В ЧЕМ СЕКРЕТ ЛОГИСТИКИ КАК ФИЛОСОФИИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ХХI ВЕКЕ? В последнее десятилетие в Украине наблюдается постоянное возрастание интереса коммерческих структур к теории и практике логистики, которая в развитых странах мира давно уже стала практическим и эффективным инструментом бизнеса. Это связано с тем, что логистические технологии позволяют достичь значительных конкурентных преимуществ. Они обеспечивают доставку нужного продукта в нужном количестве и качестве в нужное место и время конкретному потребителю с оптимальными затратами. Реализация такого, на первый взгляд, простого правила позволяет на 30-50% сократить все виды запасов материальных ресурсов, на 25-45% - продолжительность движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя, снизить затраты на производство и дистрибуцию товаров, ускорить оборачиваемость оборотного капитала предприятия, повысить уровень удовлетворения запросов потребителей в качестве товаров и сервиса. Почему именно логистика? Как известно, на современном этапе развития рыночной экономики потребитель имеет полную свободу выбора товара и того уровня обслуживания, за которые он готов заплатить свои ограниченные средства. Поскольку конкуренция становится все напряженней, продавцы вынуждены либо снижать наценку до минимума, либо расширять сервис. Торговля, в свою очередь, \"отыгрывается\" на производителях и во многих случаях диктует им отпускные цены. Производители, в свою очередь, лихорадочно ищут, на чем еще снизить и без того сведенные к минимуму производственные издержки. Между тем, анализ полной стоимости товаров (совокупных затрат на производство и доведение товара до потребителя) свидетельствует, что в ней постоянно уменьшается удельный вес производственных и торговых издержек, а возрастают так называемые издержки товарообращения - затраты на пути прохождения материальных ресурсов от поставщиков до производителей и товаров от производителей до потребителей. Логистика в своей основе не является феноменом, совершенно новым и неизвестным практике. Проблема рационального движения сырья, материалов и готовой продукции была и раньше предметом пристального внимания. Новизна же логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирмы, где центральное место стало занимать управление процессами товародвижения, то есть доведения готового продукта до конкретного потребителя. Если раньше процессы снабжения материальными ресурсами, производства и физического распределения готовой продукции рассматривались отдельно, изолировано друг от друга, то логистический подход предполагает синхронизацию и координацию всех операций, процедур и процессов, связанных с движением материальных ресурсов, в единый бизнес-процесс предприятия. Например, содержание и хранение на складе товаров на тот случай, что они когда-то могут понадобиться, является слишком затратным. Ведь само по себе содержание запасов стоит дорого, а хранящиеся на складе продукты могут устареть, перестать пользоваться спросом и пр. Второй отличительной особенностью логистики является системный подход, системный взгляд на бизнес, позволяющий обеспечить синхронизацию и координацию различных процессов и функций, а также деятельность различных подразделений фирмы для достижения общей цели. Логистика сама по себе образует систему, то есть сеть взаимосвязанных видов деятельности, цель которых - оперативное управление потоком материалов, информации, услуг, финансов и т.п. Если решения, относящиеся к области логистики и направленные на улучшение обслуживания потребителей, принимаются без понимания их последствий для результатов деятельности предприятия в целом, то в узловых точках начинают накапливаться излишние запасы или возникать дефицит, возникают затраты, которые не сопровождаются увеличением потребительской ценности товара. Это означает, что хотя отдельные виды деятельности в общей системе имеют достаточно хорошие показатели, общий результат работы всей системы (предприятия) невысокий. Логистическое управление традиционными функциями и процессами предприятия (снабжением, производством, сбытом, транспортировкой, складированием и т.п.) означает, что в результате интеграции этих процессов возникает синергический эффект, т.е. когда совокупный результат деятельности предприятия превосходит сумму локальных результатов. Третьей важной чертой логистики является использование теории компромиссов, поскольку подразделения фирмы - это не столько \"единство\", сколько \"борьба\" противоположностей. Локальные цели отдельных подразделений часто вступают в противоречие друг с другом. Так, например, отдел снабжения для сокращения затрат на закупку сырья и материалов старается приобретать их крупными партиями, чтобы получать скидки за количество и экономию на транспортных расходах. Но достижение этой цели не согласуется с целями финансового отдела - уменьшением \"связанного\" в запасах капитала и увеличением оборачиваемости оборотных средств. Обычно, если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товара, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А, скажем, экономию на упаковке груза легко свести на нет, повредив его при доставке, уменьшение же площади складов может привести к остановкам в производстве. В логистике не обходится без парадоксов: некоторое увеличение затрат в одной области должно привести к их экономии по системе в целом. Поэтому логистическое управление бизнесом базируется на принципе \"одного зонтика\". Суть его в том, чтобы управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям. Логистику еще называют инструментом интегрированного управления предприятием в ХХI веке, координатором локальных целей функционирования отдельных подразделений с глобальной бизнес-целью организации. Она поддерживает системную устойчивость фирмы на рынке, сглаживая противоречия между закупками, производством, финансами, маркетингом, сбытом и т.п. и оптимизируя межфункциональные внутрифирменные решения. Таким образом, по мнению ведущих экономистов развитых стран, логистика является носителем новых методологических подходов к предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений. Например, известный ученый А. Дональд Уотерс утверждает: \"…без логистики никакие материалы не перемещаются, никакие операции не выполняются, никакие продукты не доставляются и никакие потребители не обслуживаются\". Одно из последних определений логистики звучит следующим образом: \"Логистика представляет собой общую точку зрения - стратегическую, тактическую и операционную - на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора\". В начале этого века получило широкое распространение восприятие логистики на уровне цепи поставок. Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах. В каждом звене этой сложной цепи неизбежны потери времени, ресурсов, денег, например, из-за слишком долгого хранения, нерациональной доставки, ожиданий, несогласованного, а потому неточного, планирования. Если все операции, необходимые для поставки изделия конечному пользователю, рассматривать как звенья единого бизнес-процесса и управлять ими с этой позиции, то можно достичь существенного снижения издержек, уменьшения объема незавершенного производства и увеличения доходности сбыта (принцип одного зонтика). В основе концепции управления цепью поставок лежит тезис о том, что компании являются скорее потенциальными партнерами в создании конечного продукта, чем конкурентами, ведь все они работают на одного конечного потребителя. Все участники в той или иной степени добавляют товару потребительскую ценность и стоимость. Поэтому включенное в цепь предприятие, в конечном счете, несет ответственность не только в пределах своей зоны работы, но, как и в любой цепи, является звеном, \"разрыв\" в котором может погубить совместные усилия всех. Неудача одного (в чем бы она ни состояла - в плохом качестве, дороговизне, задержке поставок) становится неудачей всей цепи создания ценности. Поэтому сегодня все чаще говорят о том, что конкурируют между собой не предприятия, а конкурируют цепи поставок. Кто быстрее, лучше и дешевле предложит конечному потребителю товар или услугу, тот получает конкурентное преимущество. Извечная проблема экономики - конкуренция или сотрудничество - решается в рамках логистической концепции однозначно: поставщики компании и ее клиенты - это нынешние партнеры по цепочке поставок, конкуренты - возможные будущие партнеры. Задача конкретного бизнеса (звена) - не выворачивать руки и карманы своим соседям по логистической цепи, а совместно с ними выстраивать наиболее эффективную ее конфигурацию. И если этого не получается сделать с нынешними партнерами, то надо попытаться достичь того же результата с нынешними конкурентами. Но конкуренция тоже никуда не девается, она принимает другую форму. Во-первых, это конкуренция по вхождению в наиболее эффективные и надежные цепи создания ценности, которые предъявляют очень высокие требования по качеству выполнения операций по доставке. Вторая новая форма конкуренции - борьба за место в цепи, ибо от этого зависит размер доли при дележе денег потребителя: чем ближе компания к конечному потребителю, тем большую часть его денег она получает. Так, в пищевой отрасли США доля в общих доходах, присваиваемая фермерами (самое начало цепи создания стоимости), не превышает 15%, у перерабатывающего сектора - от 30 до 40%, все остальное (то есть половина) попадает конечному звену. Примером эффективного построения цепочек может служить корпорация IBM, которая во времена кризиса резко изменила свою стратегию. Главные изменения произошли в традиционном ее бизнесе - сфере производства вычислительной техники: компания стала во главе цепочки поставок, освободившись от части производственных подразделений. При этом она развивала свою компетенцию в трех основных направлениях: исследования и разработка новых товаров (что ведет к технологическому господству корпорации в сети поставок); маркетинга и управления брендом (определяет рыночное господство компании); поставки готовых решений (концентрация на сервисе как наиболее лакомой части стоимостной цепочки). Технологическое, рыночное и \"стоимостное\" лидерство реализуются через другой ключевой навык - собственно управление логистическими цепями (через способность разработать проект эффективной сети поставок, оформить технологические, экономические и управленческие требования к ней и \"собрать\" цепь создания ценности из рассыпанных по всему миру самостоятельных производств). В числе реализованных технологий данного ряда - проект перевода закупочных операций во \"всемирную паутину\", что привело к существенному снижению издержек формирования логистических цепей. В секторе программного обеспечения стратегия получила название middleware - позиционирование в середине логистической цепочки с отдачей забот о секторе userware (конечного пользователя) бесчисленной сети партнеров из числа малых и средних ИТ-компаний. Вообще-то проблематика задач, которые могут успешно решаться в цепи поставок, очень обширная: Где производить товар для поставки на конкретный региональный рынок и как организовать систему поставок на данный рынок? Где разместить склады или дистрибуционные центры (ближе к поставщику или к зоне потребления)? Сколько должно быть промежуточных складов и как построить каналы дистрибуции (при этом следует заметить, что при увеличении количества складов значительно возрастает средний уровень запасов в сети)? Должна ли быть централизация запасов в цепи и как определить то звено, в котором лучше всего сосредоточить запасы? Как можно консолидировать отправки грузов и оптимизировать маршруты доставки? Как обеспечить информационный обмен между звеньями цепи в режиме реального времени? Как можно стандартизировать и унифицировать логистические операции в цепи и многие другие. Для ответа на поставленные вопросы очень важно провести адекватный анализ цепи. Суть анализа логистических цепочек очень проста. Он позволяет обнаружить ряд очевидных (но не тривиальных) фактов. Стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки, но самым критическим образом сказывается на бизнесе только на последней стадии, при продаже конечному потребителю. На стоимости товара очень сильно отражается \"общая эффективность операций\", в том числе транспортных и маркетинговых, по всей логистической цепочке, а не только на этапе конкретной продажи. Наиболее управляемыми, с точки зрения стоимости, являются начальные стадии - стадии производства товара, а наиболее чувствительными - последние, связанные с продажей. Следует также заметить, что развитие концепции управления цепями поставок и ее применение связаны с многими новациями в бизнесе, среди которых хотелось бы отметить: Формирование тянущих систем товародвижения и на их основе развитие различных технологий интеграции участников сквозных цепочек поставок (бережливых, гибких, бережливо-гибких). Бережливые цепочки строятся на основе концепции lean production, то есть бережливого производства, и предполагают поиск резервов уменьшения совокупных затрат по производству и доставке продукта конечному потребителю. Гибкие цепочки базируются на концепции быстрого реагирования на спрос, то есть сокращения длительности цикла от идеи создания продукта то момента его доставки конечному потребителю. При таком подходе критерием эффективности цепи является уровень удовлетворения запросов потребителей, а не совокупные затраты. Совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов через активный информационный обмен, внедрение систем быстрого реагирования на спрос. Очень немногие партнеры по цепочке поставок осознают на сегодняшний день необходимость совместного планирования и управления логистическими операциями. Создание центров дистрибуции (централизация поставок) позволяет усилить контроль за движением товара от склада к магазинам, лучше управлять интегрированными запасами (перемещение запасов из магазинов в распределительные центры, увеличение частоты поставок, замена материальных запасов информацией и пр.). Смешанная дистрибуция (перемещение товаров, требующих различного температурного режима, через одну и ту же оптовую базу, кросс-докинг, склады без накопления запасов). Электронная торговля (розничные торговцы применяют разные каналы продаж, наблюдается расширение ассортимента и доставка на дом). Развитие бирж розничной продажи, Интернет-бирж, технологий RFID. Применение новых технологий в проектировании и организации функционирования цепочки поставок в режиме реального времени позволяет эффективно управлять следующими параметрами: временем на сбыт, то есть скоростью реализации возможностей компании на рынке; временем на обслуживание, то есть скоростью исполнения заказа покупателя; временем на реакцию, то есть скоростью \"приспособления\" товара к постоянно меняющемуся спросу. Успешная реализация принципов управления бизнесом как цепочкой поставок приводит к впечатляющим результатам. По оценкам консалтинговой компании Deloitte & Touche, эффект от SCM подчас измеряется 75%-ным увеличением оборачиваемости запасов, расходы на логистику могут быть снижены на 40-50%, а время планирования сведено к минутам вместо затрачиваемых прежде дней. Cо многими из перечисленных концепций, новаций, технологий и управленческих решений вы сможете ознакомиться на предстоящей выставке \"логистика 2008\" https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55363/ президент Украинской логистической ассоциации Мария Григорак дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 2614 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию