У вас появился водитель на предприятии, поздравляем или сочувствуем Вам! Олег Сергеев ВВЕДЕНИЕ Вы купили автомобиль на предприятие для хозяйственной деятельности и решили нанять водителя. Поздравляем Вас с Вашим решением и сочувствуем по поводу предстоящей большой работы. Профессия водителя является наиболее востребованной в настоящее время, сотни вакансий, тысячи предложений, как же выбрать из этой армии кандидатов одного единственного и неповторимого, что бы и работал как «вол», и мало просил, и не хулиганил. Хорошие водители – это лицо компании перед Клиентами. Он практически ежедневно общается с ними, следовательно, если он вежлив доброжелателен, доволен собственной работой, то и клиент заражается его жизнелюбием и готов простить мелкие огрехи в работе и охотно пойдет на мирное урегулирование любого конфликта. При этом трудно подсчитать, сколько нервных клеток логистов и руководителей предприятий экономится на отсутствии необходимости поиска стороннего транспорта, проведению переговоров с его руководством, преодолению взаимных претензий и расчетов при нарушении условий договора, а также бесконечное невнятное оправдание перед Клиентами Компании за просроченную доставку, нарушение товарного вида, а также хамство сторонних водителей. Ну что же с появлением такого «золотого» в прямом и переносном смысле слова работника, Вы просто обязаны организовать транспортную службу у себя на предприятии. Итак, все по порядку. КАК ЕГО НАЗЫВАТЬ? «Шеф», «водила», «шофер», «водитель-экспедитор» или «Петрович» так кто же он? Согласно квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКСД) его должность определяется как «водитель автомобиля» 4,5,6 или 7 тарифного разряда и никак больше, а вот если вы ему с его согласия придадите еще и функции «слесарь по ремонту автомобилей 4,5 и 6 т.р.», «экспедитора по сопровождению груза», «грузчика», «кассира», «сметчика», «товароведа» и т.д., то не забудьте и доплатить ему за все это согласно вашего же приказа. ЗАЧЕМ ТАРИФНЫЙ РАЗРЯД НУЖЕН ВООБЩЕ? · Во-первых, конечно же, по действующему трудовому законодательству, охране труда и безопасность дородного движения. Если для Вас этот «постулат» пока слабый аргумент, то после встречи с инспектором трудовой инспекции или прокурором, вы свое мнение поменяете уж точно, а также заплатите небольшой штраф как руководитель организации за несоблюдение действующего законодательства. В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. · Во-вторых, для последующей мотивации персонала и оплаты его труда. Чем выше разряд, тем выше квалификация и соответствующая доплата, а перевод на нижестоящий разряд, тоже своего рода «Ваша оценка его неоценимого вклада и признания личных заслуг работника». КАКОЙ ПРИСВОИТЬ ЕМУ РАЗРЯД И КАК? Тут тоже все определено. Открываем ЕКСД, смотрим и выбираем наиболее подходящий вариант в зависимости от характеристик и назначения вашего транспортного средства: 4-й разряд Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов. 5-й разряд Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи. 6-й разряд Характеристика работ. Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров. 7-й разряд. При управлении автобусами габаритной длиной свыше 15 метров Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях: - работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.); - выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей. Присвоение разряда проводится Приказом по предприятию, квалификационной комиссией с внесением данных в личную карточку водителя. См.также: Профотбор водителей. КАК «НАВЕСИТЬ» НА ВОДИТЕЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ? Все очень просто. Составляем бизнес-процесс, определяем действующих лиц, их загруженность и определяем им должностные обязанности. Если требуется совмещение обязанностей, то: издаем приказ о введении данной штатной единицы на предприятии; пишет должностную и производственную инструкции; за два месяца до введения должности составляем новый трудовой договор и подписываем его вместе работником или ищем другого, если прежний отказался подписывать этот. переводим работника на должность с закреплением функций совмещения и оплаты за нее. ЧТО МОЖНО СОВМЕЩАТЬ ВМЕСТЕ С ВОЖДЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ: 1. Ремонт и техническое обслуживание автомобиля с присвоением квалификации «слесарь по ремонту автомобиля 4,5,6 тр.» после дообучения. 2. Прием, передача грузов, материальную ответственность за сохранность груза с квалификацией «Экспедитор по перевозке грузов». К великому сожалению, в большинстве организаций «рабочему» (а водитель – это «рабочая профессия») присваивают функции «специалиста». Разница между «экспедитором» и «экспедитор по перевозке грузов» в том, что один должен иметь высшее образование, знать экономику, право, технологии на уровне руководителя предприятия, другой всего лишь должен уметь читать накладные и считать количество мест в кузове машины. Будем стремиться быть грамотными руководителями, не так ли? 3. Разгрузка и погрузка грузов – «грузчик» или «стропальщик», «такелажник». Особенно на это обращает «охрана труда». Нет удостоверения – не лезь под груз!!! 4. Управление автокраном или автовышкой, бурильной установкой, генератором, компрессором и т.д. – «Машинист крана (крановщик)» или машинист автовышки, бурильной машины, компрессора и т.д. Здесь, главным контролером помимо инспектора по охране труда выступает еще и «РосТехНадзор». Нет удостоверения и квалификации, пломбу на рычаги или кабину и в кассу – платить штраф!!! 5. Доставка экспедиции, писем и т.д. – «курьер». 6. И т.д. товаровед, транспортный экспедитор, агент по закупкам, агент по снабжению, экспедитор, аккумуляторщик, водитель погрузчика, водитель электро- и автотележки, кладовщик, контролер технического состояния автомототранспортных средств, приемщик товаров, подсобный рабочий, транспортировщик, тракторист. КАК ЕГО ПРИНЯТЬ НА РАБОТУ И СКОЛЬКО ЕМУ ПЛАТИТЬ? При приеме на работу у водителя помимо общепринятых документов (трудовая книжка, страховое, пенсионное, паспорт) должно быть: · действующее (не просроченное, не лишенное по суду) удостоверение на право вождения автомобиля соответствующей категории (В,С,Д,Е), которое в обязательном порядке надо «пробить» через ГИБДД (а вдруг он лишен права на управление о чем может быть и сам не знает или молчит); · действующая медицинская справка на право управление транспортным средством соответствующей категории (А,В,С,Д,Е); · отсутствие задолжности по штрафам за нарушения ПДД в ГИБДД (при спорной ситуации – он может быть наказан по высшей планке, вплоть до лишения права на управление, и тогда Вы сами поедете за машиной с грузом за тридевять земель); · его дисциплинарная практика по соблюдению ПДД, о чем можно узнать на сервисе ГИБДД на сайте госуслуг; · наличие действующих удостоверений на право перевозки опасных, групногабаритных грузов; · наличие сертификата на право управления транспортным средством определенной марки от официального дилера (производителя) транспорта (типа МЕРСЕДЕС, МАН, ВОЛЬВО и т.д.). Вопрос об его оплате решается индивидуально, исходя из средней по рынку труда в регионе и Ваших амбиций, а также установок собственника. Стоит только помнить, что самое плохое для эксплуатации транспорта это «чехорда» и «текучка» с водителями машин. Один пришел, угробил машину – уволился, другой пришел сел на этот «гроб», машина ломается, зарплаты нет – тоже уволился. И так до бесконечности. На зарплате водителям сэкономить не возможно!!! Все это «вылезет» шилом в другом месте. В помощь вам см. график оплат основным специальностям по региону. Кстати он интерактивный и изменяется в зависимости от предложений на самарском рынке труда, можно настроить и на другой регион или страну в целом. Хочешь не парится, плати чуть больше и вовремя индексируй зарплату. КАК ЕГО ДОПУСТИТЬ К РАБОТЕ? После принятия водителя на работу, ввод его в должность, как правило, проходит по утвержденному директором «Плану», который представляет непосредственный руководитель водителя, а контролирует их отдел персонала предприятия. В нем, отражены все мероприятия, для того что бы вновь принятого работника качественно и быстро оформить на работу, ознакомить с его обязанностями и в кратчайший срок подготовить к самостоятельной деятельности. Помимо общепринятых мероприятий по тродоустройству с ним необходимо провести: · инструктаж по безопасности дорожного движения с его росписью в журнале «Учет инструктажей по безопасности дорожного движения» согласно Положения о проведении инструктажей по БДД с водителями, Типовые инструкции для водительского состава по БДД; · ознакомить его с инструкциями: должностные, по браку, БДД ,охране труда, сдачи под охрану склада и транспорта, планированию и использованию транспорта , перевозки грузов, приему Товара (грузов) на ТСК от водителей ТК при возврате из сбытовой сети, содержание и проведению ТО автопогрузчика и т.д. · принять зачет по знанию данных инструкций с оформлением акта; · завести на него личную карточку водителя и медкнижку,санпаспорт; · заполнить анкеты предприятия; · закрепить его приказом за водителем-инструктором согласно Положение о повышении мастерства водителей (стажировка); · составить план проведения стажировки в течение 2-4 смен; · провести комиссионное заседание по допуску к самостоятельной работе с составление протокола после стажировки; · выдать ему специальную одежду согласно «Норм положенности выдачи специальной одежды для работников логистики (СИЗ)» и средства индивидуальной защиты (при необходимости) согласно его должности и смежным профессиям (вот вам еще одна причина «совмещение» для списания спецодежды); · закрепить приказом за ним автомобиль (автопогрузчик); · вручить ему его автомобиль (автопогрузчик) с составлением акта приема (передачи) транспортного средства работнику; · внести учетные данные в базу данных информационных средств; · довести до него приказы по транспорту, об автошинах, топливных картах, АКБ автотранспорта и автопогрузчиков, ГСМ автотранспорта и автопогрузчиков, закреплении транспорта за персоналом,организации безопасности движения, ТО автотранспорта и автопогрузчиков на предприятии, нормы расходования ГСМ и сроки службы автошин, АКБ, инвентаря и т.д.; · внести данные водителя в «список военнослужащих запаса подлежащих воинскому учету на предприятии»; · составить расписания занятий по БДД или заключить договор на их переобучение по 20-ти часовой ежегодной программе. Программа ежегодных занятий с водителями (20 ч.), Стажировка водителей автобусов, СТАВИМ ЕГО В СМЕНУ При планировании работы водителя стоит помнить, что: · рабочий день водителя не может превышать 8 часов за рулем при 5 дневном рабочем дне, 7 часов при 6 дневном рабочем дне, 10 часов при работе в смену, с обязательным предоставлением выходного дня после нее с 24 отдыхом. · обед должен быть не менее 1 часа, перерывы через каждые 2 часа управления автомобилем в течении 15-30 минут. Заметим, если переработка произошла и учтена, то компромисса здесь не допустимо. При этом если Вы будете уличены в этом, то водитель заплатит штраф от 500 -1000 руб., а руководитель до 50 000 руб. Очень хочется остудить горячие головы, которые говорят, что все это «ерунда». При несчастном случае на транспорте, а их у нас в РФ более 300 тыс. в год, с 13 тыс. погибшими – «формулировка не предоставлен (не проконтролирован) отдых в полной мере» – вас ставит ответственным за трагедию с соответствующими последствиями (суд, тюрьма, касса, кладбище, больница и т.д.). Таков закон. Законодатель возложил ответственность на работодателя при любых условиях, а с 1.01.2013 г. «тахографы» на всей технике не дадут Вам это нарушить в масштабе страны. См. также: Режим труда и отдыха водителей ТС. ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОСТОИТ РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ ИЛИ ВЫПУСКАЕМ ЕГО НА ЛИНИЮ Рабочий день водителя, как и любого работника имеет ряд особенностей, а именно. Подготовительная часть включает: прием автомобиля из под охраны, его ежедневный осмотр и обслуживание, прохождение предрейсового медицинского осмотра и не может превышать 18 минут ежедневного рабочего времени. Начало работы водителя определяется, предоставлением автомобиля механику на осмотр перед выездом на линию. Основная часть – управление автомобилем на линии, получение, передача груза, простои и т.д. Окончанием работы водителя на линии считается прибытие его в парк (гараж) для стоянки. Заключительная часть включает: ежедневное техническое обслуживание, сдача автомобиля дежурному механику или под охрану, прохождение послерейсового медицинского осмотра, оформление и сдача путевой документации. При этом стоит заметить, что за все нарушения закона следует наказания в виде штрафов от 100 руб. до 500 000 руб. и на водителей, и на должностных лиц и на организацию. См. Штрафы ГИБДД., а также приостановление деятельности как самих должностных лиц и водителя, а также всего транспорта организации и отзыв у нее лицензии на перевозки. Каково? А это пахнет и разорением. КАК ОТПУСКАЕМ ЕГО В ОТПУСК Очень важной составляющей, особенно при планировании численности персонала гаража стоит помнить, что в соответствии с законом помимо 28 обязательных дней отпуска как и всем работникам, водителям грузовых автомобилей массой более 3,5 тонны и водителям автобусов дополнительно должны представляться еще 16 дней дополнительного оплачиваемого обязательного отпуска. За этим строго следит трудовая инспекция. Следовательно, из 365 дней, 168 водитель будет отсутствовать (111 – праздники, выходные, 44 –отпуска, 13 дней на вызовы в суды, военкоматы, больничные, прогулы). Следовательно, при необходимости загрузки 100% транспорта в течение года должно быть на 5 - 25 % водительского состава больше от количества автомобилей при односменной обычной работе, а при 3-х сменном режиме круглосуточной работы и по 4 водителя на автомобиль. КАК ОПЛАЧИВАЕМ ЕГО РАБОТУ ИЛИ МОТИВАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ 1. Оплата работы водителя, как правило, устанавливается как почасовая и премиальная. Т.е. за отработанные часы и выполненные качественно задания методом обычных тарифов и процентных или фиксированных надбавок. Все это отражается в положении по оплате работников транспорта предприятия. Не стоит забывать и о компенсации за особые условия труда (вредность и опасность перевозимых грузов), а также работу в командировках, ночью, в праздники и выходные и совмещение и замещение т.д. При разработке положения о премировании для водителей стоит не забывать ее цели: «Стимулировать соблюдение Регламентов и приказов по транспорту, а также качественно и бережно относится к своим «рабочим лошадкам» и «ковать» прибыль для организации». В нем как правило отражается: 1. Подтверждение квалификационных требований водителя Присвоение классности водителю ТС. 2. Начисление надбавок и компенсаций за экономию топлива, межремонтного ресурса, срока эксплуатации автошин, АКБ, бережное отношение к транспорту, выслуга лет на данном предприятии и т.д. 3. Учреждение звания «лучший водитель смены, автоколонны, предприятия». 4. Вручение нового автомобиля. 5. А также всеобщее признание «огромного вклада» водителя в общий успех организации, что выразится в обязательном поощрении на «День работника автомобильной промышленности» «особо ценным подарком» раз в году в октябре; 6. Пользование «благами» организации в рамках трудового соглашения, как то базы отдыха, баня, спортзал, транспорт и т.д.; 7. Представление положительных рекомендаций при переходе на другую работу и т.д. См. также: Положение (регламент) по оплате работников транспорта организации Организуем техническое обслуживание транспорта на предприятии. От чего зависит продолжительность безотказной работы технических средств на предприятии? Собственная транспортная служба, возможности и анализ необходимости на примере ГК «МАРКЕТРЕЙД». Подбор и работа начальника транспортной службы на предприятии или советы директору. Зачем на предприятии нужен регламент по транспорту (складу, закупкам, товародвижению. Планируем автоматизацию логистики на предприятии или какую «программу» поставить! см. также: НАШИ ПРОЕКТЫ · Проект по замене транспорта · Расчет и проектирование автотранспортной службы предприятия · Расчет транспорта для доставки сырья на завод Удачи в бизнесе!https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58833/https://ekspertov.ru/ Скорая логистическая помощь - проект сайта "Логистика. Онлайн". Помощь предпринимателям и руководителям предприятий малого и среднего бизнеса повысить эффективность их логистических подразделений по закупке, доставке, хранению и учету товаров и материалов для максимальной отдачи и с минимальными потерями. дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 6873 рейтинг: (Голосов: 5, Рейтинг: 3)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию