Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Планирование - как основа управления Андрей Крылович

Планирование - как основа управления Андрей Крылович

Общие сведения о системах планирования, реализованных в ERP системах

Большое количество литературы в области производства и управления запасами в качестве исходной рассматривает общую модель системы производства, основные элементы которой представлены на рис. 1.

В течение последних 10 лет данная модель в ряде случаев являлась справочной концептуальной моделью или моделью планирования ресурсов предприятия (ERP).

Более подробное рассмотрение компонент данной модели позволяет прояснить некоторые перспективы, касающиеся роли планирования производства готовой продукции, материальных потребностей и планирования потребностей производственных мощностей в контексте общей модели производства.

Планирование - как основа управления


Андрей Крылович

 Общие сведения о системах планирования, реализованных в ERP системах



Большое количество литературы в области производства и управления запасами в качестве исходной рассматривает общую модель системы производства, основные элементы которой представлены на рис. 1.



В течение последних 10 лет данная модель в ряде случаев являлась справочной концептуальной моделью или моделью планирования ресурсов предприятия (ERP).

Более подробное рассмотрение компонент данной модели позволяет прояснить некоторые перспективы, касающиеся роли планирования производства готовой продукции, материальных потребностей и планирования потребностей производственных мощностей в контексте общей модели производства.

Бизнес-план представляет собой долгосрочный, стратегический план деятельности всего предприятия и его разработка является прерогативой высшего руководства предприятия. Пункты плана могут включать развитие новых рынков сбыта, развитие новых семейств производимой продукции, комбинаций бизнеса, реструктуризации бизнеса и т. д.

Форма плана, как правило, соответствует основным финансовым формам:
баланс предприятия,
отчет о прибылях и убытках,
отчет о движении денежных средств и выражается в финансовых показателях.

Маркетинговый план (на рис. 1 не отображен), является результатом бизнес-плана и должен соответствовать показателям бизнес-плана и плана производства. Маркетинговый план может включать в себя методы и средства продвижения продукции на рынке, организации продаж и распределения.

Производственный план утверждается на основе бизнес-плана и может охватывать период до нескольких лет. Как правило, производственный план составляется в объемных показателях (тонны, штуки, ...) производства семейств продукции в зависимости от особенностей бизнеса предприятия.

Производственный план отражает общие производственные показатели и объединяет плановые данные, касающиеся оборудования, основных инструментов, человеческих ресурсов, материалов и комплектующих. Иногда перечисленные данные составляют основу отдельного так называемого плана ресурсов предприятия, на который ссылается производственный план. План производства и план ресурсов в свою очередь инициируют разработку финансового плана или бюджетов, основанных на основных нормативных показателях.

Основной производственный план-график (Master Production Plan - MPS) составляется на основе производственного плана, как правило, на три, шесть месяцев или на год в зависимости от природы производственных процессов. MPS выражается в объемных показателях реально выпускаемой продукции и разрабатывается в соответствии с маркетинговым планом, предсказывающим, что должно быть произведено и продано либо на основе прогноза, либо на основе подтвержденных клиентских заказов, либо их комбинации. Как правило, в то же время осуществляется предварительная оценка производственных мощностей (RCCP - Rought-Cut-Capacity-Planning) для определения возможности выполнения заданных показателей производства с использованием доступных в настоящее время оборудования и трудовых ресурсов.

Планирование потребностей в материалах (Material Requirement Planning - MRP). Процедура MRP преобразует график производства конечной продукции (MRS) в график заказов на закупку комплектующих и материалов и заказов на производство компонент с учетом требованией по срокам и технологии производства конечной продукции.

Процедура данного преобразования строится на основе состава производимого изделия, ведомости материалов, существующих и заказанных запасов, особенностей планирования и т. д.

Планирование потребностей в производственных мощностях (Requirement Planning - CRP). Совместно с другими выходными данными процедура планирования материальных ресурсов формирует предварительный график выпуска производственных заказов. Процедура планирования потребностей в производственных мощностях осуществляет анализ упомянутых производственных заказов с учетом существующего незавершенного производства для оценки возможности использования производственных ресурсов в нужные периоды для реализации показателей основного производственного план-графика. В случае обнаружения недостатка или несбалансированной загрузки оборудования необходимо принимать решение либо по ресурсам, либо по планируемым производственным заказам, либо по изменению MPS.

План закупки. Результатом процесса MRP планирования является график приобретения материалов и комплектующих, который используется службами закупки для организации процесса закупки. Данные MRP планирования являются основой для организации выбора поставщика, согласования договоров и в конечном счете определяют возможность удовлетворения запросов производства. Если возникают проблемы с приобретением всей необходимой для производства номенклатуры материалов и комплектующих, принимается решение о ревизии MRP запланированных производственных заказов или изменении основного производственного план-графика.

Выполнение плана закупки. Процедура реализации MRP планирования в части закупки материалов и комплектующих требует выполнения соответствующих затрат после их утверждения соответствующими полномочными лицами.

Оперативный план производства. Формируется на основе MRP для производства необходимого для выпуска готовой продукции запаса узлов, компонент на собственных мощностях.

Выполнение оперативного плана производства. Процедура реализации MRP плана в части производства узлов и компонент основывается на MRP графике выпуска производственных заказов с определением, каким образом производственные заказы выпускаются, отслеживаются и контролируются. Данная операция часто называется \"Диспетчеризация производства\" (РАС - Production Activity Control). Процесс диспетчеризации производства по обратной связи может оказывать влияние на перепланирование деятельности на более высоких уровнях.

Таким образом, можно заметить, что общая модель системы производства описывается циклическими процессами на нескольких уровнях, в особенности на уровне реализации планов закупки и собственного производства, оказывающих влияние на более высокие уровни в связи с реальными возможностями и практикой по процессам приобретения и производства. Такого рода обратная связь часто трактуется как замкнутая петля в системной модели. В литературе по управлению производством и запасами часто используется термин MRP системы замкнутого цикла.

Как уже упоминалось, термин ERP подразумевает совокупность подходов, регламентов и систем, обеспечивающих планирование ресурсов всего предприятия, в то время как MRP относится к планированию только материальных потребностей. MRP, таким образом, определяется для более низкого уровня задач и является по сути одним из компонент развитой ERP модели предприятия.

Схема потока заказов. Заказ является базовым объектом управления, в результате обеспечивающим организацию иерархической структуры систем планирования и учета, реализованных в ИС ERP (рис. 2).



Заказы, как правило, рассматриваются с двух точек зрения:
заказы независимого спроса,
заказы зависимого спроса.

Заказы независимого (рыночного) спроса поступают извне и, в свою очередь, имеют следующие основные категории:
прогнозные (предполагаемые на основе анализа потребностей рынка),
подтвержденные (существующий портфель заказов).

Программа (План) продаж. Заказы независимого спроса определяют показатели программы сбыта готовой продукции или ее компонент.

Программа продаж является основой для формирования плана производства и, как следствие, план закупок, реализация которых обеспечивается заказами зависимого спроса:
заказ на производство,
заказ на закупку,
заказ на внутреннее перемещение (склад - склад, склад - производство/проект/профилактика или ремонт...),
заказ на транспортировку,
другие.

Точка привязки заказа клиента. В пределах независимого спроса на производимую продукцию может быть несколько разновидностей заказов, порождающих особенности планирования производства.

Основные разновидности заказов определяются так называемой точкой привязки заказа клиента (ТПЗК) или Customer Order Decoupling Point (CODP).

Точка привязки заказа клиента - наиболее дальняя точка в производственном процессе, в которой планирование материалов, компонент, деталей и узлов конечного продукта определяется заказом клиента. Другими словами, ТПЗК есть глубина проникновения заказа клиента в систему планирования.

Производство проектного типа (опытное производство) практически полностью определяется заказом. Таким образом, стадии планирования производственных заказов и заказов на закупку материалов и комплектующих предшествует стадия заказов на разработку конструкторской и технологической документации и ее непосредственная подготовка.

В ряде случаев предприятие может выпускать повторяющуюся продукцию, но по заказам независимого спроса возникает потребность модификации некоторого стандартного изделия. ТПЗК в данной ситуации предполагает усложнение процедуры планирования выпуска конечного изделия под заказ с учетом использования большинства стандартных компонент.

И, наконец, для продукции, потребительские свойства которой удовлетворяют заказы независимого спроса, ТПЗК не оказывает влияние на особенности организации процесса производства, а определяет объемные характеристики планирования производства.

Изготовление на заказ (МТО - Make to Order). Производимые изделия выполняются на основе заказа клиента, планирование потребности в материалах и комплектующих, а также конструктивные и технологические особенности производства определяются заказной спецификацией и заказной технологией (часто используется термин ЕТО (Engineering To Order - Разработка на заказ). План продаж формируется на основании портфеля заказов.

Собрать на заказ. Производимые изделия выполняются на заказ в основном из стандартных компонент, отличия изделий одного типа друг от друга формирует в результате некоторый \"модельный ряд\". План продаж в основном формируется на основании портфеля заказов и может дополняться прогнозными данными.

Изготовить на склад. Имеется ограниченная номенклатура производимой продукции. Готовая продукция производится на склад для последующей доставки. План продаж в основном формируется на базе прогноза спроса плюс портфель заказов.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55209/

Тяжелое машиностроение, №2.2001
© TopS Business Integrator, 2001-2006

Возврат к списку

Рекламный блок

логистика аудит erp оптимизация склада транспорт