УПРАВЛЕНИЕ ПО ЛОГИСТИКЕ – НОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ИЖАВТО В настоящее время на Ижевском автозаводе происходит формирование нового подразделения – управления по логистике. Мы беседуем с руководителем – Светланой Александровной Федотовой – о функционале управления, его приоритетных задачах и реструктуризации входящих в управление подразделений. 19 марта 2015 "ИжАвто", февраль 2015 Благодарим пресс-службу Ижевского автозавода за предоставление данного материала. - Светлана Александровна, расскажите, как начиналась Ваша карьера? - В логистике я давно, буквально с института. Начинала с планирования производства и поставок, далее перешла на транспортную логистику. Планирование - это основная часть логистики, знаю по собственному опыту. Если посмотреть на временной промежуток, то логистикой занимаюсь не менее 10 лет. Когда я начинала заниматься логистикой в одной из российских компаний, само направление только появилось в России, мы с моими коллегами были в чем-то новаторами, первопроходцами. Коллектив был молодой, очень энергичный, работу обожали, всегда был блеск в глазах, трудностей не боялись. Конечно, это дало заряд и послужило отличным толчком для дальнейшей карьеры. Безусловно, нужно отдать дань уважения и учителям. Мы до сих пор общаемся и делимся опытом, иногда совета спрашиваю. Логистика - это, прежде всего, опыт, и только потом теория. Что же касается дальнейших планов - хочу продолжать работать в этой сфере, мне это интересно. - Как получилось, что Вы оказались в команде Ижевского автозавода? - До Ижевска я работала в Нижнем Новгороде, на Горьковском автомобильном заводе. Зоной моей ответственности была транспортная логистика, точнее - анализ транспортно-складской логистики. Проект был очень интересный в плане выстраивания логистической цепочки. После того, как он завершился, своевременно поступило предложение от руководства Ижевского автозавода: приехать и посмотреть. Я не отказалась. Потому что работать в автопроме, принимать живейшее участие в производстве новых моделей - в этом есть ощущение вовлечения в глобальные процессы, мне нравится чувствовать себя сопричастной этому. К тому же передо мной ставились амбициозные задачи, что, конечно, позволяет максимально реализовывать себя. Уже после первого посещения завода я поняла, что хочу участвовать в этом проекте и приняла приглашение. Мне понравился завод, понравилось то, как выстроено производство, как проходит его модернизация. - Какие основные задачи перед Вами были поставлены руководством предприятия? - На Ижевском автозаводе функционал логистики не был выделен. Поэтому основной моей задачей стало выстраивание системы логистики и логистических процессов. И как раз сейчас на автозаводе и происходит выделение функций логистики в отдельное управление. Необходимо построить коммуникации с производственными подразделениями Ижевского автозавода и АВТОВАЗа. Это первая задача. Вторая, но не менее важная, запуск производства LADA Vesta. Это очень серьезный проект. Его особенность в том, что мы должны выстроить процессы так, чтобы три платформы - Vesta, Granta и Nissan - могли сосуществовать на одной линии, а запуск производства прошел безболезненно и в поставленные сроки. - С появлением управления логистики произойдет определенная реструктуризация подразделений? - Действительно, логистика на Ижевском автозаводе будет существовать в едином блоке. Но сначала необходимо разделить функции логистики и закупок. В настоящее время начинается процесс реструктуризации логистических подразделений. И первый шаг - это объединение цехов материальной подготовки производства и транспортно-складских операций. Но сразу хочу отметить несколько моментов. Объединение не значит, что коллектив одного цеха вольется в другой. Это означает, что логистическая структура будет укрупнена, что позволит сделать ее более прозрачной и работоспособной. Потому что цель обоих подразделений - своевременная доставка комплектующих на конвейер, который должен работать без простоев, что позволяет, в свою очередь, выполнять производственный план. Конечно персонал цехов, узнав о будущем объединении, несколько обеспокоился. Но мы провели встречи с коллективами, и я постаралась объяснить людям, что оптимизации персонала не произойдет. Конечно, внутри вновь созданного подразделения будут ротации, перестановки. И у меня есть понимание, что в коллективе существует костяк специалистов - это рабочие, мастера, линейные руководители - они должны сохраниться, чтобы процесс не остановился. Именно этот костяк сплотит новый коллектив, сделает его жизнеспособным и эффективным. И сейчас мы занимаемся тем, что налаживаем коммуникации внутри нового подразделения. Я всегда считаю, что люди на производстве - это главное. Без персонала не будет автозавода. КАЙДЗЕН В ЛОГИСТИКЕ, ИЛИ УСМИРЕНИЕ «МОНСТРА ПЕРЕМЕН» Внедрение кайдзен традиционно начинают с производства и нередко на нем и останавливаются. Но добиться эффективности предприятия можно лишь благодаря слаженной работе на всех его уровнях. Совершенствованию процессов в логистике и посвящена данная статья. Перевод – Ольга Гончарова, портал «Управление производством» Оригинал статьи: «Kaizen (KVP) im Handel», Dr. Harald Gerking, Dr. Ingrid Isenhard «Одна голова – хорошо, а две – лучше». Именно таким принципом руководствовалась DWLogistics – первое подразделение логистики немецкого торгового предприятия – при внедрении кайдзен. Результаты впечатляют: уже на первых семинарах было внесено более 200 предложений касательно совершенствования рабочих процессов на предприятии. Если раньше около 80% идей принадлежало руководству, то сегодня эта цифра не превышает 20%. Остальные 80% являются заслугой рядовых сотрудников. Как им удалось добиться столь впечатляющих результатов? DWLogistics (DWL) выделилась из немецкого подразделения компании розничной торговли Woolworth 1 января 2007 года. Цель данного отделения заключалась в том, чтобы несколько разгрузить центральный склад в Бёнене (близ Дортмунда) и равномерно распределить нагрузку и фиксированные издержки при сохранении большого оборота. Рядом с Бёненом предприятие организовало логистическую службу для работы со специальным ассортиментом товаров, например, с товарами, требующими поддержания особого температурного режима. В 2006 году работа данного отдела была отмечена двумя наградами – Logistics Service Award и European Supply Chain Excellence Award. Народная мудрость гласит: «Новая метла чисто метет». Под таким девизом в 2002 году стартовала программа реструктуризации на Deutschen Woolworth. Уже в 2004 году большинство идей были претворены в жизнь, что привело к снижению затрат на логистику более чем на 20%. Но они не остановились на достигнутом. Менеджер отдела логистики принял решение о проведении семинаров по кайдзен, в которых сам принимал участие несколькими годами ранее. Что такое кайдзен? Кайдзен – это японская философия непрерывного совершенствования (ее еще называют непрерывным процессом улучшений, или НПУ); она имеет ряд важных характеристик: Кайдзен – общее название принципов улучшения на всех уровнях предприятия. Процесс непрерывного совершенствования в рамках кайдзен направлен на улучшение работы в группе. Речь идет о долгосрочной стратегии обнаружения и решения проблем в производственных процессах, на рабочем месте и в рабочем окружении всего предприятия. Кайдзен должен охватывать всех сотрудников, иначе результаты могут быть разочаровывающими. Из всего вышеперечисленного становится ясна разница между кайдзен и управлением инновациями. В теории инновации почти всегда ведут к улучшению процессов, но практика показывает, что иногда имеют место и ухудшения, которые могут затормозить процесс улучшений. Совсем другое дело с кайдзен. Эта философия поддерживает инновации и одновременно запускает процесс улучшений. Нельзя сказать, что кайдзен и управление инновациями взаимоисключающи, они, скорее, дополняют друг друга. Рис. 1. Различие между кайдзен и управлением инновациями Другой методологией, которую часто упоминают в связке с кайдзен, является Шесть сигм. Обе методологии преследуют схожие цели. Разница в том, что они во многом базируются на особенностях менталитета тех стран, в которых были разработаны (например, сильная ориентация на числовые показатели в методологии Шесть сигм, разработанной в США). И обе, как правило, недооценивают эмоциональный компонент и его влияние на результат процесса улучшений. Поэтому рекомендуется комбинировать эти методологии с интенсивным управлением изменениями. Старт процесса изменений Планируя запуск кайдзен, руководство компании пригласило представителей нескольких консалтинговых фирм для презентации их услуг, причем не только перед руководством, но и перед двумя представителями рабочих – будущими участниками проекта, выступавшими со стороны рядовых сотрудников предприятия. Они были отобраны по следующим критериям: глубокое знание технологических процессов; открытость нововведениям; авторитет среди рабочих. Презентации проходили в форме тестов. При этом представители рабочих имели возможность составить собственное мнение о консультантах и позднее предложить чью-то кандидатуру на дальнейшее сотрудничество. Выбор пал на фирму OSTO Systemberatung из города Ахен. Вместе с ними в самом начале реализации проекта были определены экономические и социальные цели. Табл. 1. Экономические и социальные цели проекта Экономические цели Социальные цели повышение качества работы повышение продуктивности снижение затрат во всех их формах сокращение прогулов и задержек повышение гибкости оптимизация логистических процессов сокращение запасов положительное отношение к работе улучшение работы в команде повышение ответственности сотрудников признание достижений сотрудников партнерский стиль управления сглаживание иерархических противоречий интенсификация процессов повышения квалификации Обучение Перед стартом проекта с участниками были оговорены правила, которых следовало неукоснительно придерживаться, такие как: оставить отговорки избегать английских терминов отключить телефоны открытость, честность доверительность внимание После достижения первых результатов команда решила вовлечь в участие в непрерывном процессе улучшений всех сотрудников распределительного центра. За год обучение прошли около 75% сотрудников. Обучение проходило по принципу «Учи учителя». Оно началось с менеджеров процессов, затем его прошли руководители отделов, групп и рядовые сотрудники. Совместными усилиями планировалось преодолеть традиционный образ мыслей сотрудников (табл. 2): Табл. 2. Перемены в образе мыслей сотрудников Традиционный образ мыслей сотрудников Новый взгляд на вещи Мой начальник платит мне зарплату Я лишь маленькая деталь огромного механизма Если что-то пойдет не так, всегда можно на кого-нибудь свалить Чем больше у меня подчиненных, тем важнее моя персона Если я знаю историю фирмы, то этого достаточно Довольный клиент платит мне зарплату Любая работа на предприятии важна Я должен ставить перед собой новые цели и достигать их Я часть команды: мы либо вместе добиваемся успеха, либо вместе проигрываем Постоянное обучение – неотъемлемая часть моей работы Большое значение имела постоянная поддержка руководства. В течение приблизительно двух лет после начала проекта проводились регулярные семинары по стратегии и развитию рефлексии для того, чтобы иметь возможность контролировать ход проекта и при необходимости вносить коррективы. При этом было важно изменить образ мыслей не только рядовых сотрудников, но и руководителей предприятия. Табл. 3. Перемены в образе мыслей руководителей Традиционный образ мыслей руководителей Новый взгляд руководителей Лишь результат имеет значение Улучшения возможны благодаря работе специалистов Управление по принципу «прикажи и проконтролируй» Идеи сотрудников не стоят внимания Ценится креативность отдельных сотрудников Командный стиль управления Управление «сверху – вниз» Процесс имеет значение Улучшения – результат работы всего персонала Управление посредством мотивации и вовлечения Думающие сотрудники – величайший капитал предприятия: на переднем плане коллективная результативность Информационный менеджмент Управление «снизу – вверх» Традиционно много внимания уделяется ликвидации затрат, принимающих разные формы. Наиболее часто встречается перепроизводство, излишки товарно-материальных запасов, избыточная транспортировка, простои оборудования, нерациональные, слишком длинные маршруты, дефекты или «излишняя» непрактичная креативность. Основным условием сокращения затрат является наведение порядка и чистоты на производстве. Это возможно благодаря кампании по внедрению системы 5S: Сэири – «сортировка» – четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних. Сэитон – «соблюдение порядка» (аккуратность) – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать. Сэисо – «содержание в чистоте» (уборка) – поддержание чистоты и порядка на рабочем месте. Сэикэцу – «стандартизация» (поддержание порядка) – необходимое условие для выполнения первых трех правил. Сицукэ – «совершенствование» (формирование привычки) – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. Результаты Предложения поступали из разных отделов. В основном они касались повышения продуктивности (около 36%) и улучшения качества (около 35%). Опасения, что сотрудники из страха сокращения штатов не будут предлагать никаких мер по улучшению продуктивности, не подтвердились. Отдельно стоит отметить предложения касательно повышения мотивации (около 15%). Рис. 2. Поданные кайдзен-предложения Естественно, внедрение кайдзен требует времени, но эти затраты можно рассчитать. В среднем на обработку одного рацпредложения требовалось около 8 часов рабочего времени. Как же выглядят вносимые предложения? Рассмотрим три примера: Пример 1. Сокращение продолжительности маршрута Сортировка товаров требует усилий и соответствия определенным документам. Даже с учетом автоматизированного рабочего места на прохождение пути в 160 м требовалось в среднем 1,43 мин времени. После установки дополнительных рабочих мест расстояние сократилось до примерно 95 м, на прохождение которых требовалось 1,07 мин времени. Если умножить разницу в 22 секунды на годовой оборот и затраты на содержание персонала, то экономия составит 6100 евро в год. Рис. 3. Изменения в маршруте Пример 2. Избавление от ненужных вещей Исторически сложилось так, что грузы, доставляемые в центр распределения, имеют ярлыки, чтобы сотрудникам было проще их сортировать. Со временем проводилось множество других мероприятий по упрощению идентификации, что, в конце концов, привело к еще большей путанице и громоздкости. Рис. 4. Идентификация грузов Несовершенство коммуникации привело к тому, что ярлыки все еще используются, хотя в них больше нет нужды. Таким образом, их удаление поможет сэкономить не только ярлыки, но и время на их печать и приклеивание. Пример 3. Реорганизация В данном случае было объединено несколько отделов комплектования. Это привело к тому, что отделы стали более сплоченными, так как упростился процесс распространения информации между отделами. На фото видна разница в объеме приказной документации до (справа) и после (слева) объединения отделов. Рис. 5. Сокращение объема документации Речь идет не столько об экономии бумаги, что положительно влияет на окружающую среду, сколько об экономии рабочего времени. Все три примера наглядно демонстрируют, как наиболее просто и при малых затратах достичь впечатляющих результатов. Контроллинг «Что нельзя измерить, нельзя контролировать. Что нельзя контролировать, нельзя улучшить», – гласит старая менеджерская мудрость. А как обстоит дело с НПУ? Вот три наиболее значимых вопроса: Появляются ли новые идеи? Как быстро эти идеи обрабатываются? Каков результат этих идей? В то время как ответ на последний вопрос можно найти в Отчете о местах возникновения затрат, первые два вопроса требуют другого подхода. Рис. 6. Количество обработанных рацпредложений к количеству внесенных рацпредложений На данной диаграмме показано количество поступивших идей и реализованных предложений. Отклоненные предложения также считаются обработанными. Из графика видно, сколько предложений поступило (данные по вертикали) и сколько времени требуется на их воплощение (по горизонтали). Сближение обеих линий означает, что количество обработанных предложений больше новых. В таком случае руководству следует форсировать генерирование новых идей, например, при помощи семинаров. Расхождение линий свидетельствует о более продолжительном периоде обработки предложений. Подобная ситуация несет в себе риск демотивации сотрудников и сокращения потока новых идей, поскольку сотрудники не видят воплощение их идей на практике или видят их реализацию с сильным запозданием. Составление подобных графиков весьма полезно, поскольку позволяет лучше контролировать процесс подачи предложений. Фактор времени и интенсивная поддержка кайдзен Один из наиболее важных фактов гласит: «Непрерывное улучшение требует времени». Хотя оно и приносит заметные результаты за короткий срок, для достижения таких важных целей, как постепенное и постоянное совершенствование и обеспечение мероприятий по реструктуризации необходимо более продолжительное использование кайдзен и интенсивная поддержка со стороны руководства предприятия. Для того чтобы процесс улучшений стал самостоятельным, необходимо 2-3 года. Наиболее наглядно процесс перемен представлен на рисунке «Монстр перемен». Рис. 7. Процесс становления НПУ На данном рисунке хорошо описаны типичные трудности, с которыми сталкивается организация в процессе преобразований. Каждое изменение несет в себе, с одной стороны, критику сложившегося положения вещей и, соответственно, тех, кто чувствует себя за это ответственным, а с другой стороны, неуверенность в завтрашнем дне, и тем самым вызывает шквал эмоций, иногда даже противодействие. Каждая из трех фаз – Подготовка, Реализация, Проверка на прочность – имеет типичные индикаторы и признаки, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе реализации проекта и прореагировать соответствующим образом. Например, часто в середине второй фазы (Реализация), если результаты не соответствует ожиданиям, скептики (внутренние и внешние) находят повод для критики. Зачастую это приводит к ненужным изменениям в проекте либо к его сворачиванию. DWLogistics прошла через все фазы «монстра». Имел место и «кризис смысла», во время которого был поставлен под вопрос успех проекта. В данной ситуации особенно важна поддержка со стороны высшего руководства фирмы. Вместо того чтобы сомневаться в команде и свернуть проект, было принято решение предоставить команде по реализации проекта большую свободу действий и более ответственно подойти к сотрудничеству с менеджерами среднего звена. Были назначены дополнительные обзорные совещания, на которых обсуждались ход проекта, достигнутые успехи и постигшие неудачи. В результате были выработаны принципы действий в подобных ситуациях: Не приукрашивать – но ставить проект под вопрос только в действительно критичных ситуациях, в остальных же случаях твердо следовать цели (терпеливо и настойчиво). Поддержка и заинтересованность руководства способствуют реализации проекта, а также разрешению конфликтных ситуаций с участием критиков и скептиков. Предоставлять максимально полную информацию касательно успехов, позитивных аспектов и (даже незначительного) прогресса в ходе реализации проекта, а также их последствий в перспективе. Установить факторы противодействия и (в т.ч. скрытые) мотивы критиков, например, недостаток доверия между коллегами, страх потери контроля/свободы действий, сомнение в собственной компетенции и т.п. Принять соответствующие меры: повышение квалификации, укрепление доверия (например, путем привлечения к участию в проекте), обсуждение альтернатив, создание зон стабильности (оставить без изменений наиболее продуктивные и «беспроблемные» структуры) Затраты и эффективность Чего же стоит процесс НПУ, сколько времени и усилий требуется на его реализацию? Естественно, затраты сильно зависят от того, сколько времени предприятие готово выделить на проект. Фирма DWLogistics проводила перемены нециклично. Если в начале проекта над его реализацией работали полный рабочий день два сотрудника, то сегодня этим занимаются пять человек всего 20 часов в месяц. Как только мотивация сотрудников падала, тотчас возрастали расходы на проект, и наоборот. Так, с одной стороны, обеспечивался ход проекта, с другой – сдерживались расходы. В конце концов, «монстр перемен» был побежден. Непрерывный процесс улучшений вошел в колею и стал рутиной. Постоянно меняются фазы, когда изменения вытягивают сотрудники или же подталкивают руководители. При этом важную роль играет коммуникация. В DWLogistics решено вывешивать результаты на информационном стенде рядом со входом в столовую, при этом каждую неделю менять и содержание, и внешний вид вывешиваемых материалов, чтобы поддерживать интерес сотрудников к новостям компании. Много споров вызвал вопрос «поощрений». Все были согласны в том, что самые интересные идеи должны быть отмечены. С другой стороны, повторяющиеся и нереальные предложения (например, строительство нового склада) не должны быть ни награждены, ни отклонены без рассмотрения. Была разработана система, согласно которой на общем собрании авторы лучших идей награждаются грамотой и подарочным сертификатом и провозглашаются «НПУ-персоной года». К тому же о них и их предложениях пишут в корпоративной газете. Внедрение кайдзен, или процесса непрерывных улучшений, в DWLogistics принесло свои плоды. Сегодня постоянный поиск улучшений является неотъемлемой частью жизни и философии фирмы. При этом клиент всегда остается в центре внимания, ведь при таком раскладе выигрывают все. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/61634/ https://ekspertov.ru/ http://www.up-pro.ru/library/logistics/systems/upravlenie-ijavto.html дата: 13.04.2015 15:36:17 просмотров: 4079 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию