Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Около 80% предприятий России преодолели логистические трудности

Около 80% предприятий России преодолели логистические трудности

антироссийские санкции, адаптация, предприятия, бизнес, логистические цепочки


Лишь каждая десятая компания испытывает проблемы с перестройкой цепочек поставок


Большинство предприятий РФ более-менее успешно адаптировались к режиму санкций и перестроили цепочки поставок. Таковы результаты опроса предприятий, которые будут представлены во вторник в Высшей школе экономики (ВШЭ). Только 15% компаний испытывают большие трудности с выстраиванием новой логистики и с поиском новых поставщиков. Абсолютное большинство бизнесменов отмечают, что программы импортозамещения или параллельного импорта им пока не помогли или вообще не подходят для их бизнеса.


Эксперты ВШЭ в ходе исследования опросили представителей более 200 компаний, представляющих сегменты дистрибуции (27%), производства потребительских товаров быстрого оборота (22%), логистических услуг (17%), промышленности (14%) и прочих видов деятельности.


Экономисты отмечают, что глубокий кризис из-за пандемии и антироссийских санкций отразился прежде всего на международных цепях поставок, которые в настоящее время находятся в состоянии радикальной реконфигурации.


Почти половина опрошенных бизнесменов указали, что одной из главных проблем для них стала задержки в сроках доставки товаров. 


Вторым по значимости фактором стало существенное удорожание логистики. На это указало 47% опрошенных. В то же время каждый третий предприниматель жалуется на отказ иностранных производителей от прямых поставок в Россию. Столько же – на удорожание самих поставляемых товаров.


Около 70% бизнесменов не заметили снижения качества товаров, и почти столько же – не обнаружили для себя проблем с получением кредита в РФ. Валютные колебания оказались в равной доле и проблемой, и благом для российского бизнеса. Так, 23% опрошенных указали, что колебания валютного курса не стали для них проблемой. Об обратном сообщило 22% респондентов.


Бизнес в условиях кризиса занимался поиском альтернативных вариантов доставки товаров от прежних поставщиков, поиском новых поставщиков в других (дружественных) странах или же искал российских производителей. Такие варианты решения проблем предпочли 80% предпринимателей. «Эти действия дополняются мерами, направленными на повышение устойчивости цепей поставок: разработка процедур ускоренного принятий решений, повышение уровня запасов, усиление контроля за поставщиками и заказами, интенсификации управления рисками», – рассказывают в ВШЭ, добавляя, что сокращать ассортимент товаров в кризисных условиях стали лишь 15% предпринимателей.


Говорить о существенной поддержке со стороны государства скорее всего не приходится. Лишь каждый десятый респондент сообщил, что обращался за господдержкой. Исследователи обращают внимание на общую непопулярность и низкую оценку эффективности мер государственной поддержки со стороны бизнеса. В частности, достаточно высокой оказалась доля предпринимателей, указавших, что программы импортозамещения и параллельного импорта им не подходят – 90 и 80% соответственно.

130-4-2-650.jpg


Динамика распределения ответов на вопрос о том, с какими трудностями столкнулся
бизнес РФ с марта 2022 года.  Источник Высшая школа экономики


Решающую роль в перестройке цепочек поставок компании сами взяли на себя. Так, 53% представителей бизнеса указали, что именно их компания сыграла решающую роль в перестройке конкретного вида поставок. Треть указала на логистических операторов, а каждый четвертый – на поставщиков и производителей товаров. Ниже всего оценивается роль агентов и консультантов – менее 1% респондентов отметили их лидерство в реконфигурации цепей поставок.


Из опросов бизнеса следует, что отечественные предприятия в основном адаптировались к санкциям и ограничениям на поставки. Так, 14% опрошенных сообщили, что на данный момент решены все проблемы с перестройкой цепочек поставок. При этом 65% указали, что решена основная часть проблем. И 15% респондентов ответили, что продолжают искать варианты решения проблем.


На то, что у российского бизнеса меняются приоритеты, обращали ранее внимание и эксперты аналитики консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее российское подразделение MacKinsey). 

Так, в декабре 2022 года руководители опрошенных предприятий в первую очередь говорили о необходимости сокращать затраты (40% опрошенных), адаптировать цепочки поставок (39%) и увеличивать выпуск продукции или услуг (27%). В июне 2023-го наибольшее число опрошенных (37%) считало важным привлечение и удержание сотрудников, выход на новые географические рынки (29%), запуск новых инвестпроектов (29%). 


«Количество респондентов, которые в числе приоритетов называют адаптацию цепочек поставок или сокращение затрат, заметно сократилось», – подчеркивали аналитики. Они полагали, что такая смена приоритетов говорит в том числе о восстановлении оптимизма в российском бизнесе после череды санкций (см. «НГ» от 13.06.23).


Исследователи при этом замечали, что, несмотря на успехи, главными вызовами для лидеров отечественного бизнеса по-прежнему остаются внешнеторговые запреты, геополитическая напряженность и перебои в цепочках поставок.


Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин в интервью ТАСС говорил о том, что восстановить логистические цепочки и найти новые рынки сбыта смогли все-таки далеко не все. «По нашим оценкам, половина российских компаний из тех, кто потерял своих партнеров как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения поставщиков, а также участия в производственных цепочках, нашли себе замену и на внутреннем рынке, и на внешнем рынке. Еще половина компаний, которые в этом нуждаются. Речь идет о тех, которым сложно найти замену в связи с тем, что в партнерстве были компании, которые являлись единственным производителем того или иного продукта», – рассказывал он в середине июня.


Начиная еще с 2020 года, бизнесу во всем мире пришлось менять многие логистические цепочки, вносить корректировки в свою деятельность, а самое главное – изменять производственные процессы и сроки производства, напоминают эксперты «НГ». «С весны 2022 года большинство российских компаний столкнулись с дополнительными ограничениями, санкциями, отказом от поставок, закрытием многих транспортных узлов. Бизнесмены начали выстраивать новые экономические и логистические связи, переориентировать бизнес на новые рынки, а также искать новых поставщиков», – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Юлия Коваленко.


По мнению ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, успех бизнеса в изменении логистики внешнеторговых поставок связан с рядом факторов. 


«Во-первых, с тем, что взаимоотношения с другими странами уже существовали, их не потребовалось создавать с нуля. 


Во-вторых, с тем, что многие государства сами предложили свои товары, были готовы закупать отечественные товары, развивать взаиморасчеты в нацвалютах. 


В-третьих, с тем, что транспортные коридоры со многими государствами давно существуют и были относительно свободны, что позволило нарастить взаимные перевозки по ним», – перечисляет он. Мешать перестройке цепочек может разность подходов российского и иностранного бизнеса, а также слишком сложные маршруты, которые влияют на стоимость товаров, делая их неконкурентоспособными, продолжает Баранов.


«Проблемы с логистическими цепочками решаются по возможности, но есть трудно обходимые пункты. По тем позициям, по которым недружественные страны не имеют монопольного положения на рынке, они решаются относительно просто и быстро, но есть ряд позиций, по которым обойти ограничения сложнее. Не вполне решены и проблемы оплаты заказов – в долларовой финансовой системе это было проще», – рассуждает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин. 


Руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России», совладелец ПЭК Вадим Филатов замечает, что за полтора года российский бизнес переориентировался на альтернативных поставщиков большого числа товаров — от электроники и бытовой техники, до одежды и обуви. 

«Но остались категории, замену которым сложно найти в Азии, странах Персидского залива и на Ближнем Востоке. Сохраняются сложности с финансовыми операциями. Платеж в долларах или евро может быть заблокирован или направлен обратно отправителю. Реже всего с проблемами сталкиваются компании, которые перешли на оплату в нацвалюте между Россией и странами-партнерами», - рассказывает он. 


Гендиректор компании «Далини» Руслан Нигматулин считает, что параллельный импорт оказался спасательным кругом для ряда отраслей с высокой потребностью в импортном оборудовании и материалах, но это временный инструмент. «У нас есть время для локализации производств в РФ. А для тех позиций, которые невозможно быстро освоить, есть дружественные страны», – говорит он.


 Старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли РАНХиГС Галина Баландина отмечает, что у российского бизнеса остается потребность в импорте, который сложно заместить быстро. «И ситуация с этим в ближайшее время вряд ли наладится, поскольку часть промышленных товаров находится под санкциями, как и часть крупных российских компаний и их владельцев, импортирующих товары из Европы», – подчеркивает она.


Ольга Соловьева
дата: 09.08.2023 12:15:09    просмотров: 183

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли Счёт на секунды: логистика в сфере ретейла и доставки в Петербурге