Применение бенчмаркинга при логистизации промышленных предприятий 2 августа 2006 В рамках ведения современного бизнеса постепенно формируется идея о том, что конкурируют не сами фирмы, а их снабженческо-сбытовые цепочки, это объясняет возросший интерес к логистике. Самым сильным конкурентным преимуществом в борьбе за покупателя должна стать эффективная логистика. Логистизация промышленных предприятий заключается в подготовке и внедрении принципов и методов логистики в его деятельность. Становится очевидным, что при этом необходимо учитывать опыт успешных предприятий внутри и вне отрасли, в которой действует объект логистизации, – не только зарубежных, но и отечественных, более приближенный к реальным российским условиям. Это, относительно новое направление маркетинговых исследований, появившееся в США в 70-х гг. ХХ в., принято называть термином "бенчмаркинг". Зарубежные ученые определяют бенчмаркинг как "систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения"[5]. Существует и несколько иное определение: "Бенчмаркинг - это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка внутренних процессов на предприятии и их сравнение с процессами мировых предприятий-лидеров с целью получения информации, которая будет полезна для совершенствования собственных характеристик"[7]. Многие новые бизнес-методики в логистике, маркетинге, управлении качеством, разработанные крупными компаниями и имевшие успех, постепенно стали применяться и предприятиями других отраслей. К ним относятся 6-сигма (Motorola), система \"точно вовремя\" (Toyota), Покэ-ёка (Matsushita Co), и непосредственно сам бенчмаркинг (Xerox). В настоящее время бенчмаркинг является перспективным направлением развития консалтинга. При этом роль консультанта заключается в адаптации опыта компаний-лидеров, в том числе и из других отраслей, к реальным условиям ведения бизнеса компании-клиента. Бенчмаркинговый подход приводит к существенному изменению процедуры принятия решений в сфере логистического менеджмента. Традиционно подобные управленческие решения принимались на основе результатов маркетинговых и логистических исследований, интуиции руководства в области организации снабженческо-сбытовых цепочек. Бенчмаркинговый подход в области логистизации промышленных предприятий предполагает обнаружение, изучение и использование полезного опыта других фирм в решении проблем развития логистических систем и цепей, знакомство с применяемыми передовыми методами, что способствует более обоснованному, взвешенному принятию управленческих решений в области развития внутрифирменной логистики, повышая этим конкурентоспособность фирмы. К предметами изучения бенчмаркинга при логистизации можно отнести: 1) организацию каналов сбыта 2) складское хозяйство (в т.ч. техническое оснащение складов) 3) логистический менеджмент 4) транспортировка и отношения с логистическими операторами 5) логистические системы управления и контроля за ресурсами на всех этапах производственно-сбытового цикла 6) управление информацией в ходе товародвижения (в т.ч. и наличие электронного документооборота, штрихкодирования) 7) процесс формирование логистических издержек 8) взаимодействие с поставщиками и партнерами по бизнесу. Процесс бенчмаркинга при логистизации можно представить в виде следующей схемы: 1. Определение круга проблем в функциональных областях логистики, подлежащего рассмотрению с позиций бенчмаркинга. 2. Определение совокупности факторов и переменных для анализа состояния логистики на предприятии. 3. Отбор совокупности предприятий для сопоставления и использования опыта, как в отрасли, к которой относится объект логистизации, так и из других отраслей. Параллельно с этим следует анализировать внешнюю вторичную информацию, связанную с применением логистики иными предприятиями, формированием ими снабженческо-сбытовых цепочек. 4. Сбор и анализ показателей отобранных для сравнения предприятий по выбранным критериям оценки. При этом полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа и оценивается степень достижения цели и совокупность факторов, определяющих результат. 5. Сравнение полученных результатов с собственными показателями в целях определения возможных направлений совершенствования. 6. Разработка плана мероприятий по улучшению состояния логистики на основе полученной информации. 7. Внедрение и последующий мониторинг. Очевидно, что подобная схема проведения бенчмаркинга должна периодически осуществляться вновь, поскольку практика свидетельствует, что процесс улучшений — безграничен, поскольку наука и управление динамично развиваются, а это вызывает соответствующие изменения в области применения логистических подходов и методов на лучших предприятиях. Большое значение при проведении бенчмаркинга в логистике имеет составление "собирательного", по сути, "идеального" образа компании-эталона для ориентации, того состояния снабженческо-сбытовых цепочек, к которому следует стремиться. Важнейшим принципом бенчмаркинга является схожесть логистических бизнес-процессов объекта логистизации со сравниваемыми предприятиями, что определяет возможность применения их опыта. Проблемой, требующей решения в ходе бенчмаркинга, является необходимость адаптации результатов исследования к особенностям компании. Немаловажное значение в перспективе нужно уделить взаимному обмену информацией между заинтересованными предприятиями – в том числе из разных отраслей путем проведения конференций по различным прикладным вопросам логистики и маркетинга. Источниками информации для проведения бенчмаркинга в сфере логистики является информация, размещенная в Интернете, посещение тематических выставок, личные контакты с поставщиками, потребителями, конкурентами, представителями передовых компаний других отраслей, экономические периодические издания, данные профессиональных ассоциаций, отраслевые консультанты. По мнению ряда исследователей, например, Y.K.Shetty, основным источником сведений о рынке и о конкурентах остается покупатель[6]. В самом деле, путем проведения соответствующих маркетинговых исследований можно выяснить мнение потребителей о состояния логистических цепочек и необходимых изменениях в характере взаимодействия. Непосредственное общение между логистическими менеджерами разных предприятий дает ценные идеи и знания для бизнеса, что может привести к внедрению новых форм управления товародвижением, запасами, современных программных продуктов, использованию новых логистических методов. Основная польза бенчмаркинга заключена в том, что осуществление логистических и связанных с ними маркетинговых и производственных и функции становится более эффективным, поскольку исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других предприятий или отраслей. Это благоприятно отразится на снижении издержек (особенно логистических), приведет к более качественному удовлетворению потребностей покупателей, что создаст предпосылки для увеличения прибыльности бизнеса, созданию полезной конкуренции на рынке. В случае отсутствия необходимых ресурсов для проведения бенчмаркинга собственными силами целесообразно привлекать сторонние организации – консалтинговые фирмы в области управленческого и, в частности, логистического консалтинга. Таковых пока недостаточно, но очевидно, что эта незаполненная ниша рынка интеллектуальных услуг для бизнеса скоро начнет заполняться. ЛИТЕРАТУРА 1. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия. – М.: ИНФРА-М, 2001 2. Майкл Р.Линдерс, Харольд Е.Фирон. Управление снабжением и запасами. – СПб.: ООО \"Виктория плюс\", 2002 3. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе:. – М.: ИНФРА-М, 2001 4. Bresin S. Pratiquer le benchmarking. 1995 5. Shetty Y.K. Ставя высокую цель: конкурентный бенчмаркинг для наилучшего функционирования. 1993. 6. Watson G.H. IL Benchmarking / edizione italiana A/ cura di Piercarlo Ceccarelli, Franco Angeli, - Milano, 1995. https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54775/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 3267 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию