как рассчитать указанные показатели. Обычно объем продаж определяется как в стоимостном, так и в количественном выражении. Нас интересует второе. Предположим, что объем продаж будет определяться в грузовых пакетах за день. Под грузовым пакетом будем понимать груз, уложенный на европоддон (европаллету) по определенной схеме и связанный с ним упаковочным материалом. Средние весогабаритные характеристики грузового пакета обычно равны 0,8 x 1,2 x 1,65 м и 650 кг.

Объем продаж за день определяется следующим выражением:

ОП = (Вск x З) / Об , [1]

где ОП – объем продаж за день;

Вск – вместимость склада в грузовых пакетах;

З – заполненность склада;

Об – оборачиваемость склада в днях.

Вместимость склада – это суммарное количество имеющихся на складе мест хранения. В нашем случае, например, одно место хранения вмещает один грузовой пакет (отсюда размерность параметра – грузовые пакеты).

Заполненность склада – это безразмерная величина, отражающая процент заполнения мест хранения на складе. Среднестатистическое значение этой величины определяется как 0,75 (то есть 75% мест хранения склада заполнены), но в критических случаях может доходить и до значения 0,9 (90%).

Оборачиваемость склада – это величина, определяющая количество дней, в течение которых товарный запас на складе обновляется полностью. Оборачиваемость рассчитывается как отношение общего объема продаж за период к среднему объему остатков за тот же период. Эта величина зависит как от величины спроса, так и от скорости выполнения складских операций и количества персонала и техники, задействованных на складе. На практике среднее значение оборачиваемости равно 15–18 дням.

Допустим, что склад компании имеет 1000 мест хранения, заполняемость равна 0,75, оборачиваемость составляет 15 дней. Соответ-ствен-но объем продаж за день – 50 грузовых пакетов. На практике полученное значение обычно еще корректируют в большую сторону на величину, называемую коэффициентом неравномерности отгрузки. Значение данного коэффициента опять-таки из практики принимается равным 1,25. Поэтому объем продаж за день варьируется в диапазоне 50–62,5 грузовых пакетов. Таким образом, мы посчитали ежедневный возможный объем продаж.

Далее необходимо определить планируемый объем продаж в пиковый период. Обычно объем продаж определяется отделом маркетинга совместно с отделом продаж компании сначала в стоимостном выражении, а затем пересчитывается в количественное выражение.

Предположим, что планируемый объем продаж определен, а значения остальных параметров не изменились. Далее определяем необходимое количество мест хранения для обеспечения планируемого объема продаж. Например, если планируемый объем продаж составит 75 грузовых пакетов в день, то количество необходимых мест хранения будет равно 1500. В соответствии с критерием разность при минимальном значении объема продаж (50 грузовых пакетов) составит 500 дополнительных мест хранения. Столько мест мы должны арендовать. Но прежде чем принимать решение об аренде, нужно проанализировать, есть ли ресурсы для того, чтобы устранить дефицит площадей за счет оптимизации внутренних процессов.

Анализ возможностей склада

Сначала необходимо убедиться, существует ли физическая возможность увеличения количества мест хранения на складе. Для этого проводят ревизию мест хранения на соответствие хранимому товару и используемой технологии – то есть подсчитывают наличные места хранения и проводят анализ имеющихся складских площадей, чтобы выяснить, возможно ли создать новые места хранения. Также анализируется статистика процента заполняемости мест хранения за предыдущие периоды. Как я уже отмечал, процент заполняемости склада может быть увеличен до 90%, что в совокупности с созданием дополнительных мест хранения увеличит возможный объем продаж компании. В нашем примере это будет выглядеть следующим образом.

В выражении [1] изменим значение коэффициента заполняемости на 0,9, оставив остальные значения без изменений (количество мест хранения – 1000, оборачиваемость – 15 дней). Получим минимальный объем дневных продаж 60 г. п.: (1000 x 0,9)/15 = 60. Это на 10 г. п. больше, чем при изначальном расчете. А при учете коэффициента неравномерности отгрузки получим 75 г. п.: (1000 x 0,9)/15 = 60 x 1,25 = 75.

Склад также нужно проанализировать с точки зрения используемой технологии грузопереработки – для выявления возможного уменьшения сроков оборачиваемости товара.
Для данного анализа важны три аспекта:
эффективность размещения товара на складе,
скорость выполнения операций грузопереработки и
необходимое количество работников склада для выполнения планируемого объема работ.

Эффективность размещения товара на складе связана с удобством комплектации заказов, которая в свою очередь характеризуется временем выполнения и качеством сборки товара. Исходя из этих параметров можно выявить два принципиальных критерия оптимальности размещения товара.
Первый – это минимизация перемещений работников склада при комплектовании заказа на отгрузку.
Второй – соблюдение такого порядка сборки гетерогенного (разного) грузового пакета, при котором на поддон сначала укладывается тяжелый и габаритный товар, а затем легкий и малого размера.

На оптимальность размещения товаров на складе также может оказывать влияние характер самого товара, связанные с ним условия его хранения и порядок последующей реализации. Это касается, например, подакцизных, очень дорогих, взрывоопасных либо очень тяжелых товаров. Для них на складе организуются отдельные участки хранения, которые могут иметь даже собственное ограждение. Отбор товара на таких участках осуществляется по отдельному заказу особыми работниками.

В качестве инструмента для разделения номенклатуры товаров на группы используется методика АВС- и XYZ-анализа. Сначала выполняется АВС-анализ по критерию «количество повторений товара в заказах клиентов за период». Этот критерий показывает, как часто данный товар присутствует в заказах клиентов или, что одно и то же, как часто складской персонал подходит к нему. АВС-анализ проводится на основе статистических данных за определенный период, желательно за предыдущий год (но этот период должен быть не менее квартала). Информация в виде отчета должна содержать: наименование по каждой товарной позиции, число заказов и число отгруженных универсальных грузовых единиц помесячно по каждой товарной позиции. Критерием является количество заказов. Далее выполняем XYZ-анализ по критерию «число отгруженных универсальных единиц» (штук, упаковок, ящиков или поддонов – в зависимости от специфики торгового процесса клиента).

Для проведения такого анализа создаются зоны размещения, представляющие собой набор мест хранения в стеллажной системе склада, которая обычно проектируется с учетом прямолинейности грузопотоков от участка приемки до зоны отгрузки. Грузопотоки различаются по интенсивности. Имеющие максимальную интенсивность образуют так называемые «горячие линии». Вдоль них и следует располагать «горячие» зоны размещения товара. За «горячей» следуют «средняя» и «холодная» зоны размещения. Вторым важным критерием размещения зон является порядок их обхода. Маршрут движения работника во время отбора товара по заказу должен иметь минимальное количество возвратно-поступательных движений, другими словами, начинаться в «горячей» зоне и заканчиваться в «холодной». Таковы вкратце этапы анализа эффективности размещения товара на складе.

Для анализа скорости выполнения операций грузопереработки и необходимого количества работников склада нужно нормировать время выполнения складских операций и проанализировать интенсивность входных потоков заказов на склад. А затем провести расчеты необходимых людских и технических ресурсов (более подробно об этом читайте в статье Евгения Шишигина «Практика моделирования работы склада как СМО», «Складские технологии» № 3/март 2004 – Прим. редакции).

Если с помощью перечисленных мер уменьшить оборачиваемость товара на складе до 12 дней и повысить заполняемость склада до 90%, то возможный дневной объем продаж составит 75 грузовых пакетов. Таким образом, только за счет более полного использования имеющихся резервов мест хранения и повышения производительности грузопереработки склада можно обеспечить выполнение планируемого объема продаж (в нашем примере 75 грузовых пакетов). Так мы сэкономим деньги, которые хотели потратить на 500 дополнительных мест хранения.
Какое количество площадей необходимо и какой товар на них хранить

Если все внутренние резервы задействованы, а планируемый объем продаж все же превышает возможности склада компании, то, конечно, аренды дополнительных площадей не избежать.

В такой ситуации возникают два главных вопроса: какое количество площадей необходимо и какой товар на них нужно размещать?

Что касается количества дополнительных площадей, то, как мы убедились, оно зависит от точности прогноза планируемого объема продаж в пиковый период и точности результатов анализа возможного объема продаж компании. Для примера приведу сводную таблицу расчетов необходимого количества мест хранения на пиковый период в зависимости от планируемого объема продаж с учетом интенсификации работы склада (см. таблицу).

таблица.
Расчет необходимого количества мест хранения на пиковый период.
      Обычный период    Пиковый период    Пиковый период
Количество мест на складе  
                 1000                      1000                  1000
Коэффициент заполнения склада
                 0,75                       0,9                     0,9
Оборачиваемость, дней  
                 15                         15                       12
Коэффициент неравномерности отгрузки
                1,25                      1,25                     1,25
Возможный объем отгрузки, г. п.
                50                         60                        75
Возможный объем отгрузки с учетом неравномерности отгрузки, г. п.
               62,5                       75                       93,75
Планируемый объем отгрузки, г. п. 
              100                        150                      200
Необходимая площадь при параметрах склада для пикового периода, м2 
              1334                      2000                   2667
Необходимое количество мест хранения
              334                       1000                   1667


В отношении типа хранимого товара нужно учитывать следующее. Обычно арендованные площади используют для создания резервного запаса. Другими словами, они выполняют функцию накопительного склада с технологией грузопереработки, имеющей минимальные затраты людских и технических ресурсов. А такой технологией является прием и отгрузка товара целыми гомогенными (монотовар) грузовыми пакетами. Отсюда следует, что наиболее подходящими для хранения на дополнительных площадях являются товары группы А, имеющие наибольшую оборачиваемость на планируемый период пиковых продаж

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55553/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1339

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Опубликованы результаты ежегодного рейтинга «Самая быстрая транспортная компания 2024» от Main Transport ТД Элит Групп