Доставка последней мили: как бизнесу сохранить качество сервиса в кризис Санкции подорвали логистику первого и среднего звена, что отразилось на процессах доставки конечному потребителю продукции со склада или распределительного центра. Последняя миля — важная часть клиентского сервиса, и требования к ней сильно выросли за последние годы. Несоответствие ожиданиям аудитории ставит под удар репутацию компаний, которые больше не могут сохранять прежнюю оперативность и низкую стоимость услуги. Что ждет рынок последней мили и как бизнесу оптимизировать расходы, рассказывает Мухтар Лекеров, директор отдела интеграции и внедрения в компании-разработчике облачной системы для внутригородской логистики Relog. Доставка последней мили всегда была сложным аспектом клиентского сервиса. По данным Business Insider, больше половины логистических расходов приходится именно на это звено и ложатся они, как правило, на поставщика. По информации Data Insights, в 2021 году российский сегмент e-commerce вырос на 90% в количественном выражении. В это время миллениалы и зумеры стали считать быструю бесплатную доставку стандартом торговли. Крупные ритейлеры уже заявили, что санкции могут повлиять на их бизнес и в том числе на реализацию последней мили. Например, Ozon опасается снижения спроса, а также возможных проблем с привлечением капитала на развитие инфраструктуры доставки. Однако уронить планку сейчас — потерять часть аудитории, которая так или иначе сократит объем потребления из-за сниженной покупательской способности. Бизнесу придется бороться за каждого пользователя, который по-прежнему ожидает от продавца множество опций, включая доставку за 24 часа. Что будет с рынком последней мили? На отрасль окажут влияние три ключевых фактора: Рост себестоимости доставки последней мили Причин несколько: высокая инфляция, волатильность валюты, подорожание топлива, газа и запчастей для автомобилей и т.д. Логистические компании, которые занимаются этим звеном, повысят цены на услуги. Из-за этого бóльшая часть годами работающих партнерских связей будет разорвана. Повышение порогов для мелких и средних компаний Бренды окажутся перед выбором из-за роста себестоимости услуг: оставить быструю бесплатную доставку себе в убыток, но зато сохранить репутацию, или в целях экономии снижать планку. Первое может позволить себе далеко не всякий крупный бизнес. Например, с 11 апреля «Сбер» отменил бесплатную доставку от «Сбермаркета» для подписчиков «Прайм» и «Прайм+», заменив ее бонусами. У мелких и средних компаний выбора практически нет: скорее всего, им в любом случае придется убрать опцию быстрой доставки или же сделать ее платной, что снизит их конкурентную способность. Появление новых игроков Вероятно, на рынке логистики, включая первую, среднюю и последнюю милю, возрастет спрос на высокотехнологичные продукты по управлению поставками. Компании с большим капиталом будут предлагать решения, которые позволят оптимизировать процессы и лучше контролировать расходы. Как справиться с вызовом при помощи технологий? Вот несколько советов из области ИТ, которые позволят снизить расходы на доставку последней мили и в целом оптимизировать процессы: Автоматизация аналитики С ее помощью операторы логистики выявляют самые рентабельные опции и усиливают их, а от нерентабельных отказываются. Примером может служить «Вкусвилл» — после тестирования и анализа результатов ритейлер сделал ночную доставку полноценной опцией, а также выяснил самое популярное «окно» заказов — с 5 до 8 утра. Однако глубина проникновения аналитических решений в отрасли еще достаточно низкая. Сейчас это заметно как никогда раньше, т.к. мы видим, что многие компании не сумели быстро отреагировать на падение спроса из-за санкций и оптимизировать маршруты. В итоге транспорт отправляется полупустым, а это прямые убытки. Логистические сервисы-оптимизаторы на основе данных умеют строить более «кучные» маршруты, объединять их, чтобы снизить расходы на топливо и повысить утилизацию транспорта по весу и объему. В ручном режиме управлять этим процессом гораздо труднее из-за субъективных оценок и человеческого фактора в целом. Один из наших клиентов после детальной аналитики сократил частоту доставки от хаба до конечных населенных пунктов с двух до одного раза в день. Заказчики сначала проявили недовольство, но затем согласились с доводами компании в обмен на ряд опций и преференций. В итоге наш клиент снизил расходы в два раза или примерно на 70% от зарплаты одного водителя. Облачная модель Исторически сложилось, что большинство игроков выбирают коробочные решения, к примеру, «1С-Битрикс», который можно дописать под нужды компании. Однако необходимость тотального контроля расходов заставит логистику мигрировать в SaaS. Если вы еще этого не сделали, то сейчас самое время: облачные решения обходятся дешевле, чем коробочные или тем более собственные цифровые продукты, которые в условиях массового оттока ИТ-кадров из России становятся не особо актуальными. Отказ от избыточного оборудования Еще один способ оптимизировать расходы — это экономить на GPS-трекерах. Сегодня у каждого водителя есть смартфон, на который можно установить приложение по оптимизации маршрутов и контроля работы водителя. Оно может быть как самостоятельным решением, вроде сервиса VeeRoute, который использует группа «М.Видео-Эльдорадо» уже пять лет, или частью комплексного сервиса по управлению логистикой. Коллаборации с онлайн-агрегаторами К этому пункту относится и шеринг складских помещений, что особенно актуально для мелких и средних игроков, и службы такси. К примеру, мы стали партнерами с «Яндекс.Go», с помощью которого можно найти курьеров для бизнеса, чьи заказы резко упали. К тому же держать собственный штат стало нерентабельно. Единственный путь для сохранения качества доставки — это сокращение расходов. Для этого бизнесу необходимы как автоматизация, так и в целом стратегия минимальных инвестиций. Кризис переделывает рынок: часть логистических компаний прекратила существование, другая выжидает, третья строит планы по наращиванию присутствия в регионах и расширению сети. И это вполне выполнимая цель, если действовать поступательно: открывать представительства в городах с минимальным числом сотрудников и сокращать местные представительские расходы. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64498/ https://ekspertov.ru/ Мухтар Лекеров дата: 04.05.2022 20:28:37 просмотров: 198 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию