Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Применение бенчмаркинга при логистизации промышленных предприятий

Применение бенчмаркинга при логистизации промышленных предприятий


2 августа 2006

 
В рамках ведения современного бизнеса постепенно формируется идея о том, что конкурируют не сами фирмы, а их снабженческо-сбытовые цепочки, это объясняет возросший интерес к логистике.


 

Самым сильным конкурентным преимуществом в борьбе за покупателя должна стать эффективная логистика. Логистизация промышленных предприятий заключается в подготовке и внедрении принципов и методов логистики в его деятельность.

Становится очевидным, что при этом необходимо учитывать опыт успешных предприятий внутри и вне отрасли, в которой действует объект логистизации, – не только зарубежных, но и отечественных, более приближенный к реальным российским условиям.


 

Это, относительно новое направление маркетинговых исследований, появившееся в США в 70-х гг. ХХ в., принято называть термином "бенчмаркинг". Зарубежные ученые определяют бенчмаркинг как "систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения"[5].

Существует и несколько иное определение: "Бенчмаркинг - это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка внутренних процессов на предприятии и их сравнение с процессами мировых предприятий-лидеров с целью получения информации, которая будет полезна для совершенствования собственных характеристик"[7].


 

Многие новые бизнес-методики в логистике, маркетинге, управлении качеством, разработанные крупными компаниями и имевшие успех, постепенно стали применяться и предприятиями других отраслей. К ним относятся 6-сигма (Motorola), система \"точно вовремя\" (Toyota), Покэ-ёка (Matsushita Co), и непосредственно сам бенчмаркинг (Xerox).

В настоящее время бенчмаркинг является перспективным направлением развития консалтинга. При этом роль консультанта заключается в адаптации опыта компаний-лидеров, в том числе и из других отраслей, к реальным условиям ведения бизнеса компании-клиента.


 

Бенчмаркинговый подход приводит к существенному изменению процедуры принятия решений в сфере логистического менеджмента. Традиционно подобные управленческие решения принимались на основе результатов маркетинговых и логистических исследований, интуиции руководства в области организации снабженческо-сбытовых цепочек.

Бенчмаркинговый подход в области логистизации промышленных предприятий предполагает обнаружение, изучение и использование полезного опыта других фирм в решении проблем развития логистических систем и цепей, знакомство с применяемыми передовыми методами, что способствует более обоснованному, взвешенному принятию
управленческих решений в области развития внутрифирменной логистики, повышая этим конкурентоспособность фирмы.


 

К предметами изучения бенчмаркинга при логистизации можно отнести:

1) организацию каналов сбыта
2) складское хозяйство (в т.ч. техническое оснащение складов)
3) логистический менеджмент
4) транспортировка и отношения с логистическими операторами
5) логистические системы управления и контроля за ресурсами на всех этапах производственно-сбытового цикла
6) управление информацией в ходе товародвижения (в т.ч. и наличие электронного документооборота, штрихкодирования)
7) процесс формирование логистических издержек
8) взаимодействие с поставщиками и партнерами по бизнесу.


 

Процесс бенчмаркинга при логистизации можно представить в виде следующей схемы:

1. Определение круга проблем в функциональных областях логистики, подлежащего рассмотрению с позиций бенчмаркинга.

2. Определение совокупности факторов и переменных для анализа состояния логистики на предприятии.

3. Отбор совокупности предприятий для сопоставления и использования опыта, как в отрасли, к которой относится объект логистизации, так и из других отраслей. Параллельно с этим следует анализировать внешнюю вторичную информацию, связанную с применением логистики иными предприятиями, формированием ими снабженческо-сбытовых цепочек.

4. Сбор и анализ показателей отобранных для сравнения предприятий по выбранным критериям оценки. При этом полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа и оценивается степень достижения цели и совокупность факторов, определяющих результат.

5. Сравнение полученных результатов с собственными показателями в целях определения возможных направлений совершенствования.

6. Разработка плана мероприятий по улучшению состояния логистики на основе полученной информации.

7. Внедрение и последующий мониторинг.


 

Очевидно, что подобная схема проведения бенчмаркинга должна периодически осуществляться вновь, поскольку практика свидетельствует, что процесс улучшений — безграничен, поскольку наука и управление динамично развиваются, а это вызывает соответствующие изменения в области применения логистических подходов и методов на лучших предприятиях.

Большое значение при проведении бенчмаркинга в логистике имеет составление "собирательного", по сути, "идеального" образа компании-эталона для ориентации, того состояния снабженческо-сбытовых цепочек, к которому следует стремиться.

Важнейшим принципом бенчмаркинга является схожесть логистических бизнес-процессов объекта логистизации со сравниваемыми предприятиями, что определяет возможность применения их опыта.


 

Проблемой, требующей решения в ходе бенчмаркинга, является необходимость адаптации результатов исследования к особенностям компании.

Немаловажное значение в перспективе нужно уделить взаимному обмену информацией между заинтересованными предприятиями – в том числе из разных отраслей путем проведения конференций по различным прикладным вопросам логистики и маркетинга. Источниками информации для проведения бенчмаркинга в сфере логистики является информация, размещенная в Интернете, посещение тематических выставок, личные контакты с поставщиками, потребителями, конкурентами, представителями передовых компаний других отраслей, экономические периодические издания, данные профессиональных ассоциаций, отраслевые консультанты.

По мнению ряда исследователей, например, Y.K.Shetty, основным источником сведений о рынке и о конкурентах остается покупатель[6]. В самом деле, путем проведения соответствующих маркетинговых исследований можно выяснить мнение потребителей о состояния логистических цепочек и необходимых изменениях в характере взаимодействия.

Непосредственное общение между логистическими менеджерами разных предприятий дает ценные идеи и знания для бизнеса, что может привести к внедрению новых форм управления товародвижением, запасами, современных программных продуктов, использованию новых логистических методов.


 

Основная польза бенчмаркинга заключена в том, что осуществление логистических и связанных с ними маркетинговых и производственных и функции становится более эффективным, поскольку исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других предприятий или отраслей. Это благоприятно отразится на снижении издержек (особенно логистических), приведет к более качественному удовлетворению потребностей покупателей, что создаст предпосылки для увеличения прибыльности бизнеса, созданию полезной конкуренции на рынке.


 

В случае отсутствия необходимых ресурсов для проведения бенчмаркинга собственными силами целесообразно привлекать сторонние организации – консалтинговые фирмы в области управленческого и, в частности, логистического консалтинга. Таковых пока недостаточно, но очевидно, что эта незаполненная ниша рынка интеллектуальных услуг для бизнеса скоро начнет заполняться.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. – М.: ИНФРА-М, 2001
2. Майкл Р.Линдерс, Харольд Е.Фирон. Управление снабжением и запасами. – СПб.: ООО \"Виктория плюс\", 2002
3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе:. – М.: ИНФРА-М, 2001
4. Bresin S. Pratiquer le benchmarking. 1995
5. Shetty Y.K. Ставя высокую цель: конкурентный бенчмаркинг для наилучшего функционирования. 1993.
6. Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana A/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli, - Milano, 1995.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54775/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3267

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

В России разработали математическую модель идеального автоматизированного склада Особенности заказной разработки ПО в сфере логистики в 2024 году Дефицит складов в России перекинулся с крупных регионов на маленькие Парадоксальное лидерство: как изменились требования к современным руководителям