Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Пост весового контроля

Пост весового контроля 



Руководителям предприятий, чей бизнес связан с перевозками грузов, хорошо известно: пост весового контроля — это самая настоящая засада. Нервы, взятки… Впрочем, есть некоторые хитрости, позволяющие с наименьшими моральными и материальными потерями миновать сотрудников ПВК.


Служба заботы о дорогах. Именно так, без всяких кавычек, называют порой в прессе службу весового контроля. Действительно, создавалась она с благородной целью — следить за правильностью проезда по дорогам транспорта, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Как известно, тяжелые машины наносят значительный ущерб дорожному покрытию, и, соответственно, кто–то должен этот ущерб компенсировать. И вроде придумано было неплохо: нагружена машина сверх установленных норм — плати деньги за повреждения трассы, и никаких тебе больше препятствий на пути следования. А финансы пойдут на ремонт дорог. Но когда хотят сделать «как лучше», понятно, что получается «как всегда». Вот и посты весового контроля, вместо своей благородной цели охраны дорог, выполняют почему–то не менее важную функцию по сбору средств в кошельки чиновников.


Дураки и дороги


Работает пост следующим образом. Автомобиль проезжает по платформе — грузоподъемному модулю, а специальные датчики измерительно–вычислительного комплекса фиксируют его скорость, нагрузку на каждую ось, расстояние между осями и общую массу. Измерение может быть и статическим. На некоторых постах цифровой камерой делается еще и снимок машины, который заносится в общую базу данных. Чиновники утверждают, что ошибки и обсчеты на весах исключены, так как оператор лишь вводит модель машины, ее госномер и данные грузоперевозчика. А уж все прочие данные, вплоть до размера компенсации за ущерб дорожному покрытию, подсчитывает компьютер при помощи специальной программы, изменения в которую внести невозможно. Но это все теория. На деле, как оказалось, все с точностью до наоборот.


Вот что рассказал нам в приватной беседе сотрудник одного из постов весового контроля:


— Во–первых, все весы имеют погрешность взвешивания. Это совершенно нормально и устанавливается она заводом–изготовителем. Но техника наша, так сказать, по инструкции работает только первые полгода, а дальше — как захочет. Максимально допустимая погрешность измерений официально устанавливается в пределах от 20 килограммов до 2,5 процентов от взвешиваемой массы. На практике, в зависимости от разных параметров — завода, выпустившего прибор, методики взвешивания (динамической или статической), модели весов, — погрешность у основных весов может составлять до 1 000 килограммов, а у контрольных — до 300 килограммов. Согласитесь, немало.


Я молча соглашаюсь, а оператор поста продолжает:


— Программы для измерений устанавливают мастера с завода–изготовителя, которые монтируют оборудование. С этими ребятами за определенную плату можно договориться и получить возможность вносить изменения в метрологический файл. Естественно, официально этот файл оператор трогать не может. А если и захочет — редактированию он поддаваться не должен. Но, после договоренности с наладчиками, невозможное становится вполне возможным.


Вот и подумайте теперь, какой перевес могут насчитать при желании, если и оператор «договоренность» имеет, да и оборудование еще само по себе слегка, килограммов на 500–700, барахлит.


Справедливости ради отметим, что вторая сторона — водители — тоже далеко не всегда белая и пушистая.





Александр Котов, председатель Центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей–профессионалов:

— Сейчас отменено лицензирование любых автоперевозок, в том числе даже перевозок тяжеловесных и опасных грузов. И только ленивый не пошел в автобизнес! Конкуренция среди водителей большая, поэтому многие, стремясь занять свою нишу в этом бизнесе, согласны везти практически что угодно, куда угодно и за небольшие деньги. Грузоотправитель, нагружая в машину «сколько увезет», зарабатывает немалые деньги, а водитель — головную боль на постах весового контроля. И ситуация изменится только в том случае, если по закону за перегруз будет отвечать именно грузоотправитель! А сейчас КоАП РФ требует права у водителей отбирать. Ну, откажется он вести перегруженную машину, и что? Тут же найдется тот, кто не имеет подобных идейных убеждений и согласится, возможно, даже и за меньшие деньги. Так что вопрос должен решаться именно на федеральном уровне путем принятия поправок в КоАП!


Но у этой проблемы есть и третья грань. Дело еще и в том, что у нас производятся автомобили такой грузоподъемности, что закон практически запрещает их эксплуатировать. Например, Минский завод колесных тягачей серийно выпускает самосвалы грузоподъемностью до 27 тонн. Резонный вопрос — зачем? Ведь по закону такой автомобиль вместе с грузом может весить не более 30 тонн. Что же получается? Пустая машина весит 16 тонн, а на груз остается лишь 14, притом что реально она может везти в два раза больше! Нелогично. Да, кроме того, грузоотправитель, который, как мы помним, ответственности за перегруз не несет, имеет право грузить в машины товаров общей массой до 30 тонн! И непонятно, что делать водителям, которым легкие грузы типа чипсов «достаются» не так уж и часто.


А пока… Водитель Николай на стоянке для фур под Москвой возмущался:


— Как вы думаете, сколько стоит пропуск, чтобы официально ехать с перегрузом? Ага, нехило он стоит! И контора моя покупать его не хочет. Вот и еду я через посты с замиранием сердца — то ли проскочу, то ли платить придется. Договоренность у меня с хозяином такая — если нарвался на официальный штраф, то сам его и плачу, а на взятки мне денег контора дает. Ну, понимаете, — взятки же всегда меньше! Да и по закону платить эти деньги должны или владельцы автотранспорта, или пользователи (по всей видимости, Николай имеет в виду п. 5 Положения о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам — Прим. ред.). А я и есть пользователь. Вот так «честно» мы поделили расходы. А если я штраф платить буду, то мне и ездить станет невыгодно. Да если даже перегруза нет, добиться равномерной нагрузки по осям практически невозможно! Хоть на одной, да будет перевес. Опять проблема.


Так называемый неофициальный проезд поста весового контроля для водителей, не желающих, чтобы их автомобиль взвешивали, обходится в среднем в 300 рублей. И, как вы уже догадались, не дороги на эти деньги ремонтируют. Что же получается? Несознательные водители, которым нужно кормить семьи, везут лишнее. Несознательные грузоотправители, которые имеют законную возможность отправить вместо двух одну перегруженную машину и заплатить за доставку груза меньше, естественно, эту возможность используют. А несознательные весовщики тоже не стесняются, открывая карман.

Дороги при этом портятся, а средств на ремонт, конечно же, не имеется. Как правило, власти о дорогах начинают думать лишь по весне. В это время появляются различные приказы, постановления и распоряжения как федерального, так и местных значений об ограничении движения большегрузных автомобилей. Дороги закрывают на «просушку» после зимы. Считается, что именно в это время дорожное покрытие подвергается наибольшим нагрузкам и разрушениям от колес тяжело груженых машин. В некоторых районах предельная нагрузка на ось устанавливается чуть ли не в четыре тонны, а однодневный пропуск на машину стоит порой несколько тысяч рублей.

Правда, ограничения не касаются автомашин, перевозящих пассажиров, продукты питания, лекарственные препараты, ГСМ, почту, материалы для посевных работ, а также грузы, необходимые для предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий. Естественно, на дорогах, помимо стационарных, появляются передвижные посты весового контроля, а сотрудники ГИБДД радостно составляют протоколы. Но, как говорится, и против лома есть приемы. Мы не призываем нарушать закон, но знать свои права необходимо, так как, к сожалению, требования чиновников нередко не имеют с законом ничего общего.


Прав тот, у кого больше прав?


Составить протокол о нарушении правил перевозки тяжеловесных грузов (ст. 12.21 КоАП РФ) может только сотрудник ГИБДД. Автомобиль для этого необходимо взвесить! Если машина остановлена на трассе или даже на стационарном посту ДПС, то проверить перегруз невозможно. Никаких арифметических действий на основании вашей накладной, в которой указан вес груза, и массы пустой машины по документам инспектор производить не может. То есть может, конечно, но законной силы его умозаключения иметь не будут. Конечно, водителя могут попросить проследовать в какую–нибудь «деревню Гадюкино», на стационарный пост весового контроля.


Юрисконсульт ООО «Аудит-новые технологии» Артем Гальченко в подобной ситуации посоветовал действовать так:


— От чести «проследовать» можно и отказаться — никуда ехать вы не обязаны. Вас могут задержать, и если у вас есть три часа на то, чтобы объяснить милиционеру его и ваши права — почему бы и нет? Допустим, милиционер по вашим документам как–то высчитал перегруз. Но для составления протокола ему необходимы сведения о том, где и кем производилось взвешивание, а также номер и дата выдачи свидетельства о проверке весов. Но ведь в вашей накладной есть только цифра, обозначающая вес товара. И подпись руководителя на ней совершенно не говорит о том, что директор ходил на склад взвешивать отправляемый груз! В общем, протокол составить инспектор не может, данных у него не хватает.


Но отстаивать свои интересы и не пополнять чиновничью кормушку, к сожалению, пока готовы не все водители. Между прочим, среди тех водителей, с которыми мы беседовали на «дальнобойной» стоянке недалеко от столицы, были и такие, кто принципиально не давал взяток. Смеем вас уверить — работают вполне успешно и держатся достойно, не объясняя свои действия тем, что «лишь бы отвязались». Естественно, мы не берем в расчет случаи, когда водитель сам знает, что «виноват», что везет гораздо больше разрешенного. Но порой бывает, что о весе груза ему известно из накладной, в которой все вроде в порядке.


Если машина «попалась» на стационарном посту, а приборы показывают значительный перегруз, необходимо помнить следующее. Сотрудник поста ни водителя, ни автомобиль задерживать не может. Все его полномочия заключаются в том, что он составляет акт о превышении массы автомобиля и называет сумму компенсации за ущерб, который вы можете нанести дорогам. Если водитель или экспедитор со всем согласны, можно тут же все оплатить и с сотрудниками поста распрощаться. Если же есть возражения, следует потребовать контрольного взвешивания. Ну, а в случае отказа перевозчика платить на месте весовщик должен вызвать сотрудника ГИБДД, который на основании акта, подписанного оператором поста, составит протокол об административном правонарушении.


Как мы уже отмечали ранее, все весы работают с погрешностями, таким образом, шанс заиметь документально оформленный перевес при его реальном отсутствии есть всегда. Для не желающих стать «без вины виноватыми» расскажем об устройстве поста и поделимся маленькими хитростями его преодоления.

Чтобы измерительно-вычислительный комплекс поста работал корректно, необходимо соблюдать определенные правила:

- на грузоподъемный модуль автомобили должны въезжать по одному;
- скорость проезда по платформе не должна превышать 25–30 км/час.


Если эти требования не соблюдаются, значит, весы работают некорректно. Если автомобиль проезжает пост быстрее, что может быть вполне естественно (не любят водители это место, примета плохая!), то прибор определяет довольно значительное занижение веса. Кроме того, проезд на скорости может не дать сотруднику поста остановить вашу машину, так как данные выдаются не сразу, а через несколько секунд. За это время в тумане может уже и прицеп, как говорится, растаять…


Есть еще один способ преодоления постов весового контроля, который охотно используют опытные водители. Автомобили сбиваются «в стаю» и очень медленно с минимальной дистанцией заезжают на весы. Прибор в этом случае вообще не понимает, что за паровоз движется, и не может отделить один автомобиль от другого. В его «мозг» заложена информация, что у машины может быть максимально восемь осей, а тут он видит, что осей больше и… случается эдакий глюк. Информация выдается такая, что никакого акта на основе подобного бреда составить невозможно. Счастливого пути, что поделаешь… Единственное, что могут предпринять весовщики, — заявить, что вы некорректно проехали пост и отправить вас на контрольное взвешивание.


Юрист Артем Гальченко так комментирует ситуацию:


— Согласно пункту 3.2 приложения 3 Распоряжения Росавтодора от 10.11.2002 г. № ИС–1004–р, «при несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором–оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров». То есть на контрольные весы вы можете поехать лишь по собственному желанию! Нигде не указано, что вас туда может направить весовщик или сотрудник ГИБДД. Так что соглашайтесь с тем, что у вашей машины 15 осей и поезжайте спокойно.

Все равно оператор акт составлять не будет — чего людей смешить?


Кроме стационарных, бывают и передвижные посты весового контроля, оборудованные на базе «ГАЗелей». Переносные платформы весом всего по 25 килограммов инспекторы ГИБДД сами подтаскивают к автомобилям. Нагрузка на каждую платформу — до 30 тонн на ось, то есть на передвижном весовом посту можно взвесить практически любой автомобиль. Но тут тоже есть свои хитрости. На передвижном посту машину можно взвешивать только в статическом режиме, то есть с остановкой каждой оси на весовой платформе. Поэтому, если вы не сможете остановиться на платформе, — показания будут неверными. А уж намеренно вы это сделали или нет — доказать невозможно.


Особенно ретивым сотрудникам постов советуем напоминать о существовании в УК РФ таких статей, как 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), 286 (превышение должностных полномочий), 290 (получение взятки).


Ну и, наконец, если у водителей и экспедиторов возникли проблемы, связанные с доставкой груза, есть необходимость получить консультацию, попросить о помощи — можно обращаться в Межрегиональный профсоюз водителей–профессионалов по телефону (095) 746–05–11 или по электронной почте.


Полезные документы


Распоряжение Росавтодора от 10.11.2002 г. № ИС–1004–р «О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации».


«Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утверждена Минтрансом РФ 27.05.1996 г.
«Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам», утверждено Минтрансом РФ 30.04.1997 г.


Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах».


Таблица "Дальнобойные штрафы"

Таблица "Дальнобойные штрафы"


Таблица "Ставки оплаты за провоз тяжеловесных грузов"


Таблица "Ставки оплаты за провоз тяжеловесных грузов"


Таблица "Предельные значения полной массы"

Таблица "Предельные значения полной массы"
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 11533

рейтинг: 
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)



Рекламный блок

аудит логистика склад форум erp