Закупочная логистика Наталия Георгиевна Ольдерогге, кандидат технических наук, проректор Института инвестиционного развития (г. Москва). После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя. Различают следующие функции закупочной логистики: определение потребности в материальных ресурсах; получение и оценка предложений; выбор поставщиков; согласование цены и заключение договоров; формирование заказов; контроль количества и сроков поставок; входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе; управление запасами и контроль. Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы: традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда; промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок; ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов снабжения, таких как: метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях), система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками, метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы, система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи: определение потребности в материалах; определение метода закупок; согласование цены и заключение договора; установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок; организация размещения товаров на складе. Последовательность процедур поставки обычно следующая: установление потребности; подготовка заказной спецификации; выбор и определение поставщика; оценка поставщика; проведение переговоров; подготовка и подписание необходимых соглашений; организация и управление взаимодействием; контроль за поставками. Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются: конкурсные торги; письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В качестве критериев оценки поставщика принимают: приемлемость цены; качество поставляемой продукции; качество обслуживания потребителей; гибкость поставок; наличие ограничений по размеру заказа; дороги; удаленность от потребителя; кредитная история; текущее финансовое положение; психологический климат в коллективе. Для сравнения вариантов поставщиков используют: Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов. Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом». Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках. Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты. Основной показатель для принятия решения — надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле: Р = 1 - Ротказа где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки. В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм: сопоставление плановой и фактической дат поставки; определение времени опоздания; сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок; определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт — Qплан; определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q — величина недопоставки; q — средний дневной расход; определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп; определение количества случаев отказа; определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/ n, где Т — общее число дней в периоде; определение интенсивности отказов π = 1 / Топ; определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т — ∑Топ) / Т; определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее). https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55843/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 3318 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 4)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию