Какое будущее у маркетплейсов и e-commerce в Казахстане Автор уверен, что онлайн-каналы будут забирать наиболее платежеспособную целевую аудиторию ФОТО: PhotoMIX Company/ pexels.com Не секрет, что с каждым годом проникновение и частота использования цифровых сервисов в Казахстане стремительно увеличивается. Это происходит отчасти потому, что благодаря развитию мобильного интернета и увеличению его скоростей с условных 1 мбит/сек до стабильных 20мбит/сек, отчасти потому что цифровые сервисы приобрели большую популярность после ограничений связанных с Covid-19 в 2020 году (рост трафика на одного пользователя в Казахстане на 28% Yoy, по данным Beeline KZ). Наличие маркетплейсов является одним из индикаторов развития цифровой экономики и определенной зрелости рынка. Это важно, когда есть что предложить конечному потребителю и предоставить выбор как в части ассортимента, так и в части магазинов. Как правило, старт и развитие маркетплейса требуют венчурного капитала, так как окупаемость в первые годы работы относительно низкая, а необходимость привлечь человеческий капитал и новых клиентов – высокая. E-commerce же, в контексте монобрендовых или ритейл сетей (например Magnum, Mechta и др.) – это не только продажа товаров по интернету, но и сопутствующее развитие логистики и возможностей по доставке товаров самым разнообразным покупателям в онлайн-каналах. Тренды развития маркетплейсов в 2023 году Работа над увеличением товарного ассортимента и покрытия доставки. Один из способов отстройки и дистанцирования от конкурентов – это развитие сервиса экстенсивным методом. Широкий ассортимент в случае маркетплейса является отличным преимуществом и способом снижения расходов на привлечение клиентов. Важна скорость и удобство доставки этого ассортимента, поэтому маркетплейсы чаще всего привлекают венчурные инвестиции и увеличивают вложения в развитие логистики. И чем быстрее клиент получает товар – тем потенциально выше оборачиваемость средств для маркетплейса и продавца, а для клиента скорость получения заказанного товара. Большой трафик и количество заказов стимулируют развивать собственные платежные решения На рынке есть успешный пример в виде Kaspi.kz – банка, предлагающего товары и маркетплейс для продавцов, у которого есть платежные решения. Но возможна и обратная тенденция – маркетплейс, который будет развивать банковские услуги (например, Wildberries или Ozon). Или, как возможный вариант, Kaspi.kz может предлагать услуги эквайринга для других маркетплейсов. Влияние на ценообразование и сферу услуг Именно уберизация способствовала росту популярности услуг на такси, и, возможно, подобный процесс будет происходить на рынке маркетплейсов. Один из последних трендов на Западе и в России – это уберизация рынка услуг (например, поиск мастеров для выполнения определенных видов работ). Как правило, когда в сфере услуг появляется такой маркетплейс, ценообразование становится более прозрачным для заказчика, а для исполнителя упрощается поиск новых клиентов. Данное явление в конечном итоге положительно сказывается для каждой из сторон. Аналогичный эффект наблюдается и в товарных маркетплейсах, когда ценовая конкуренция позволяет нарастить количество заказов за счет эффекта объема и более частотных продаж. Тренды в E-commerce. Монобрендовые магазины и сетевой ритейл Использование готовой инфраструктуры доставки и пунктов выдачи E-commerce имеет те же задачи по увеличению прибыльности что и маркетплейсы, в связи с чем активно инвестирует в логистику. Только в случае с маркетплейсами, у которых логистика уже отстроена и развивается за счет инвестиций, магазинам выгоднее использовать уже действующие точки офлайн розницы либо сервисы внешних доставок (например Яндекс.Доставка). Полноценное построение собственных служб доставок может занимать годы, в то время как готовые решения могут приносить прибыль здесь и сейчас. Увеличение частотности заказов и стимулирование перехода транзакций из офлайна в онлайн Сейчас сложно представить успешный ритейл магазин без своего онлайн-канала продаж, а в 2023 году этот тренд только усилится. Заказывать онлайн – быстро и удобно, часто без ожидания и каких-либо очередей. Платежеспособная аудитория ценит это, так как у нее каждая минута на счету. При этом, по моим прогнозам, оффлайн формат никуда не уйдет, но онлайн-каналы будут забирать наиболее платежеспособную целевую аудиторию (25-35 лет). Использование маркетплейсов как один из каналов привлечения клиентов Несмотря на очевидную, на первый взгляд, конкуренцию между маркетплейсом и магазинами e-commerce за конечного потребителя, мы будем все чаще видеть примеры кооперации между магазинами и маркетплейсами. Некоторые ритейл сети имеют СТМ (собственные торговые марки) и единый ассортимент, собранный в рамках одного магазина, а маркетплейсы – отлаженную логистику и удобные сайты/приложения. Другими словами, магазины выступают в качестве продавца, а маркетплейс забирает на себя роль внешней витрины. Неочевидный, но интересный тренд в 2023 году. Пока по данной модели работает только Magnum в приложении Kaspi.kz, но в будущем таких предложений будет больше. Какие из этого следуют выводы в 2023 году для рынка E-commerce? Первое. Грань между Маркетплейсом и e-commerce будет становиться всё меньше. Часто маркетплейсы перетягивают на себя аудиторию e-commerce магазинов, но при этом и обеспечивают дополнительный рост заказов. Тем не менее, маркетплейс и магазин выполняют одну роль для конечного клиента, а значит, выигрывает от этого конечный покупатель. Второе. Конкуренция за потребителя усиливается, на рынке есть за что и за кого побороться. Поэтому, по моим подсчетам, в ближайшей перспективе именно программы лояльности, кэшбэки, и быстрая доставка – это стандарт, который будет применяться на рынке Казахстане в сфере онлайн продаж. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64886/ https://ekspertov.ru/ Юрий Цой, Head of Performance marketing дата: 06.02.2023 19:39:14 просмотров: 141 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию