А. М. Сумец, зав. кафедры логистики Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия», г. Харьков ЛОГИСТИКА: РОДИЛАСЬ ДАВНО, А ВЫГЛЯДИТ МОЛОДО! Лавинообразный поток издательской продукции совсем недавно начал аккумулировать в себе еще пока совсем «тощий» ручеек под названием «Логистика». Интерес к логистике не праздный. Он обусловлен многими причинами и факторами, среди которых очень трудно выделить главные. И все же перечислим наиболее важные. Это возрастающий в мире дефицит ресурсов; быстрое развитие методов управления материальными потоками; интенсивный рост затрат на доставку ресурсов и готовой продукции; поиск путей повышения эффективности производства; создание, хранение и распределение запасов; формирование и становление маркетинга как практической науки; массированное развитие и использование IT–технологий и производителями и потребителями; создание современных коммуникационных технологий, обеспечивающих быстрое прохождение материальных, финансовых и информационных потоков; развитие отраслей, занятых оказанием услуг; информатизацией практически всех сфер деятельности общества. Но, а главным является то, что логистика как сегодня, так и в будущем будет определяющим фактором в конкурентной борьбе между организациями, экономическими регионами и государствами за создание «стоимости». Успех в этой борьбе в первую очередь будет определяться уровнем компетенции в логистике. Сегодня мировая практика развития бизнеса и предпринимательства подтверждает, что логистика в значительной мере определяет конкурентную стойкость и отдельного государства, и отдельного региона, и отдельной организации. Анализ научной литературы небезосновательно указывает на быстро развивающуюся инфраструктуру в сфере экономики и организации производства, что, естественно, рождает и новое научное направление – в данный момент логистики. По этому поводу доктор технических наук, профессор А. А. Смехов (Логистика. –М.: Знание, 1990, с.3) отмечал: «Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники и, в частности, той же кибернетики. Игнорировать процессы развития логистики было бы крайне неразумно. Тем более, что еще в Советском Союзе имелись некоторые удачные примеры логистических систем, хотя мы их в своей повседневной практике не относим к области логистики. Так что же такое логистика?» Для ответа на поставленный вопрос, по-видимому, следует изучить гносеологические корни логистики. По мнению подавляющего большинства ученых и исследователей термин «логистика» происходит от греческого, что означает искусство вычислять, рассуждать. Известно, что якобы в Древней Греции на службе находилось десять логистов, занимающихся государственными вычислениями (расчетами). В период существования Римской империи на государственной службе у римлян также были служители, которые носили титул «логисты», основной функцией которых было распределение продуктов питания. Однако гносеология (от греческого познание или теория познания) логистики уходит глубоко корнями в историю. Последние археологические исследования зарубежных ученных однозначно подтверждают это. И вот один из многих, заслуживающий внимания показательный факт. В 1928 году плуг сирийского землепашца наткнулся на камень, под которым оказался склеп с древней керамикой. Вряд ли тот землепашец осознавал ценность своего открытия. Узнав о случайной находке, на то место в следующем году приехали французские археологи. Вскоре была найдена надпись, позволившая археологам определить, руины какого города появляются из-под земли. Это был Угарит, один их важнейших в XIV веке до н. э. древних городов Ближнего Востока. Процветание Угарита было связано не только с его удачным географическим расположением, но и с развитием науки. Об этом свидетельствуют найденные среди руин Угарита тысячи глиняных табличек. В их числе хозяйственные, дипломатические, юридические и экономические документы, записанные на восьми языках с использованием пяти видов письма. Современная расшифровка, в частности, экономических документов ясно свидетельствует о существовании еще в то далекое время логистики, которая понималась тогда как наука о перемещении товаров как внутри города, так и между городами сопредельных государств. На многих глиняных табличках были изображены схемы путей доставки товаров морскими путями и через пустыню. Указаны время прибытия судов с товаром в порт Угарита и время отправки его караванами в города сопредельных государств. Однако в подавляющем большинстве научных статей, учебных пособий и учебников появление и развитие логистики рассматривается в историческом ракурсе как составная часть военного искусства, а точнее, как военная наука. Рассмотрим коротко основные вехи становления логистики как военной науки. Сегодня в исторических опусах очень много описано о Византии. Тщательное изучение этих материалов заставляет обратить внимание на время правления императора Льва VI, приходящееся на 866 – 912 гг. н. э. Указанный период развития Византии известен, в частности, сильной армией и расцветом военного искусства. Военные победы императора Льва VI связывают с умелым перемещением и материально-техническим снабжением войск, которые осуществлялись на основе использования правил и принципов логистики. Из истории всем известна освободительная война (с 1775 по 1783 гг.) тринадцати английских колоний, в ходе которой было создано независимое государство США. Здесь в плане изучения генезиса логистики познавателен следующий факт. В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало свыше 11 900 боевых отрядов. Естественно то, что эти отряды находились в подчинении британского правительства, а это значит, что продовольствие, обмундирование, боеприпасы доставлялись непосредственно из Англии. Ход войны, по крайней мере, в период первых шести лет, показал на совершенно плохое материально-техническое обеспечение английских войск. Сегодня военные аналитики указывают на основную причину поражения Англии в этой войне – это незнание военоначальниками принципов логистики, то есть неудовлетворительная организация снабжения войск, как продовольствием, так и военной амуницией. Другими словами, на уровне правительства Англии в обеспечении своих войск в период проведения военной кампании логистика практически не работала. Конечно, военное руководство армий различных стран к логистике относилось по-разному: одни ее не принимали и считали, что эффективность ведения боевых операций зависит от таланта полководца, другие видели в логистике рациональное зерно совершенствования военного искусства. Так, к примеру, в конце ХVII века в французской армии была организована новая структура штаба, которая включала должность «старшего маршала по логистике». Старший маршал по логистике отвечал за снабжение, транспортировку, выбор лагеря на местности и корректировку совершения марша. Военный теоретик ХIХ века А. Г. Джомини (1779-1869 гг.) выделил именно логистику как один из основных инструментов успеха ведения боевых действий войск. В своих фундаментальных работах он определил логистику как «практическое искусство движения войсками». Изучив огромный боевой опыт проведения боевых операций, Джомини утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и довольно-таки широкий круг вопросов, отвечающих за планирование, управление, снабжение и определение мест дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и прочее. Середина ХIХ – начало ХХ века ознаменованы окончанием формирования и становлением логистики как военной науки. Она использовалась при ведении военных кампаний многими выдающимися военоначальниками и полководцами. Логистика покорила умы многих командиров различных уровней. Так, к примеру, всем кадровым военным известно отношение к логистике Михаила Васильевича Фрунзе, который очень четко понимал жесткую зависимость между своевременным и качественным снабжением армии и ее высокой боевой готовностью. Он утверждал, что «без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение … немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций». Особенно бурное практическое развитие логистика получила во время второй мировой войны. Следует указать, что здесь сильно преуспела американская армия. Благодаря четкому взаимодействию военно-промышленного комплекса (ВПК), транспортной системы и баз снабжения удалось организовать устойчивое снабжение американских войск оружием и военной амуницией. Успешному решению этой сложной задачи способствовало применение прогрессивных контейнерных и пакетных перевозок, которые оказали ощутимую пользу американским войскам и в период Вьетнамской войны. Нельзя не отметить также того, что и сам ВПК Америки высокой эффективностью функционирования был обязан также применению в производстве боевой техники принципов логистики. Так, например, спроектированная Чарльзом Соренсоном конвейерная линия по производству самолетов-бомбардировщиков В-24 «Liberator», позволяла выпускать один объект в час благодаря использованию методов логистики по управлению запасами, сырьем, комплектующими. Что касается использования логистики в управлении войсками и их материально-техническом обеспечении во время ВОВ, вьетнамо-американской и советско-афганской войн и прочих, то здесь можно приводить огромное количество примеров. Однако это не сможет дать ответ на вопрос: «А что же лежит в основе логистики и благодаря чему она может так эффективно решать задачи как управленческого характера так и задачи планирования, распределения, обеспечения?» А ответ довольно прост – математика. Математика относится к древним наукам. Благодаря ей сегодня в современной форме существует, развивается и логистика. Конечно же математики не той, где нужно доказывать громоздкие неравенства с двухслойными знаками модулей, парой тригонометрических функций и логарифмом по основанию три «пи» (такие задачи накоплены за несколько веков преподавателями математики для экзаменов и других применений практически не имеют), а математики другой, которая, в частности, занимается вопросами практическими. Эта математика по методам разделяется на две части: одна исследует вероятные события, другая – оперирует определенными величинами, к примеру, задача оптимальной доставки товаров. А для того, чтобы доставить товар just in time (точно во время), нужно уметь выбирать пути для транспортных средств, размещать склады, удобно располагать товары на складе и многое другое. Однако справедливости ради следует отметить, что основой логистики служит не только математика в «чистом виде», занимающаяся вопросами вроде перечисленных выше. Здесь следует указать и на математическую логику. Истории известны имена многих ученных, уделивших достаточно много внимания развитию математической логики, которая сегодня является базой логистики. Это американский математик и логик Гаррет Биркгоф (род. 10. 01. 1911 г.), английский математик и логик Джон Блиссард (1803 – 1875 гг.), чешский математик, философ и логик Бернард Больцано (1781 – 1848), шотландский математик и логик Огастес (Августус) Морган (1806-1871 гг.). Основоположником математической логики считают английского математика Джорджа Буля (1815 – 1864 гг.). Он впервые предпринял попытку построить формальную логику в виде некоторого «исчисления», «алгебры». Логические идеи и исчисления Буля в последующие годы получили дальнейшее развитие и находят сейчас широкое применение в приложениях математической логики к технике, экономике. Логики дали миру интереснейшие задачи-головоломки, развивающие логическое мышление, которое так необходимо современному логистику. Это, например, известная из известных задача о мешках с золотом. Приведем ее формулировку. Пусть имеется 10 мешков с золотом. В каждом мешке находится по 500 монет. Один из мешков целиком наполнен фальшивыми монетами, но какой именно – неизвестно. Известен лишь вес настоящей монеты, и, кроме того, установлено, что каждая фальшивая монета на один грамм легче настоящей золотой. По внешнему виду золотые и фальшивые монеты одинаковы. Мешки с золотом можно взвешивать на любых весах - пружинных, электронных и др. Какое минимальное число взвешиваний необходимо произвести, чтобы отыскать мешок, целиком наполненный фальшивыми монетами? Решение данной задачи очень интересно и просто, если человек обладает логическим мышлением. Для нетерпеливых можно указать ответ: для определения фальшивого мешка с золотом достаточно одного взвешивания на любых весах. Математики–логики по сути сформулировали и первую транспортную задачу в виде головоломки для людей, желающих проверить свои интеллектуальные способности. По-видимому прав был в свое время известный немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1712 гг.), назвав логистику довольно известным сегодня термином - математической логикой, который был официально закреплен на мировом уровне намного позже. Это произошло на философской конференции в Женеве, состоявшейся в 1904 году. Выше приведенные исторические данные позволяют выделить направленность развития логистики как науки. Таких, достаточно устойчиво сформировавшихся направлений развития логистики, три: – хозяйственное или экономическое, связанное с управлением деятельностью в различных сферах жизнедеятельности социально-экономической системы; – военное, направленное на управление и материально-техническое обеспечение войск; – математическое, связанное с формированием умений логически получать решения любых проблем на основе использования правил, принципов, гипотез, законов математики. Конец ХIХ – начало ХХ века ознаменованы тем, что накопленный теоретический и практический опыт логистики в военном деле постепенно находил применение во всех отраслях экономики, изучая и трансформируя процессы и операции, связанные с пространственно-временным перемещением ресурсов, а точнее товарно-материальных ресурсов. Активизация развития логистики в начале ХХ века очевидно связана с цепью последовательно разразившихся мировых экономических кризисов 1900-1903гг., 1907 г., 1920 г. К этому периоду относится появление первых логистических сообществ, в частности Национальной ассоциации проблем управления запасами. Она была основана в 1915 году в США (в дальнейшем, а именно в 1967 г. ассоциация была преобразована в Национальную ассоциацию агентов снабжения). Новая волна экономических кризисов 1929-1933 гг., 1937-1939 гг., 1948-1949 гг., 1953-1954 гг., 1957-1958 гг. и особенно кризис 1973-1975гг., который охватил все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции и безработицы, переплетением его с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства – энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему, потребовали от правительств государств Западной Европы и США разработки срочных мер по стабилизации экономики. Ученные и специалисты вынуждены были искать ту спасительную соломинку, которая поможет не утонуть в «океане кризисов». Такой соломинкой оказалась логистика, поскольку во второй половине ХХ века она уже формализовалась в одну из эффективных форм интеграции снабжения, производства, транспорта, распределения рынка с широким привлечением современной вычислительной техники. Начало второй половины ХХ века ознаменовано созданием в США Национального Совета по менеджменту физического распределения, который немногим позже был преобразован в Совет логистического менеджмента. Особенно активно процесс логистизации в экономической сфере начался в 90-х гг. ХХ века. Начинают ежегодно проводиться международные симпозиумы, конференции и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, к примеру, известны наиболее представительный форум по логистике, состоявшийся в октябре 1989 года в Париже; семинар по логистике, проведенный в Москве также в октябре этого же года. Примечательно, что в ходе семинара советские ученные вышли с инициативой организовать в СССР ассоциацию специалистов–логистиков. Ученые и специалисты США, Европы и Азии постепенно расширяли сферу влияния логистики на все отрасли экономики. В Швейцарии был создан Европейский центр по логистике. В ряде городов Западной Европы организованы научные и учебные центры по подготовке специалистов, владеющих правилами и принципами логистики. Транснациональные компании, крупные фирмы создают специальные службы и отделы логистики. В США подавляющее большинство фирм и компаний в своей производственной и коммерческой деятельности используют принципы логистики. Восточная Европа сегодня также может быть отнесена к континентам, где логистизация экономических процессов становится важнейшим аспектом создания устойчивого положения на рынке. Здесь проблемы логистики решаются на государственном уровне. Так, к примеру, в бывшей ГДР в конце 80-х годов была разработана и внедрена логистическая система единого комплексного управления транспортом страны (ЛСЕКУТ), в основе которой лежала комплексная оптимизация грузовых перевозок. Она включала в себя интенсификацию производства и транспорта в единой цепи от производства до потребления, оптимизацию взаимосвязей между производством и транспортом с уменьшением транспортных потребностей предприятий и соответствующим снижением расходов на перевозку продукции, оптимизацию самих транспортных процессов на основе совершенствования методов планирования и управления транспортом, внедрение достижений научно-технического прогресса. Оптимизация данных процессов происходила с тесной увязкой друг с другом отраслевых и территориальных мероприятий. Весьма поучительным примером здесь является и то, что для обеспечения высокой эффективности функционирования ЛСЕКУТ студенты управленческих специальностей Высшей школы транспорта (г. Дрезден) в обязательном порядке изучают в течение трех лет курс логистики. В Венгрии в Будапештском техническом университете многие годы проводились исследования по формированию логистических систем, в большей степени связанных с производством. Так, к примеру, в научно-исследовательском институте общественного транспорта под руководством Георгия Тремко в 80-х годах была разработана логистическая система производства запасных частей к машинам различного наименования и предназначения на государственном уровне. Полезно вспомнить и современные логистические системы, разработанные в США и Японии, которые получили широкое распространение в Западной и Восточной Европе. Это: Materials Requirements Planning (MRP) – планирование потребности в материалах, деталях и узлах; Distribution Requirements Planning (DRP) – планирование распределения ресурсов; Optimized Production Technologies (OPT) – оптимизированные производственные технологии, разработанную специалистами США и Израиля; Just-in-time (JIT) – точно вовремя; Kanban – канбан. Нельзя не отметить и тот факт, что в бывшем СССР также развивалась и использовалась логистика, правда ее называли рохрематикой ([rhochrematics] – изучение процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю). Это, иначе, наука об управлении материальными потоками с помощью экономико-математического моделирования. Ее цель состоит в том, чтобы сократить общее время прохождения материального потока (цикл) и общие затраты на перемещение, хранение, упаковку, распределение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции. В эпоху развитого социализма в Советском Союзе разрабатывались и внедрялись логистические системы, правда, лишь на микроуровнях. Так, известны созданные транспортные производственные логистические системы, основными элементами которых являлись производители, потребители, транспорт. В научно-исследовательском институте автомобильного транспорта выполнялись исследования по оперативному планированию перевозок на автомобильном транспорте, учитывающие доставку грузов в срок и сокращение запасов у клиентов. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта разработана межотраслевая система «Ритм», которая внедрялась на Южной и Юго-Восточной железных дорогах. Ее основное предназначение – исключение создания у потребителей больших запасов сырья и топлива. Известна система оперативного планирования производства, которая применялась на некоторых машиностроительных и авторемонтных предприятиях бывшего Советского Союза. И далее можно было бы значительно умножить число аналогичных примеров. Однако в этом нет большого смысла – в специализированной литературы это уже описано. P. S. Сегодня все больше и больше в специальной литературе встречаются высказывания отечественных и зарубежных авторов, что человек – существо внеземное! И достаточно убедительно доказывается это. Автор по некоторым моментам сходен с точкой зрения ученых на предмет внеземного происхождения человека. А раз это так, то точка зрения автора на точную дату рождения логистика такова: ЛОГИСТИКА родилась давно, но не на планете ЗЕМЛЯ. Как и человек эта наука пришла на ЗЕМЛЮ с космоса…! https://www.lobanov-logist.ru/library/352/54461/ https://ekspertov.ru/ дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 3196 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию