Интегральная модель разработки адаптивной логистической цепи. Martin Christopher, Cranfield Centre for Logistics and Transportation, School of Management, Cranfield University, Cranfield, UK Denis Towill, Logistics Systems Dynamics Group, Cardiff University, Cardiff, UK (Перевод Добронравина Евгения, [1]) Введение Основной чертой современного бизнеса является идея о том, что конкурируют не фирмы, а снабженческо-сбытовые цепочки фирм. А провал, либо успех цепи определяется на рынке конечным покупателем. Получение покупателем нужного продукта в нужном месте в нужное время не только требование чтобы преуспеть, но и чтобы выжить на рынке. Следовательно, удовлетворение потребностей покупателей и знание рынка являются ключевыми при выработке новой логистической стратегии. Только при полном понимании потребностей и ограничений рынка, предприятие может предпринять выработку стратегии, которая удовлетворит и участников логистической цепи и покупателей. Инициативы по улучшению показателей логистической цепи направлены на сведение спроса и предложения путем снижения затрат и более полного удовлетворения покупателя. Это выдвигает требования сокращения неопределенности в логистической цепи насколько это возможно, обеспечения предсказуемости спроса для предыдущих участков логистической цепи. Тем не менее, иногда неопределенности трудно избежать из-за характеристик продукта. Например, если спрос на продукт весьма подвержен веяниям моды и менее зависим от внутренней полезности продукта, то он менее предсказуем. Следовательно, цепь должна смириться с неопределенностью, но в то же время требуется выработать стратегию, которая все же позволит сводить спрос и предложение. Особенный интерес в последнее время был проявлен к концепции «стройного производства» (Womack, 1990) и более широкой концепции «стройного предприятия» (Womack и Jones,1996). При таком подходе основная задача - устранение ненужных издержек. Большую роль в развитии этого интереса сыграла практика работы производственной системы Тойота с фокусом на устранение издержек и излишних запасов (Ohno, 1998). В то же время, стройное производство становится заметным уже в производстве английского самолета Spitfire в период второй мировой, а Keiretsu приписывает начало этой практики машиностроению США 1915 года (Towill,2000). В контексте данной статьи, во многих источниках (Christopher,2000) указывается, что концепция «стройности» хорошо работает в условиях относительной стабильности и предсказуемости спроса и низкой неопределенности. Напротив, в условиях, где спрос и потребности покупателей сильно варьируют, возникает потребность в высоком уровне адаптивности логистической цепи. Адаптивность – это способность бизнеса в целом, которая охватывает организационную структуру, информационные системы, логистические процессы и в особенности сознание. Ключевой характеристикой адаптивности является гибкость. В этом отношении, происхождение адаптивности как концепции бизнеса основано на гибких производственных системах. Изначально считалось, что путь к гибкости производства идет через автоматизацию, что обеспечивает быструю переналадку оборудования, обеспечивая приспосабливаемость к изменениям ассортимента и объема выпуска готовой продукции. Позднее идея гибкости стала трактоваться более широко (Nagel и Dove,1991) и появилась концепция адаптивности организации. Naylor (1999) дает полезные определения рассматриваемых нами концепций: Адаптивность означает использование знаний о рынке и виртуальной корпорации для использования прибыльных возможностей в изменчивом рынке. Стройность означает создание добавляющего стоимость направленного материального потока с устранением всех ненужных издержек, включая время, обеспечение работы каждого уровня по графику. Цель настоящей статьи - показать различные условия, при которых эти концепции можно комбинировать, обеспечивая высокую конкурентоспособность цепи, способной побеждать в изменчивой и конкурентной по затратам среде. Для начала мы укажем на важные различия в двух концепциях, а также как одна из них может выигрывать при внедрении другой. Как намеренно указывают Warnecke и Huser (1995), во всех программах управления изменениями нужно рассматривать интеллектуальные и операционные потребности цепи. Разработка и описание нашей Интегральной модели основано на концепции бесшовной связи производства и логистики. Цикличная природа лидеров рынка и конкурентоспособных фирм Хилл (1993) разработал понятие «победители заказа» и «конкурентоспособные поставщики», в отношении которых он советовал определять производственную стратегию. Как предполагают сами названия, в каждом бизнесе важно понимать критерий, по которому можно квалифицировать «победителя заказа». В действительности, чтобы выиграть заказ, нужны особенные черты, которыми и обладают по Хиллу «победители заказа». Определение «победителей заказа» и «конкурентоспособные поставщики» логично подводит к выбору соответствующей производственной стратегии. Мы можем позаимствовать эти идеи в разработке более широкой концепции лидеров рынка и конкурентоспособных фирм. Это означает, чтобы быть реально конкурентоспособным необходима не столько соответствующая производственная стратегия, сколько соответствующая стратегия для цепи в целом. В простейшем случае, концепция стройности наиболее действенная, когда критерий победителя затраты, с другой стороны, когда обслуживание и добавление стоимости для клиента – основные требования для завоевания рынка, то наиболее вероятно, что адаптивность станет критичным показателем. Таблица 1 иллюстрирует различия между концепциями стройности и адаптивности по отношению к лидерам рынка и конкурентоспособным фирмам, основываясь на работе Mason-Jones (2000). Таблица 1. Матрица лидеров рынка и конкурентоспособных фирм. Конкурентоспособные Лидеры рынка Адаптивное снабжение 1.Качество 2.Издержки 3.Время доставки 1.Уровень обслуживания Стройное снабжение 1.Качество 2.Время доставки 3.Уровень обслуживания 1.Издержки В соответствии с самой природой конкуренции, лидеры рынка последних лет будут сменены конкурентоспособными фирмами (Johansson, 1993). Это можно продемонстрировать в контексте концепции стройности и адаптивности, изучив эволюцию операции сбытовой цепи персональных компьютеров. Так, таблица 2 демонстрирует 15-20 летний переход от продуктовой к маркетинговой парадигме и наконец, к предприятию, управляемому индивидуальным покупателем (Christopher and Towill, 2000). В процессе трансформации рынка победители рынка работали вокруг качества, стоимости, доступности и времени доставки. Но в любой момент времени другие показатели оставались за конкурентоспособными фирмами, которые нельзя было игнорировать в деле завоевания бизнеса. Таблица 2. Обобщение перехода сбытовых цепей персональных компьютеров от операций, инициируемым товаром к операциям, инициируемым покупателем (Christopher и Towill, 2000). Фазы эволюции сбытовой цепи 1 2 3 4 Период Начало 80-х Конец 80-х Начало 90-х Конец 90-х Философия сбытовой цепи Определяемая продуктом Ориентированная на рынок Определяемая рынком Определяемая клиентом Тип сбытовой цепи Стройность функциональных областей Стройность цепи Стройно-адаптивная цепь Интегрированная с покупателем стройно-адаптивная цепь Лидеры рынка Качество Издержки Доступность Сроки доставки Конкурентоспособные А) Издержки Б) Доступность В) Сроки доставки А) Доступность Б) Сроки доставки В) Качество А) Сроки доставки Б) Качество В) Издержки А) Качество Б) Издержки В) Доступность Показатели эффективности А) Оборачивае-мость запаса Б) Производствен-ные издержки А) Время прохож-дения товара по цепи Б) Физические издержки А) Доля рынка Б) Общие издержки А) Удовлетворение покупателей Б) Добавление стоимости Атрибуты стройного и адаптивного снабжения Там, где качество, уровень обслуживания и время доставки являются квалификаторами конкурентоспособных фирм при стройном снабжении, а низкие издержки - атрибуты лидеров рынка, все остальное является важной характеристикой для адаптивного снабжения (Christopher and Towill, 2000). Fisher (1997) имеет схожую точку зрения: там, где риск дефицита или стоимости дефицита высоки в сравнении со стоимостью производства и дистрибуции, требуется изменение вариантов решений логистической цепи. Это приводит к заключению, что общие затраты процесса доставки товара состоят из: физических затрат по доставке товара, включающих затраты по производству, дистрибуции и хранению товара; издержек отсутствия товара и дефицита. Источник первого вида издержек преобладает при стройном снабжении, в то время как второй - в адаптивном снабжении. Потерянные продажи исчезают в адаптивном снабжении. Это происходит в условиях жесткого и конкурентного рынка с малой вариабельностью ассортимента. Как мы увидим позднее, к продукту предъявляются требования приемлемости и доступности. Теперь мы перейдем к детальному рассмотрению атрибутов стройного и адаптивного снабжения, конкурентные проблемы, которые нужно решить использованием соответствующей стратегии. Как адаптивность, так и стройность предъявляют требования высокого качества продукта. Они также требуют минимизации общего времени удовлетворения потребности, которое определяется как время от подачи заявки клиентом до доставки товара. Общее время исполнения должно быть минимизировано для обеспечения адаптивности, поскольку спрос сильновариативен и трудно предсказуем. Если цепь имеет долгие периоды доставки, то она не может достаточно быстро реагировать на потребности, чтобы завоевывать рынок. К тому же, эффективное реструктурирование сокращения операционных циклов всегда приводит к хорошей основе для сокращения производственных затрат и повышения производительности (Towill, 1996). Сроки исполнения необходимо сократить в стройном производстве путем отношения к затратам времени именно как к затратам, а стройность предполагает устранение всех затрат. Суть разницы между стройностью и адаптивностью в отношении обеспечения добавления стоимости для покупателя в том, что уровень обслуживания (доступность) критичный показатель для адаптивности, в то время как затраты и следовательно низкая продажная цена тесно связана со стройностью. Тем не менее, там, где концепция сокращения общего времени цикла (Towill, 1996), при эффективном внедрении, является достаточным условием достижения стройного производства, это лишь одно из условий достижения адаптивного снабжения. Таблица 3 демонстрирует сравнение атрибутов стройности и адаптивности. При изменчивом непредсказуемом рынке на модные товары, дефицитность наказуема. Соответственно, политика закупок меняется от размещения заказов на регулярной основе к задействованию мощностей для обеспечения товаром в короткие сроки. Как пишет Fisher (1994) это означает экспертное прогнозирование. Таблица 3. Сравнение стройного и адаптивного снабжения по атрибутам (Mason-Jones, 2000). Атрибуты сравнения Стройное снабжение Адаптивное снабжение Типичные товары Традиционные товары Модные товары Рыночный спрос Предсказуемый Изменчивый Вариативность продукта Низкая Высокая Жизненный цикл продукта Длинный Короткий Побудители для клиента Издержки Доступность (наличие) Наценка Низкая Высокая Доминирующие издержки Физические затраты Рыночные издержки Издержки дефицита Долговременные Немедленные и изменчивые Политика закупок Закупка материалов Распределение мощностей Насыщенность информации Высокие требования Обязательные требования Механизм прогнозирования Алгоритмизируемый На основе экспертных оценок Практические подходы к совмещению концепций стройности и адаптивности (см. таблицу 4) Как мы заметили ранее, имеется ряд общих элементов в концепции стройности и адаптивности. При условии, что вся концепция полностью продумана и правильно используется, стройный и адаптивный бизнес может сосуществовать даже в прежнем месте при небольшой ротации персонала. (Aitken, 2000). Существует три проверенных способа сведения концепций воедино и обеспечения доступного и приемлемого по затратам продукта для конечного покупателя. Таблица 4. Выбор стратегии логистической цепи Гибридные стратегии Подходящие условия рынка и условия производства операций Парето 80/20 Использование стройных методов для основного объема товара и адаптивного метода для медленно оборачивающихся товаров Широкий ассортимент, изменения спроса непропорциональны по ассортименту Разгруппировочная точка Цель: стройность до точки разгруппировки и адаптивность после нее Возможность производства полуфабрикатов, откладывание финального конфигурирования или финального распределения Разделение базового и волнообразного спроса Управление поддающихся прогнозированию элементов с использованием стройных принципов, использование адаптивных принципов для менее предсказуемых элементов Возможность прогнозирования базового спроса по прошлым данным и где имеется возможность местного производства и мелкими партиями Метод кривой Парето Множество компаний, производящих и распределяющих широкий спектр продуктов обнаружат, что закон Парето можно применять и использовать для определения логистической стратегии. В основном анализ показывает, что 80 процентов общего объема обеспечивается всего лишь 20 % всего ассортимента. Способ управления этими 20 процентами вероятно должен быть весьма отличен от способа управления оставшимися 80 процентами. Например, можно доказать, что спрос на первые 20 процентов более точно предсказуем и предполагает использование стройных принципов производства и дистрибуции. Медленно оборачивающиеся 80 процентов, с другой стороны, будут вероятно, менее предсказуемы и потребуют более адаптивного способа управления. Рисунок 1 предлагает вариант дискретного способа разработки логистической стратегии для предсказуемых 20 процентов и для более непредсказуемых 80 процентов товаров. Рис.1. Распределение Парето стройность производство по прогнозу низкая приоритетность в графике производства централизация управления запасами поиск экономии от масштабов адаптивность производство на заказ приоритетность в графике производства изпользование концепций быстрого реагирования и постоянного восполнения прогнозирование использования мощностей, управление от спроса Метод разгруппировки Последующая интеграция концепций стройности и адаптивности может быть достигнута посредством критерия точки разгруппировки. В данном случае идея заключается в хранении товара в виде полуфабриката и завершении производства или сборки лишь тогда, когда известен конкретный покупатель. Характерный пример с компьютерами, конфигурируемыми по потребности. Концепция «откладывания производственных операций» в настоящее время все более используема организациями широкого спектра отраслей (van Hoek, 1998). Как показано на рис.2, благодаря использованию концепции «откладывания», компании могут сочетать стройность вплоть до точки разгруппировки и адаптивность после нее. Компании, типа Hewlett-Packard, успешно используют эту стратегию для локализации товара как можно ближе к месту фактического спроса (Feitzinger and Lee, 1997). В то же время, как замечают Pagh and Cooper (1998), удовлетворение спроса покупателей может потребовать специальное комбинирование отложенного производства и отложенной логистики. Рис.2. Разгруппировочная точка Стройное Адаптивное Прогнозирование на уровне групп (агрегированно) Экономичные размеры партий Максимальная эффективность Управляемое спросом Конфигурирование и сборка на местах Максимальная эффективность Стратегический запас Параллельной концепцией к концепции материальной точки разгруппировки является информационная точка разгруппировки (Mason-Jones and Towill, 1999). Она представляет самую предельную точку вверх по логистичесской цепи, до которой поступает информация о «реальном спросе» (конечном спросе), т.е. информация, не искажаемая политиками управления запасами, такими как точки заказов и размеры заказов. Способность основывать решения о восполнении на реальном спросе, несомненно, придает цепи свойства адаптивности. Разделения базового и сезонного спроса Еще одни гибридные стратегии, которые успешно работают, основаны на разделении данных о спросе на основной и волнообразный (Gattorna and Walters, 1996). Рисунок 3 показывает это различие вместе с единственно возможным решением о графике по уровням, где потребность в мощностях сглаживается посредством разумного переналаживания производства для удовлетворения основного спроса. Базовый спрос может быть спрогнозирован на основе прошлой истории, в то время как волнообразный спрос обычно нет. Базовый спрос может быть удовлетворен посредством использования классических процедур протягивания для достижения экономии от масштабов, в то время как волнообразный спрос обеспечивается посредством более гибких и вероятно более затратных процессов. Стратегии, подобные этим, все более используются в индустрии моды, когда базовый спрос может удовлетворяться из низких по затратам стран, а волнообразный спрос внимательно удовлетворяется непосредственно из местных с данным рынком источников. Даже несмотря на то, что стоимость местного производства единицы товара будет выше, чем закупка в менее выгодных по затратам местах, выигрыш логистической цепи может быть значительной. В то же время, для работы с базовым и волнообразным спросом могут быть предприняты мероприятия как по разделению в пространстве (производственных линий), так и во времени (использование периодов спада для производства на удовлетворение базового спроса). Это противоречит концепции стройности «график по уровням». Рис.3. Действия на комбинацию «базового» и «волнообразного спроса» Хорошо задокументированные компании, использующие такие стратегии, включают: Zara (Christopher, 1998), Benetton (Zuccaro, 1998), and National Bicycle (Fisher, 1994). Особенно важно соотносить стратегию всей логистической цепи до конечного потребителя с критериями доступности по наличию и приемлемости по затратам. Поскольку, эти стратегии более дополняющие, нежели исключающие друг друга, весьма вероятно, что каждая фирма, находясь в определенных условиях, может работать лучше, используя их. Три гибридных стратегии адаптивности/стройности, описанные выше, подтверждают, что реальный фокус реинжиниринга должен быть направлен на поиск путей достижения приемлемой комбинации стройности и адаптивности. Предлагаемая нами интегральная модель, описанная ниже, представляет сущностную инфраструктуру. Интегральный подход в разработке логистической цепи Мы уверены, что методы стройности могут являться полезным фактором адаптивности предприятия. В частности, где волны спроса могут быть разделены и/или где концепция разгруппировочной точки может использоваться, существует реальная возможность использования гибридных стратегий. Существует также одна важная причина, почему стройность предшествует адаптивности, которая была озвучена Victor and Boynton (1998). Все потому, что реальное и эффективное изменение требует расписывания и понимания всех бизнес процессов. Таким образом, в программе реинжиниринга отраслевых кластеров необходимы все знания, относящиеся к стройности для дальнейшего улучшения эффективности, включая построение адаптивности (Childerhouse, 2000). На рисунке 4 предлагается трехуровневая фигура, обобщающая наше видение адаптивной логистической цепи. Идея этой концептуальной модели была впервые предложена Werr (1997). Рис.4. Интегральная модель для внедрения адаптивной цепи Мы находим ее чрезвычайно полезной для обобщения различных направлений, касающихся адаптивности предприятия. На уровне 1 выделены ключевые принципы адаптивной цепи, быстрого товарного восполнения и откладывания исполнения конкретной потребности. На уровне 2 установлены конкретные программы, такие как стройное производство, организационная адаптивность, и быстрое реагирование, которые должны быть внедрены для достижения принципов уровня 1. Уровень 3 определяет отдельные действия, которые необходимо предпринять для поддержки уровня 2, например сокращение времени, насыщение и улучшение качества информации, и устранение всех излишних элементов, вызывающих издержки. Не все из перечисленных характеристик могут быть необходимы в любом маркетинговом или производственном контексте, но вероятно, что адаптивная логистическая цепь охватывает многие из этих элементов. Что несомненно, так это то, что традиционные постулаты, касающиеся производственной стратегии, отношений с поставщиками и дистрибуции необходимо проверить на прочность, если требуется достичь адаптивности внутри логистической цепи. Быстрое восполнение запаса, например, требует адаптивных поставщиков, организационной гибкости и цепи, управляемой спросом (Lowson, 1999). Аналогично, отложенное исполнение потребности предполагает усвоение принципов стройного производства вплоть то точки разгруппировки, которые дополнены адаптивными возможностями после этой точки (Harrison et al., 1999). Культурные стереотипы могут быть самой крупной проблемой для эффективных изменений. К примеру, при внедрении адаптивной структуры на одной из фармацевтических фирм, не предвиделось возникновения проблем информационных технологий. Как показала практика, серьезной проблемой встала трудность в понимании и создании новой системы, а также создание новой ориентированной на покупателя культуры – другими словами понимание проблем людей (Belk and Steels, 1998). Подобные доводы могут помочь объяснить, почему успешные индустриальные программы быстрого реагирования требуют большего количества поправок и дополнений, чем ожидалось(Kotzab, 2000). Это только подтверждает точка зрения Andraski (1994), когда он комментировал неэффективность многих цепей. Он предположил, что «80 процентов проблем возникают не из-за технологий, а из-за людей». Создание адаптивного снабжения требует ряд изменений статуса. Современные менеджеры логистических цепей должны стать адаптивными менеджерами – не только управляя изменениями организации, но и управляя способом структуры отношений между организациями. Тенденция в направлении создания «виртуальной» организации, вместе с вероятной помощью адаптивности (Preiss et al., 1995), требует высокого уровня координации и управления. Одним из способов такой координации является задействование интегратора цепи, либо как его иногда называют a fourth party logistics service provider (4PL). Эти организации используют свой опыт и знания управления глобальными логистическими цепями, убеждающие, что даже в сложных системах может быть достигнуто более адаптивное реагирование. Примером подобной компании, выполняющей эту функцию от имени своих международных клиентов, служит Hong Kong-based company Li and Fung (Magretta, 1995). Изначально Li and Fung являлась торговой компанией, поставляющей и продающей от имени своих принципалов. В течение многих лет ее работники освоили специальный опыт и квалификацию, которые позволяют им зарабатывать на зарабатывающих клиентах, заказывать ткацкое и красящее оборудование на ткацком предприятии и производственное оборудование на заводе по производству одежды, используя предварительные знания фактических потребностей. По словам ее главы Victor Fung: «Было бы проще позволить предприятиям самим заботиться о своей ткани и отделке. Но в этом случае заказ будет исполнять 3 месяца вместо 5 недель. По мере того, как я сокращаю цикл заказа, я приближаюсь к самому процессу организации производства. А более короткие циклы производства позволяет клиенту подождать, не предавая тенденции моды. И все благодаря гибкости, времени реагирования, небольшим производственным заделам, небольшим минимальным количествам заказа и способности менять направления вместе с меняющимися тенденциями» (Magretta, 1995). Заключение Становится все более очевидным, что конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию сети связанных организаций, которую в настоящее время мы называем логистической цепью. Это фундаментальный сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес с точки зрения отдельной фирмы. Становится все более очевидным, что рынки становятся все более изменчивыми и, следовательно, менее предсказуемыми и, следовательно, потребность в адаптивном реагировании возросла. Сведение рассмотренных двух концепций воедино приводит нас к заключению о том, что основой для работы на данных рынках является адаптивная логистическая цепь. В данной работе мы представили образ адаптивности, которая зависима от условий бизнеса. Мы провели поиск способов сведения концепции адаптивности и стройности, показали различия в подходах, и также показали, как их можно комбинировать для достижения большего эффекта. В большей степени, менеджеры должны понять, каким образом условия рынка и более широкого окружения потребуют не отдельно взятого решения с полки, а гибридной стратегии, которая зависит от контекста. дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 3974 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 2)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию