Особенности национального внедрения ERP или взгляд снизу-вверх Особенности национального внедрения ERP или взгляд снизу-вверх Ни один из существующих бизнесов не обходится без использования возможностей информационных технологий. И если раньше на компьютерах чаще всего играли, то теперь техника все больше и больше вовлекается в производственную деятельность предприятий. К сожалению, далеко не всегда это вовлечение проходит осознанно. Дальнейшее изложение будет являть собой попытку раскрыть тенденцию, глубинные причины и проблемы, возникающие при внедрении технологий, чтобы помочь сделать выбор осознанным. Слабое звено или некоторые аспекты истории и психологии ERP Особенности национального внедрения ERP или взгляд снизу-вверх 14.11.07 Ни один из существующих бизнесов не обходится без использования возможностей информационных технологий. И если раньше на компьютерах чаще всего играли, то теперь техника все больше и больше вовлекается в производственную деятельность предприятий. К сожалению, далеко не всегда это вовлечение проходит осознанно. Дальнейшее изложение будет являть собой попытку раскрыть тенденцию, глубинные причины и проблемы, возникающие при внедрении технологий, чтобы помочь сделать выбор осознанным. Слабое звено или некоторые аспекты истории и психологии История применения информационных технологий (далее ИТ) даже в России уже достаточно обширна, что позволяет отследить определенные результаты. Возвратимся на 15 лет назад и посмотрим, как выглядело рабочее место типичного бухгалтера и его типичные действия в повседневной работе, скажем, при журнально-ордерной системе учета. Как правило, - это стол со счетами, в продвинутых случаях с калькулятором, кипой бумаг и толстых гроссбухов. Типичные действия при регистрации некой хозяйственной операции: по первичному документу определить счета, задействованные в проводках, занести проводки в журнал-ордер, затем разнести суммы по регистрам, перенести в главную книгу и оборотную ведомость. Подготовка любого отчета требовала кропотливой работы и времени. Сегодня при приеме на работу бухгалтера в подавляющем большинстве случаев предполагается, что он будет работать с компьютером. А типичная последовательность регистрации хозяйственной операции сводится к ее вводу в виде первичного документа в некую программу, которая автоматически разнесет, заполнит и подготовит всю необходимую информацию. Время получения отчета сводится к ожиданию распечатки результата. Другой пример – работа инженеров-конструкторов. Примерно в то же время, когда появились компьютеры на столах бухгалтеров, они появились и на столах инженеров-конструкторов и сначала существовали параллельно с кульманами, а затем и заменили их. Теперь при приеме на работу инженера-конструктора работодателя интересует умение работать с системами CAD и другими средствами автоматизации. Можно приводить массу других примеров – системы АСУТП, технологическая подготовка производства и пр. По прошествии 15 лет выросло поколение бухгалтеров, которое даже может не знать, как правильно заполнить журнал-ордер. То же можно сказать и про инженеров. Развитие ИТ оказало существенное влияние на эти отрасли деятельности. Что же другие участники производства и в, первую очередь, управление? Компьютеры появились на столах менеджеров и руководителей всех рангов чуть ли не раньше, чем у подчиненных но, как правило, в виде модного дополнения к антуражу кабинета владельца. Причем нельзя списать простаивание этой техники на отсутствие адекватного программного обеспечения или занятость. Управленческие системы и системы документооборота появились, и стали доступны задолго до начала ИТ-революции в России. Что же до занятости, компьютер как раз и призван облегчить и позволить выполнить больше работы за то же время. Однако, важнейшее звено производства продолжает оставаться за бортом, несмотря на то, что количество информации (благодаря развитию ИТ), которое необходимо «переварить» ИТ специалисту, увеличилось в разы, а методы обработки этой информации и принятия решений руководителями остаются прежними. Здесь нас ждет парадоксальный вывод – дело в недостатке дисциплины и организованности у руководящего звена производства. Люди, по своему положению устанавливающие правила для подчиненных не имеют четко прописанных правил для себя. Возьмите бухгалтера – в своей повседневной деятельности он скован правилами ведения бухгалтерского учета, внутренними положениями, сроками и т.д., что вкупе представляет собой достаточно жестко регламентированный технологический процесс. То же касается и другого нашего примера, инженеров-конструкторов. Они ограничены ГОСТами, ОСТами, и другими установленными правилами и процедурами. И инженер-конструктор, и бухгалтер «приняли» автоматизацию как изменение технологии. Заметьте, изменение, а не появление чего-то абсолютно нового. Нельзя сказать, что процесс прошел (и еще проходит) безболезненно, но нельзя отрицать и значительного прогресса. Эти категории уже были подготовлены психологически, подчиняться и принимать правила. С другой стороны, - управление. Сколько предприятий имеют четко прописанные правила, процедуры и процессы управления? А сколько руководителей им следуют? Это не обвинение, а простая констатация факта. Здесь нас ждет важный вывод: автоматизация управления - это абсолютно новая вещь для руководителей предприятий без формализованной культуры ведения бизнеса, и проблема внедрения такой системы, это в большей степени психологическая и организационная проблема руководящего звена, чем проблема технологическая или проблема обучения и мотивации персонала. Отступление. Чтобы снять некоторые возможные возражения на тему невозможности формализовать и унифицировать процессы управления и на тему уникальности каждого отдельного предприятия. ИТ не делают всех одинаковыми а, наоборот, подчеркивают индивидуальность. Возьмите инженеров. Очень многие пользуются AutoCAD, но даже в одной отрасли разрабатываются изделия разного уровня, несмотря на применение одних и тех же автоматизированных технологий. Решение и творчество всегда остается за конкретным человеком. То же самое касается и ИТ для управления предприятием – это только средство унификации, ускорения процессов сбора информации для принятия решений. А вот будет ли это решение во благо бизнеса или во вред - зависит только от конкретного руководителя. ИТ вчера, сегодня, завтра Трудно не согласиться с Николасом Карром и его доводами в книге «Блеск и нищета информационных технологий», что ИТ все больше и больше становятся элементом инфраструктуры любого бизнеса, чем уникальной характеристикой отдельно взятого предприятия. То же самое случилось с использованием электричества в промышленности сто лет назад: от частных электростанций на отдельных предприятиях до общенациональной системы передачи электроэнергии и транснациональных генерирующих компаний. Электричество стало услугой, которую можно купить и неотъемлемой частью любого бизнеса. Этот же процесс происходит на наших глазах с ИТ. Внутри ИТ уже выделились два направления – инфраструктура и бизнес-приложения. Этот естественный процесс уже осознанно или неосознанно отражается в структуре ИТ-отделов компаний. ИТ-инфраструктура ближе всего к тому, чтобы стать покупной услугой, к которой имеют доступ все, и, которая не дает никакого конкурентного преимущества также, как не дает его использование электричества. Такая трансформация стала возможной благодаря тому, что специалистами, создающими и эксплуатирующими инфраструктуру, являются люди наиболее близкие и восприимчивые к ИТ. С бизнес-приложениями все гораздо сложнее, потому что в их внедрении участвует пользователь, изначально далекий от ИТ. Часть из них такие, как системы проектирования, АСУТП, бухгалтерское программное обеспечение, продвинулись к тому, чтобы быть услугой дальше, чем системы управления предприятием. Это продвижение обусловлено, как уже было сказано выше, более формализованными процессами в этих областях деятельности и тем, что люди перестали ждать чудес от ИТ на своем рабочем месте. Никто больше не ждет программу, которая решит все проблемы бухгалтерского учета - ее просто применяют. Мы еще далеки от потребления этого класса ИТ как услуги, но налицо движение. Системы управления предприятием находятся еще дальше от цели на этом пути. Несмотря на финансовую доступность пакетов программ для управления предприятием уже почти для всех участников рынка, существенных успехов здесь добиваются очень немногие. Процесс внедрения пробуксовывает, результат не удается получить в заданное время, он не соответствует ожиданиям, система регулярно дает сбои и т.д. В чем же дело? Не будет секретом повторить, что системы управления предприятием являются квинтэссенцией развития ИТ и являются увеличительным стеклом, выявляющим проблемы современной организации производства. Можно ли с этим справиться? Прежде чем продолжить, давайте вернемся и ответим для себя: является ли использование ИТ долговременным конкурентным преимуществом? Если нет, то и отвечать на предыдущий вопрос нет смысла. Если да, то можно продолжить и попытаться на него ответить. Авторы придерживаются мнения, что да – является, в части применения систем управления предприятием. Для того чтобы технология стала услугой инфраструктуры необходимо выполнение нескольких условий: доступность технологии, унификация технологии в отрасли, простота использования, наличие персонала, способного использовать технологию в повседневной работе. За последнее время разработчики систем управления предприятием значительно продвинулись в выполнении первых трех условий. Но четвертое условие (и, пожалуй, самое важное) - человеческий фактор - будет еще долго сдерживать ваших конкурентов, и они будут бросать средства на ветер, то пытаясь внедрить SAP или BAAN, то возвращаясь к 1C или что-то другое. ERP в России и все все все Используемые на сегодняшний момент методы управления производством часто неадекватны развитию рынка и производительных сил. Их модернизация происходит, как правило, на базе ИТ. Количество информации, генерируемое средним предприятием и окружающим его рынком, давно превысило человеческие способности к усвоению информации и к принятию своевременных и адекватных решений. Уже сегодня прослеживается тенденция использования терминов «автоматизация управления» и «управление» предприятием как синонимов. Т.е. в конечном счете, при постройке нового завода он будет сдаваться уже со «встроенной» системой управления предприятием и в объявлении о приеме на работу руководителя будет значиться: «с умением применять myFactory». Внедрение системы управления предприятием – это, в первую очередь, использование других методов руководителями предприятия, связанное с перестройкой психологии. Исполнители же давно адаптировались к ИТ в повседневной работе, и следующий шаг для них будет гораздо менее болезненным. Причем набор вопросов, решаемых при внедрении, типичен и не зависит от конкретного программного продукта. Прежде чем перейти к анализу этих вопросов, рассмотрим, что двигает руководством при принятии решения о «внедрении» системы управления на предприятии. Как правило, это: боязнь отстать от конкурентов, поиск «магического кристалла» управления в ИТ-технологиях (one ring to rule them all), простой «слив» денег (сut outs for management) или давление вышестоящей организации. На наш взгляд, единственной реальной причиной внедрения системы управления производством может быть исчерпание (или приближение к этой границе) всех возможностей оптимизации текущих бизнес-процессов на базе уже имеющихся технологий. Во всех остальных случаях «ERP-проблема», как выразился в одном из своих интервью директор компании TopS Феликс Гликман, снимается более простыми программными средствами и надлежащей организационной и кадровой работой. Отступление. Четко очерченная и понятная проблема - это не предмет для беспокойства. Для нее или уже существует, или можно выработать решение. Беспокоиться следует о неверно определенных или еще не выявленных проблемах. Именно они будут источником наибольших расходов. Отступление. Здесь намеренно не используются термины MRP, MRPII, ERP и пр. Термин «система управления предприятием» кажется более адекватной постановке задач, потому как охватывает их все, включая новые веяния типа CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) и их будущие вариации. Авторы: А.А. Породько А.В. Ишуков https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55349/ ERPNEWS© Возврат к списку
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию