ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИКИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ: УВЕЛИЧЕНИЕ РИСКОВ ИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ? Слово «логистика» появилось в бизнес-процессах не так давно, около 20 лет назад. Однако у этого термина уже возникло много толкований, например: транспорт и складские услуги; транспорт, складские услуги плюс информационная поддержка; оптимизация затрат и т. д. Для анализа будем рассматривать совокупность определений, руководствуясь тезисом: логистика — это нужный товар в нужное время в нужном месте. Посмотрим, может ли она повлиять на развитие бизнеса, что и как нужно делать, чтобы добиться успеха. Возьмем самые успешные проекты последнего времени в производстве и на рынке, такие как IKEA, Honda, Toyota, Dell. Что их объединяет? Качество, рентабельность (стабильная и всегда выше средней на рынке) и признанная в бизнес-среде логистика. Это не случайно. В названных компаниях логистика изначально была основной составляющей в стратегии и методике развития качества бизнеса компании, то есть не только качества конечного продукта, но и всего бизнес-процесса — от производства до пользователя. Ведь потребность современного рынка — качественный легкодоступный продукт за приемлемую цену. Взгляните на ваш бизнес более широко: транспортировка и хранение есть везде, начиная с закупок, в любом процессе от А до Я (доставка материала на производство, его перемещение внутри производственного процесса, складирование готовой продукции, распределение и продажа) и даже после продажного сервиса — до момента уничтожения либо аннулирования. Логистика будет и контролировать, и оптимизировать данную цепочку. Это можно назвать цепочкой доставки, а также системой качества. Два понятия, а цель одна — построение функциональной архитектуры бизнеса и оптимальной системы управления (best practice). Нужно ли интегрировать логистику в бизнес-процессы? Естественно, в бизнесе существуют риски потерь, но они тем более очевидны, если ваше отделение логистики работает неоптимально либо ваши партнеры не обеспечивают сервиса должного уровня. В результате есть потери в виде повреждений, пропаж и прочие, и они, как правило, ведут к потере клиентов, уменьшению бизнеса. Допустим, продажи и обслуживание клиентов организованы хорошо, вы не теряете средства при закупке материалов для производства. Существует ли в таких условиях вероятность потерь? Ответ — да. И они скрыты в неоптимальной организации логистики. Во многих компаниях смиряются с устоявшимся уровнем расходов, воспринимают его как норму и считают, что ничего изменить нельзя. Но так ли это на самом деле? Мы говорим — нет! Расходы можно снижать при условии интеграции логистики в бизнес-процессы. Как известно, в современном мире продукт в чистом виде не имеет перспектив быть востребованным. При наличии спроса, но недостаточном либо плохо организованном предложении нет перспектив роста бизнеса. Логистика, интегрированная в бизнес-процесс, может обеспечить наличие товара на рынке в соответствии со спросом и, как следствие, гарантировать устойчивый рост бизнеса. Каким путем пойти? Заняться устройством логистического процесса своими силами или обратиться к аутсорсингу? Решать вам. Оба варианта имеют право на существование, оба могут быть успешными. Что должно повлиять на выбор? Если вы имеете опытный и хорошо обученный персонал, то можете делать это самостоятельно, если нет — лучше подключить профессионалов. На сегодняшний день в России не существует достаточного количества специалистов в области логистики, и, что самое главное, в ближайшее время этот дефицит не сократится. Рынок расширяется, образовательные учреждения пока не могут удовлетворить его потребности. Но парадокс! Растущий рынок позволяет руководителям компаний не обращать должного внимания на логистику — деньги идут и так. Является ли данная ситуация уникальной? Мой 20-летний опыт работы в логистике показывает, что нет. Так было на всех быстро развивающихся рынках в период их становления. При изначально одинаковых стартовых условиях некоторые компании всегда оказывались более успешными. Как правило, они раньше других осознавали важность интеграции логистики в общую архитектуру бизнес-процесса. Руководители данных фирм были по-настоящему заинтересованы в этом. Такая интеграция, во-первых, давала сокращение любых видов потерь (расходов), во-вторых, обеспечивала понимание персоналом задач бизнеса и способность их реализовывать, в-третьих, развивала коммуникабельность сотрудников. Руководитель должен сам решить, как он хочет организовать логистику. Ответственность за качество внедряемой системы лежит именно на нем, а результат зависит от уровня интеграции логистики в бизнес-процессы. Это становится особенно актуальным, если вы отдаете логистику на аутсорсинг с целью освобождения ресурсов для более продуктивной работы компании. В таких случаях существуют следующие риски (и, соответственно, пути их минимизации): потеря контроля над процессом, что может повлечь за собой необоснованные претензии к партнерам (чтобы свести к минимуму вероятность подобных неприятностей, четко определяйте задачи и формулируйте цели перед партнерами); неполное использование ресурсов партнеров в развитии вашего бизнеса (для более плодотворного сотрудничества регулярно общайтесь с партнерами, обсуждайте с ними перспективы развития). Не забывайте: даже самый лучший продукт ничего не стоит, если покупатель не может им воспользоваться. Законы рынка жестоки. Если ты не хочешь либо не можешь делать что-то, знай, рано или поздно кто-то это сделает вместо тебя. Если думаешь, что выиграл у конкурента и можешь расслабиться, будь уверен, что совершенно точно уже появился еще один! Таким образом, повторю, логистика должна быть частью разрабатываемого высшим руководством бизнес-плана развития компании. Решение этой задачи зависит от подхода. Первый путь — выбрать оптимальный вариант развития исходя из того, что имеем, и стараться получить максимальный результат. По моему мнению, это неэффективно. Более перспективный второй путь — определить задачу, составить план развития и искать ресурсы для его воплощения. Самый результативный бизнес-процесс — когда каждый участник команды четко осознает свою роль и ответственность в цепи компании, выполняет поставленные задачи четко и эффективно, стремится к уменьшению потерь любого уровня. Как известно, достичь идеала тяжело. Будьте готовы к компромиссам. Если часть или вся логистика отдана на аутсорсинг, не теряйте контроля над процессом! В ваших интересах, чтобы все работало, как нужно вам. Четко ставьте задачи, определяйте критерии (показатели) норм бизнес-процесса, осуществляйте регулярный мониторинг показателей. При малейшем отклонении от норм обсуждайте с партнерами его причины. Обучайте персонал. Итогом станет логистика как инструмент оптимизации рентабельности и управления бизнесом. И помните: все начинается с головы. КОЙВУМЯКИ Тимо https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54785/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1369 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию