Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Все по полочкам

Все по полочкам



С каждым днем информационные технологии все шире используются в разных сферах бизнеса. Автоматизация складских комплексов (системы управления складом — Warehouse Management Systems — WMS) является сравнительно новым направлением для применения ИТ-решений, однако динамика его развития чрезвычайно возросла за последние несколько лет. Эксперты связывают этот процесс с бурным развитием логистического и складского бизнеса в целом. Как в Сибирском регионе используют WMS, выясняли корреспонденты «КС» ЕЛЕНА АНУФРИЕВА и ИГОРЬ МЕЛЬНИК.


Система управления необходима логистическим операторам и центрам дистрибуции. WMS внедряются для решения сразу нескольких задач организации работы склада. Это может быть и снижение издержек на внутрискладские операции, и увеличение пропускной способности склада, и уменьшение численности персонала. «Для центров дистрибуции весьма актуальна проблема «пересортицы« — путаница, связанная с наличием одного и того же продукта, но от разных производителей, — эта проблема успешно решается с помощью WMS», — говорит генеральный директор поставщика WMS-решений компании «Адалиус» (Москва) Борис Меламедов.

Промышленные склады могут использовать систему для уменьшения накладных расходов. «Помимо сокращения числа ошибок, последние разработки в области WMS позволяют повысить оборачиваемость склада на 7–15% и увеличить коэффициент использования объема на 10–12%», — сообщает руководитель отдела маркетинга и PR компании «Адалиус» Ирина Макурина.

«Основное преимущество WMS — возможность работать с такими объемами товара и таким количеством паллето-мест, с какими невозможно работать без них, — считает директор ООО «Сибирский Грузовой Терминал« (Новосибирск) Максим Жучков. — Система управления складом планирует размещение товара, выемку товара, все подборы и любые передвижения товаров по складу. Таким образом, мы получаем достаточно жесткую прогнозируемость всех передвижений. Все это не зависит от воли человека и, соответственно, не подвержено ошибкам. Единожды заданные правила, прописанные в программе, в дальнейшем работают в 100% случаев одинаково. Если мы хотим эти процессы реорганизовать, то нам достаточно продумать и перепрограммировать систему, после чего процессы будут снова протекать одинаково, с заданной точностью». В «Сибирском Грузовом Терминале» используют систему AZ. WMS.

В WMS учитывается как номенклатура, так и размещение товара на складе. «Если пришли 60 паллет одного груза, то их можно просто выгрузить в один ряд. Но если это сделать, то в момент формирования заказов на отгрузку в этот ряд приедут сразу несколько штабеляторов (разновидность погрузчиков. — «КС«), которым будет негде развернуться. А WMS дают возможность веерно размещать грузы», — приводит пример специалист по рекламе и связям с общественностью Национальной логистической компании (Москва) Полина Винокурова.

Эксперты констатируют активный рост запросов на проекты по автоматизации складов. «Спрос на WMS в верхнем сегменте рынка (более $100 тыс.) вырос за последнее время более чем в два раза«, — говорит коммерческий директор компании «Импакт-софт» (Москва) Анатолий Степанский.

По числу проектов автоматизации в лидерах сейчас — фармацевтические компании. Ассортимент продукции, которая хранится на их складах, чрезвычайно широк, и автоматизация логистики здесь жизненно необходима. «На данный момент автоматизировано примерно 80% складов крупных фармкомпаний», — делает оценку директор по технологиям компании «Солво» (Санкт-Петербург) Александр Троцкий.

Чуть менее активно автоматизируют коммерческие склады, которые сдаются в аренду. Требования заказчиков здесь высоки и крупным клиентам просто невыгодно брать в аренду склад, где учет ведется «по старинке».

На третьем месте по уровню автоматизации склады производственных компаний. Эффект от внедрения WMS здесь наиболее существенный, поскольку оборот продукции на таких складах очень высок.

Еще одна категория, которая занимает существенную долю по уровню автоматизации, — дистрибьюторские распределительные центры торговых сетей и оптовиков.

Средние и большие склады автоматизируют чаще всего. В отличие от ERP-систем, на общую стоимость которых существенно влияет количество лицензий, в WMS количество рабочих мест не так сильно влияет на стоимость проекта. «Чем крупнее компания, тем более существенный эффект в абсолютных значениях может быть достигнут от управления цепочкой поставок и автоматизации складской логистики, в частности», — подчеркивает директор по консалтингу компании «i2 СНГ» Сергей Карминский.

Еще одна причина преимущественной автоматизации крупных складов — повышение требований к качеству со стороны крупных клиентов. «При работе с такими торговыми сетями, как «Пятерочка» или «Седьмой Континент«, штраф за одну неправильно собранную строку заказа может достигать десятков тысяч рублей», — отмечает Александр Троцкий.

Максимальная стоимость зарубежных WMS без оборудования достигает $300 тыс., минимальная — $50–70 тыс. «В целом стоимость проекта состоит наполовину из стоимости ПО и стоимости работ, — говорит Александр Троцкий. — Примерно столько же могут составить затраты на оборудование для автоматизации склада. Однако есть один важный момент: при внедрении более дешевых систем стоимость работ меняется не очень существенно. В результате возникает некий перекос, поскольку цена проекта существенно не снижается, а стоимость работ и оборудования составляет большую долю от стоимости проекта».

Отечественные системы стоят дешевле. По словам коммерческого директора компании AXELOT Евгения Ломко, стоимость системы на базе «1С: Логистика» — от $30 тыс. и выше. «Далеко не всегда нужно внедрять полноценную систему управления складом с технологией штрих-кодирования, на первом этапе достаточно обойтись адресным учетом и рядом сервисных функций, что позволяет укладывать бюджет автоматизации склада в $15–20 тыс., а развитие системы оставить на более поздний период», — комментирует Евгений Ломко.

Длительность внедрения обычно составляет 4–5 месяцев. Такие сроки обусловлены поставками оборудования из-за рубежа, занимающими примерно 2–3 месяца. При этом даже крупные системы окупаются достаточно быстро. «Полная окупаемость проекта внедрения достигается за срок от 8 до 18 месяцев», — говорит Сергей Карминский.

Безусловные лидеры по количеству внедряемых WMS — Москва и Санкт-Петербург. По словам специалистов, регионы отстают по развитию складского хозяйства примерно на два года, однако есть тенденция к активному процессу выравнивания. «Крупные компании федерального уровня сейчас выходят на региональные рынки, где начинают строительство своих складов и РЦ, в частности, — и я обсуждал это с одним из крупнейших продуктовых дискаунтеров — новосибирский рынок сегодня им очень интересен, они хотят здесь развиваться», — делится Сергей Карминский. По мнению Анатолия Степанского, регионы будут отставать до тех пор, пока централизованная схема поставок импортных товаров через Москву более выгодна. А Сергей Карминский считает, что многие региональные заказчики переросли масштабы своего региона и испытывают потребность в создании собственных распределительных центров, управляемых на самом высоком уровне: «Еще год назад 90% наших проектов приходились на Москву и Санкт-Петербург. Сегодня доля региональных проектов дошла до 35%».

В Сибирском регионе практически у всех крупных компаний-интеграторов есть либо завершенные проекты, либо проекты, которые находятся на стадии внедрения. «В Новосибирске у нас есть проект, который находится на стадии сдачи, — «Би-лоджистик«, складской комплекс ответственного хранения на 12 000 кв. м», — говорит Борис Меламедов.

Петербургская компания «Солво» (внедряют систему Solvo. WMS) внедрила систему WMS на складе «Россибфармации» в Новосибирске в 2003 году. Компания AXELOT недавно автоматизировала новосибирский склад компании «Медтехника» на базе системы «1С: Логистика». У «i2 СНГ» в Сибири успешно действуют несколько клиентов — компании «КОР», «Калина», T-Logic.

По словам директора сибирского филиала Tablogix (Новосибирск) Евгения Новикова, проект по внедрению WMS на складе Tablogix длился примерно полгода. Бюджет проекта составил $500 тыс. «Это средний размер бюджета внедрения современных WMS на мультиклиентском складе», — подчеркнул Евгений Новиков.

В Национальной логистической компании WMS внедрили практически 10 лет назад. «В 1997 году качественных предложений фактически не было, — рассказывает Полина Винокурова. — В результате выбрали «Адвантикс« (PSI Logistic). Процесс адаптации системы проходил шесть месяцев».

В целом WMS пока мало распространены в России. «Рынок WMS пока на стадии зарождения. Если в Финляндии автоматизировано 60% складов, то в России это единицы процентов. Общее количество автоматизированных складов — всего 200–300», — говорит Александр Троцкий. Примерный объем рынка эксперты оценивают в $5–7 млн. По прогнозу Александра Троцкого, в лучшем случае рынок сформируется через пять-шесть лет.

В качестве основных тенденций специалисты отмечают расширение роли беспроводных технологий (RF-терминалы, RFID) и стремление снизить отрицательное влияние человеческого фактора при комиссионировании.

«Формирование рынка мы ожидаем по пути выноса складских комплексов за пределы таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, и образования транспортных потоков, минуя эти города», — говорит Анатолий Степанский. В дальнейшем, по словам Евгения Ломко, системы управления складом будут интегрироваться с системами управления транспортными перевозками, системами автоматизации логистики запасов и закупок. «Рынок будет постепенно двигаться в сторону единой цепочки поставок», — резюмирует Ломко.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55170/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1372

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Счёт на секунды: логистика в сфере ретейла и доставки в Петербурге логистику и персонал «Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР