Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Нормирование труда: понятие, виды и законодательное регулирование И.В. Самойлов

№3 2004
Оплата труда
("Справочник экономиста" №3 2004)

Нормирование труда: понятие, виды и законодательное регулирование


И.В. Самойлов


 Универсальным измерителем количества труда, затраченного на выполнение той или иной работы, является рабочее время. Поэтому нормы труда устанавливаются путем определения количества рабочего времени, необходимого для выполнения определенной работы, или объема работы, который должен быть выполнен в единицу времени.
Законодательные основы регулирования вопросов нормирования труда нашли свое отражение в гл. 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), а также в Положении об организации нормирования труда в народном хозяйстве, утвержденном постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 г. № 226/П-6 (далее — Положение по нормированию труда).


 При нормировании используются нормы и нормативы.


Понятие и классификация норм и нормативов

Под нормой понимается количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ, под нормативом — количество времени, необходимого для выполнения отдельных элементов производственного или трудового процесса.

 Статья 160 ТК РФ выделяет такие нормы труда, как нормы выработки, времени, обслуживания.
Положение по нормированию труда среди норм и нормативов выделяет норму времени, норму выработки, норму обслуживания, норму численности, норматив численности.

 Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. Норма состоит из нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени, состоящей из оперативного времени, времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности.

 Норма выработки — это установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны выполнить (изготовить, перевезти и т.д.) в единицу рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

 Норма выработки является величиной производной от нормы времени и определяется делением рабочего времени исполнителей нормируемой работы за учетный период (час, рабочий день, смену, месяц) на норму времени.

 Норма обслуживания — это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников (в частности, бригада) соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях. Эти нормы предназначаются для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, рабочих мест, для лиц, обслуживающих ЭВМ, и для уборщиц. Кроме того, нормы обслуживания разрабатываются для установления норм времени (выработки) при многостаночной работе, а также в тех случаях, когда нецелесообразно нормирование труда работников на основе норм времени (выработки), то есть при полной автоматизации работы.
Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников, которыми должен управлять один руководитель.

 С нормой обслуживания связано понятие нормы времени обслуживания, под которой понимается величина затрат рабочего времени, установленная для обслуживания единицы оборудования, производственных площадей или других производственных единиц в определенных организационно-технических условиях.

 Норма численности — это установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ в определенных организационно-технических условиях. По нормам численности определяются затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ, отдельным функциям, в целом по предприятию или цеху, их структурным подразделениям.

 Норматив численности — заранее установленная расчетная величина, представляющая собой количество работников, которых можно содержать для обслуживания того или иного объекта или выполнения определенного объема работ (то есть устанавливается на основе норм обслуживания).

 Нормы труда могут устанавливаться на отдельную операцию (операционная норма) и взаимосвязанную группу операций, законченный комплекс работ (укрупненная, комплексная норма). Последние устанавливаются из расчета на планово-учетную (учетную) единицу продукции (работ), как правило, на законченное изделие, узел, объем работ, этап или объект строительства.

 Единые нормы труда разрабатываются на работы, выполняемые по одинаковой технологии в аналогичных условиях производства в одной или в ряде отраслей, и являются обязательными к применению на всех предприятиях при нормировании труда работников на соответствующих видах работ. Единые нормы утверждаются на определенный срок.
Нормы труда определяются по нормативным материалам, к которым относятся нормативы по труду.

 Нормативы по труду — это регламентированные значения (величины) затрат труда (времени) на выполнение отдельных элементов (комплексов) работ, обслуживание единицы оборудования, рабочего места, бригады, структурного подразделения и т.д., а также численности работников, необходимых для выполнения производственных, управленческих функций или объема работ, принятого за единицу измерения, в зависимости от конкретных организационно-технических условий и факторов производства. К нормативам по труду относятся также нормативы режимов работы технических средств, оборудования, по которым устанавливаются оптимальные режимы протекания процесса и определяется основное (технологическое) машинное и машинно-ручное время.

 Нормативные материалы для нормирования труда служат базой для расчета обоснованных норм затрат труда и должны отвечать следующим основным требованиям:
соответствовать современному уровню техники и технологии, организации производства и труда;
учитывать в максимальной степени влияние технико-технологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов;
обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда;
соответствовать требуемому уровню точности;
быть удобными для расчета по ним затрат труда на предприятиях (в учреждении, организации) и определения трудоемкости работ;
обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации, разработки норм труда.

Нормы труда устанавливаются:
на отдельную операцию (операционная или дифференцированная норма);
взаимосвязанную группу операций (укрупненные нормы);
на законченный комплекс работ (комплексная норма).

Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации производства и труда.

 По сфере применения нормативные материалы для нормирования труда подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные, профессиональные) и местные.
Межотраслевые нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) двух и более отраслей экономики.
Отраслевые (ведомственные, профессиональные) нормы предназначаются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях (в учреждениях, организациях) одной отрасли экономики.

 Местные нормы труда разрабатываются на предприятиях (в учреждениях, организациях) в тех случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормативные материалы, а также при создании более прогрессивных организационно-технических условий или их несоответствии по сравнению с учтенными при разработке действующих отраслевых нормативных материалов.

 Типовые нормы труда согласно ст. 161 ТК РФ разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» определено, что типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики.

 Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Минтрудом России.

Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минтруда России.
Типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

 Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

 Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые и отраслевые нормативные материалы. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией предприятия.

 Нормы могут устанавливаться как на стабильные работы (постоянные нормы), так и на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда (временные нормы) или на отдельные виды работ, которые носят единичный характер (разовые или единичные нормы).

 Срок действия временных норм, как правило, составляет:
3 месяца, если нормы разработаны непосредственно на предприятии, в учреждении, организации;
не более 6 месяцев, если нормы разработаны вышестоящей организацией;
не более одного года, если нормы разработаны министерством (ведомством).

Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы.
Обязательным для предприятий соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации являются отраслевые и межотраслевые нормы и нормативы.

 Во всех случаях нормы труда должны быть обоснованными с технической, экономической, организационной, психофизиологической и социальной сторон. С экономической стороны нормы должны быть эффективны с точки зрения минимизации затрат труда, с психофизиологической — должны обеспечивать сохранение здоровья работников, с социальной стороны должны устанавливаться нормы, в выполнении которых заинтересованы работники, с технической стороны нормы должны соответствовать уровню техники и технологии, организации производства и труда.

 Техническое обоснование учитывает выявление и анализ технических факторов, зависящих от производства, проектирование технологических режимов работы оборудования. Организационное обоснование предполагает, что при расчете норм должны учитываться прогрессивные методы организации производства и труда.

 Экономическое обоснование предусматривает анализ влияния разрабатываемых норм на производительность труда, качество и себестоимость продукции и другие показатели производства.

 Психофизиологическое обоснование подразумевает выбор оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда, и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности.

Приложение

Нормативы численности и нормы выработки

Порядок введения, замены и пересмотра норм труда

Согласно ст. 160 Трудового кодекса РФ нормы труда должны устанавливаться в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Введение, а также замена и пересмотр норм труда оформляются локальными нормативными актами организации (приказом, распоряжением, положением по нормированию и т.п.) и с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного органа, совета трудового коллектива и т.п.).

 Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого на предприятии (в учреждении, организации), и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период или экспертных оценок (суммарный метод).

 Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности производства.

 Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда и применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, — опытно-статистическими.
Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитически-исследовательским или аналитически-расчетным.

 При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.

 При аналитически-расчетном способе затраты рабочего времени на нормируемую операцию определяют по нормативам времени на отдельные рабочие операции, разработанным ранее на основе хронометражных наблюдений, или расчетом исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.

 Наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов является аналитически-расчетный способ, так как он наиболее совершенен и экономически эффективен.

 Для разработки норм труда организуются и проводятся следующие мероприятия:

 1. Подготовительные и организационно-методические работы.
В ходе работ определяются цели и задачи разработки нормативных материалов для нормирования труда, уточняются виды норм, составляется техническое задание.
Техническое задание разрабатывается организацией-исполнителем нормативно-исследовательской работы и утверждается организацией-заказчиком.

 Изучаются действующая технология, инструкции, положения, организационно-технические условия и методы выполнения работы на рабочих местах, подбираются паспорта оборудования, характеристики применяемых инструментов, приспособлений, сырья, материалов, режимов работы оборудования, содержание технологических и трудовых процессов; устанавливается возможность разработки нормативных материалов с применением нормативов времени, в том числе микроэлементных, использования электронно-вычислительных машин для проектирования рациональных трудовых процессов и расчета норм труда.

 Разрабатывается методическая программа проведения работ по разработке нормативного документа, отражающая следующие вопросы:
выбор предприятий (учреждений, организаций), их структурных подразделений, на основе организации производства и труда которых будут разрабатываться прогрессивные технологические (трудовые) процессы и рациональные организационно-технические условия их выполнения, предусматриваемые при проектировании норм затрат труда;
использование действующих нормативных материалов для нормирования труда, в том числе и микроэлементных нормативов;
определение факторов, влияющих на затраты времени при выполнении отдельных работ и обеспечивающих наибольшую точность нормативов и норм при наименьшей сложности и трудоемкости их разработки;
инструктаж работников, осуществляющих наблюдения и анализ затрат рабочего времени и проектирование норм и нормативов, использование для этой работы приборов, видеотехники, компьютерной техники, данных статистической, оперативной и другой отчетности;
проверку проекта нормативных материалов в производственных условиях;
оформление сборника нормативных материалов в целом.

2. Изучение затрат рабочего времени на рабочих местах.
Указанные работы включают:
подготовку к наблюдениям: выбираются исполнители, за работой которых будут вестись наблюдения, уточняется соответствие технологии, организации рабочего места и его обслуживания проектируемым;
проведение непосредственных замеров рабочего времени (хронометраж, фотографии рабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и т.д.) или моментных наблюдений; при этом максимально используются материалы, связанные с установлением норм затрат труда на выбранных предприятиях;
проведение технических расчетов, экспериментальных и других исследовательских работ, обработка собранных материалов.

3. Обработка собранных материалов.
Данные работы включают:
анализ и обобщение результатов изучения затрат рабочего времени, разработку нормативов (норм) затрат труда;
уточнение основных факторов, влияющих на величину затрат труда; вывод эмпирических (основанных на опыте) формул зависимостей между значениями влияющих факторов и величинами затрат труда;
подготовку проекта нормативного документа в первой редакции, а также инструктивных указаний о порядке проведения его проверки непосредственно на предприятии;
определение конкретных предприятий (учреждений, организаций), их структурных подразделений для проведения на них проверки нормативных материалов;
направление проекта нормативного документа с инструктивными указаниями о порядке проведения его проверки на выбранные предприятия (учреждения, организации), в их структурные подразделения.

4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях.
Целью проверки является выявление характера уточнений и дополнений, подлежащих внесению в проект.

 5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.

 Проводится анализ и изучение результатов проверки проекта нормативного документа в производственных условиях, обобщение полученных отзывов, замечаний и предложений.

 Установленные нормы труда согласно ст. 160 ТК РФ могут пересматриваться по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

 Следует обратить внимание, что не может являться основанием для пересмотра ранее установленных норм достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест (то есть передовых методов и форм организации труда).

 Замена и пересмотр единых и типовых норм осуществляется органами, их утвердившими. Пересмотренные нормы оформляются локальным нормативным актом организации и доводятся до работников не позднее чем за два месяца до введения.
Проверка действующих на предприятии (в учреждении, организации) норм труда осуществляется аттестационными комиссиями, утвержденными руководителями предприятий (учреждений, организаций).

 По результатам проверки по каждой норме принимается решение: аттестовать или не аттестовать. Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда.

 Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются не аттестованными и подлежат пересмотру. Устаревшими, в частности, должны считаться нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих. Ошибочными могут считаться нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов.

 При проверке норм затрат труда администрация обязана обеспечить тщательную проверку выполнения предусмотренной нормами технологии на всех операциях трудового процесса, соответствия фактически выполненного объема работ объемам, заложенным при расчете норм. Одновременно администрация исходя из конкретных производственных условий обязана рационализировать технологические процессы тех операций, условия выполнения которых, предусмотренные нормами, не соответствуют достигнутому уровню организации производства и труда, передовому опыту.

 Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом.

 Основанием для применения поправочных коэффициентов к нормам и нормативам могут послужить освоение производственных мощностей, новой техники, технологии, новых видов продукции или несоответствие фактических организационно-технических условий производства предусмотренным во вновь вводимых нормах и нормативах.

 В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат, обеспечению прогрессивности действующих норм, на предприятии (в учреждении, организации) до начала года может разрабатываться календарный план замены и пересмотра норм труда. Разработка плана осуществляется на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат.

 В календарном плане предусматриваются, во-первых, разработка норм на новые работы и работы, ранее не охваченные нормированием труда, и, во-вторых, пересмотр норм, признанных в результате их проверки устаревшими.

 Размер пересмотра каждой устаревшей нормы затрат труда, указываемый в календарном плане и являющийся основой расчета экономического эффекта, определяется ориентировочно по результатам ее проверки.

 Проект календарного плана замены и пересмотра норм затрат труда администрацией предприятия выносится на обсуждение трудового коллектива и с учетом его рекомендаций утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

 Администрация предприятия обязана разъяснить каждому работнику основания пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

 Мероприятия календарного плана замены и пересмотра норм обязательно должны быть тесно увязаны с соответствующими показателями экономического и социального развития предприятия и взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения.
Во всех случаях в соответствии со ст. 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца до их введения (до принятия ТК РФ согласно ст. 103 Кодекса законов о труде РФ извещение должно было иметь место не позднее чем за один месяц).

 Утвержденные в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на предприятиях, в учреждениях, организациях в соответствии с их областью применения и сферой действия. Вводятся в действие новые нормы приказом руководителя по согласованию с выборным профсоюзным органом.

 Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов и норм, разработанных на их основе, на предприятиях, в учреждениях и организациях рекомендуется проведение следующих мероприятий:
проверка организационно-технической подготовленности производственных участков и рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационно-технические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормами времени);
планирование и реализация в короткие сроки организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков в организации труда и производства, а также по улучшению условий труда;
ознакомление с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки в соответствии с действующим законодательством.

Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работающих, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно-технических условиях.

 Если при проведении указанной выше работы выяснится, что на предприятии (в учреждении, организации) существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в отраслевых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые отраслевые нормы или нормативы не внедряются.

 На тех предприятиях, где фактические организационно-технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.

 По мере внедрения на предприятии (в учреждении, организации) нового оборудования и технологической оснастки, более совершенной технологии и организации производства и труда, чем предусмотрено в нормативных материалах, обеспечивающих рост производительности труда, введенные нормы затрат труда, рассчитанные на их основе, могут быть заменены новыми, более прогрессивными местными нормами времени.

 В рамках введения, пересмотра и замены нормы труда администрация предприятия (учреждения, организации) со своей стороны, во-первых, должна обеспечить нормальные условия работы для выполнения норм выработки, в том числе:
исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Во-вторых, администрация обязана разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.

Приложение

Нормативы численности и нормы выработки

Нормирование труда рабочих-повременщиков

 Нормирование труда рабочих-повременщиков может осуществляться путем разработки нормированных заданий, которые предусматривают состав и последовательность выполнения работ, а также их объем. При этом объем работы может быть выражен в трудовых (нормо-часах) или натуральных (штуки, тонны и т.д.) показателях.

 Нормированное задание — это установленный объем работы, который работник или группа работников (в частности, бригада) обязаны выполнять за рабочую смену, рабочий месяц (соответственно — сменное и месячное нормированное задание) или в иную единицу рабочего времени на повременно оплачиваемых работах.

 Нормированные задания разнообразны, однако принципы их определения одинаковы. Они разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учетом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей. Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учетом только ему присущих особенностей и возможностей мобилизации внутрипроизводственных резервов повышения эффективности труда.

 Применение нормированных заданий в сочетании с системой стимулирования труда за результаты их выполнения могут выступать в качестве основы улучшения организации и учета труда, эффективности производства.

 В нормированных заданиях указываются состав и объем работ, зона обслуживания, регламент выполнения заданий исходя из технически обоснованных норм и нормативов трудовых затрат.

 В зависимости от характера выполняемых работ различается два вида заданий:
нормированное задание на выполнение стабильных работ, объем и состав которых может быть заранее определен;
нормированное задание на выполнение нестабильных работ, то есть работ, объем и состав которых не может быть заранее определен (к примеру, для рабочих, занятых наладкой, ремонтом и техническим обслуживанием оборудования и сооружений).

Задания могут составляться на квартал, месяц, неделю, сутки и смену. Выдаются задания перед началом выполнения работ. Контроль за выполнением нормированных заданий осуществляется путем учета объема и качества выполненных работ, фактически отработанного времени.
Заметим, что нормированные задания следует отличать от применяемых на практике производственных заданий, устанавливаемых рабочим-сдельщикам дополнительно к нормам выработки. Производственные задания не являются нормами труда, а служат в качестве показателей нормирования и учитываются обычно при премировании.
Нормированные задания по возможности следует выдавать также при совмещении профессий (должностей), а также при совместительстве.


Нормирование труда рабочих-сдельщиков

При нормировании труда рабочих-сдельщиков используются сдельные расценки — размер оплаты за выработку единицы продукции (изделия) или за выполнение определенной операции при сдельной оплате труда.

 Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Кроме того, сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

 При коллективной сдельной оплате труда применяются как индивидуальные (пооперационные), так и коллективные расценки. Индивидуальные расценки рассчитываются в том же порядке, что и сдельные расценки при индивидуальной оплате. Коллективные же сдельные расценки рассчитываются исходя из пооперационных либо комплексных (агрегатных) норм выработки. Коллективные сдельные расценки определяются путем деления общей суммы тарифных ставок всех членов бригады на норму выработки продукции.

 Все дополнительные работы, не входящие в комплексную норму, и, следовательно, не учтенные коллективной сдельной расценкой, оплачиваются бригаде отдельно по тем нормам и расценкам, которые установлены на эти работы.

Определение численности работников, оформление штатной структуры организации

 Численность работников организаций определяется на основании штатов, штатных перечней (нормативов), межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду.

 Штат или штатный перечень — нормативные документы, определяющие состав, организационную структуру и численность работников учреждений, предприятий и организаций.

 Штатные нормативы — нормативный документ, в котором вместо конкретного количества должностей, разрешенных к установлению, предусмотрены нормативы численности.

 Штатные перечни и нормативы состоят их двух разделов — нормативного и пояснительного (примечаний). Нормативный раздел содержит перечень должностей (профессий), занятых в конкретном технологическом или хозяйственном процессе, и распределение количества должностей в зависимости от нормативных индексов.

 Пояснительный раздел (примечания) содержит пункты, определяющие:
методику установления нормативных индексов на основе фактических объемов работ;
порядок содержания дополнительных должностей (профессий) работников;
применение поправочных коэффициентов в тех случаях, когда условия на конкретном предприятии, в учреждении, организации отличаются от нормативных;
условия корректировки нормативной численности работников;
источники содержания и основания для тарификации должностей работников.

Принятая на основании штатных перечней или штатных нормативов штатная структура предприятия оформляется штатом или штатным расписанием.
Обязательная для использования всеми предприятиями форма штатного расписания (форма № Т-3) утверждена постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.


 Рассмотрим порядок заполнения унифицированной формы на практическом примере.

 Условия примера

Необходимо составить штатное расписание средней общеобразовательной школы № 256 г. Березы, в которой открыто 25 классов-комплектов. Деятельность учебного заведения финансируется из средств федерального бюджета.
Согласно учебному плану общеобразовательной школы на учебный год число часов преподавания в неделю составило: по начальным классам — 184 часа, по остальным классам — 520 часов.

Составление штатного расписания производится согласно Типовым штатам средних общеобразовательных школ (утверждены приказом Министерством просвещения СССР от 21 декабря 1986 г. № 264) и нормам учебной нагрузки педагогических работников (утвержденны постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»)

 Рассмотрим порядок заполнения штатного расписания по его реквизитам.

 Строка «Наименование организации» — приводится полное или сокращенное наименование организации, принимающей работника на работу, — Средняя общеобразовательная школа № 256.
Графа «Код по ОКПО» — код организации по ОКПО, присвоенный при государственной регистрации организации, — 11334632.
Графа «Номер документа» — проставляется очередной номер штатного расписания согласно учету, заводимому в учреждении, утверждающем данное расписание.
В графе «Дата» проставляется дата утверждения штатного расписания — 25.01.2004 г.
Графа «Штатное расписание на» — дата, на которую составляется штатное расписание (с какого числа действует установленная в расписании структура и численность) — 1 сентября 2003 г.
Графа «Структурное подразделение» — наименование структурных подразделений организации согласно ее Уставу, Положению или иному документу, определяющему структуру организации. Кроме того, в данной графе рекомендуется отражать в том числе и структуру подразделений (могут подразделяться на службы, группы и т.п.).
В общеобразовательных учреждениях состав работников на структурные подразделения может не подразделяться, или же, например, из всего состава сотрудников могут быть выделены следующие группы — руководящие работники, административно-хозяйственный персонал, педагогический персонал, обслуживающий персонал.
Графа «Код» — код структурного подразделения согласно порядку, принятому в организации.
Графа «Профессия (должность)» — указываются должности служащих и профессии рабочих согласно принятой структуре в организации.
Количество должностей определяется решением администрации организации, в том числе с учетом действующих в настоящее время норм и нормативов (перечень отдельных из них приведен в приложении к данной публикации).
Согласно приложению 1 к приказу Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264, численность руководящих работников, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала средних общеобразовательных школ определяется в зависимости от числа классов-комплектов в следующем порядке:
Наименование должностей
Количество штатных единиц в неполных средних и средних общеобразовательных школах в зависимости от числа классов-комплектов

до 6
7–10
11–13
14–16
17–22
23–29
30 и более

Директор
1
1
1
1
1
1
1

Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе

0,5
1
1
1
1,5
2

Заместитель директора по хозяйственной работе




1
1
1

Заведующий хозяйством


1
1




Бухгалтер





1
1

Секретарь-машинистка



1
1
1
1

Заведующий библиотекой



1
1
1
1

Библиотекарь

0,5
0,5



0,5

Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (слесарь-сантехник, электромонтер, столяр и т.д.)

0,5
1
1
1,5
2
2

Гардеробщик

1
1
1
1,5
2
2


При количестве открытых в школе классов-комплектов в 25 единиц численность персонала определяется согласно предпоследней графе таблицы, а именно согласно графе «23–29».
Исходя из этого штат учреждения состоит из директора (одна должность), заместителя директора по учебной (учебно-воспитательной) работе (1,5 должности), заместителя директора по хозяйственной части (одна должность), бухгалтера (одна должность), секретаря-машинистки (одна должность), заведующего библиотекой (одна должность), рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (две должности) и гардеробщика (две должности).
Конкретный состав рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования определяется (с учетом ограниченного количества в две должности) учреждением самостоятельно. Ими могут быть слесарь-сантехник, электромонтер, столяр и другие категории рабочих.

 Количество сотрудников педагогического персонала (учителей) определяется исходя из количества учебных часов по плану учебного заведения и нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 указанная норма составляет 18 часов в неделю для учителей 5–11-х (12-х) классов и 20 часов в неделю для учителей 1–4-х классов.

 Соответственно, количество учителей для начальных классов составит 9,2 должности (184 часа / 20 часов), для остальных классов — 28,9 должности (520 часов / 18 часов). Всего количество учителей составит 38,1 должности (для целей примера распределение преподавательского состава по учебным дисциплинам не производится).
Дополнительно к указанным выше должностям учреждение вправе согласно приказу Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264 предусмотреть:
должности уборщика служебных помещений из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой должности, но не менее 0,5 единицы должности на школу;
должности дворника — в соответствии с нормами убираемой площади, утвержденными местными органами исполнительной власти;
некоторые другие должности.

При оформлении штатного расписания должности работников указываются согласно присвоенным им должностным окладам (тарифным ставкам), а также права работников на получение тех или иных надбавок и доплат.
Если сотрудникам, занимающим одинаковые должности, установлены различные разряды, их должности при составлении штатного расписания указываются по различным строкам. Также по работникам, занимающим одну и ту же должность с одинаковыми разрядами, но которым установлены различные надбавки и доплаты, следует задействовать разные строки штатного расписания.

 Учитывая, что образовательное учреждение финансируется из федерального бюджета, при оформлении штатного расписания учитываются присвоенные работникам разряды оплаты труда по Единой тарифной сетке по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 г. № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».
Тарифные разряды работников устанавливаются при тарификации на основании следующих нормативных актов:
для руководителей и педагогических работников — постановления Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации»;
для общеотраслевых должностей служащих (бухгалтер, библиотекарь, секретарь-машинистка и т.п.) — постановления Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» (в редакции изменений и дополнений);
для общеотраслевых профессий рабочих — постановления Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» (в редакции изменений и дополнений) и соответствующими выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

По согласованию с довольствующим финансовым органом при формировании сметы учреждения на соответствующий год и составлении штатного расписания для оплаты труда педагогических работников могут быть предусмотрены средства надтарифного (дополнительного) фонда заработной платы в размере не свыше 25% тарифного фонда.
Правомерность формирования указанного фонда подтверждена распоряжением Правительства РФ от 9 сентября 1992 г. № 1027-р и Указом Президента РФ от 13 мая 1992 г. № 509 «О дополнительных мерах по социальной защите и стимулированию работников образования».

 Штатное расписание подписывается руководителями структурных подразделений и главным бухгалтером и утверждается руководителем. При этом следует учитывать, что в целом ряде случаев штатное расписание может утверждаться вышестоящей организацией.
В реквизите «УТВЕРЖДАЮ» приводятся данные о количестве утвержденных единиц и месячный фонд заработной платы. В случае если отдельные должности вводятся на время менее одного года, в реквизите «Штат в количестве» рекомендуется отражать через черту два показателя — количество утвержденных должностей и среднее количество должностей (среднегодовое и т.п.).

 Например, если одна должность вводится на шесть месяцев, то в среднегодовом показателе она будет учтена как 0,5 (1×6 мес./12 мес.), если на 8 месяцев — 0,66 (1×8 мес./12 мес.).
Впрочем, для определения среднегодового количества утвержденных должностей рекомендуется ввести после графы «Количество штатных единиц» графу «Количество месяцев работы».
Расписание утверждается отдельным приказом (распоряжением) по организации.

Приложение
Нормативы численности и нормы выработки
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3279

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений Как увеличить производительность труда на 30% за 3 месяца Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли