Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Таможенный контроль Риски

Таможенный контроль  Риски




Один из самых острых вопросов, волнующих в настоящее время участников внешнеторговой деятельности – введение и использование таможенными органами системы управления рисками (СУР). На сайте компании «Новая логистика» проводится опрос, основной целью которого было понять отношение участников ВТД, а также участников рынка таможенных услуг к работе СУР.

Целью данного материала является разъяснить основные понятия, относящиеся к СУР. Хотя данная система приносит неудобство и задержку времени таможенного оформления, ее разработка имела определенные цели и задачи, а ее реализация – практический эффект.


  Система не совершенна, особенно на первоначальной стадии ее реализации.

Основной документ, который дает нам понятие системы управления рисками - приказ ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. N 1069 \"Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации\".

Цель системы управления рисками (СУР) - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
СУР используется при выборе форм таможенного контроля, который основывается на принципе выборочности.
СУР основывается на стандартах ВТО:
- сокращение времени таможенного оформления;
- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основные понятия:

Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.


По товарам группы риска и группы прикрытия издано письмо ГТК РФ от 19 мая 2004 г. N 01-06/18051 \"О перечне товаров группы \"риска\" и группы \"прикрытия\".

Источники информации, используемые для выявления рисков:
- Различные базы данных таможенных органов.
- Оперативная информация.
- Обращения и жалобы граждан и юр. лиц.
- Информацию других государственных органов.
- СМИ.
- Результаты служебных проверок, оперативно-разыскной деятельности.
- Информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе.
- Акты законодательства и правовые акты.
- Интернет.

Профили рисков:
Одним из вопросов, который понятен далеко не всем участникам ВТД является понятие профиля риска.

  Что такое профиль риска?

Данное понятие можно найти в следующих нормативных правовых актах ФТС России:
- Приказ Федеральной таможенной службы от 3 декабря 2004 г. N 358 \"Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками\".
- Приказ ФТС России от 16.09.2005 № 871 «Об утверждении типового положения об отделе применения системы управления рисками таможни».
- Письмо Федеральной таможенной службы от 5 марта 2005 г. N 14-14/6786 \"О применении профилей рисков\".
- Письмо ГТК РФ от 2 апреля 2004 г. N 05-39/12151 \"О профилях рисков\".

Итак, исследуя определения, данные в нормативных документах, делаем следующие выводы:

Профиль риска это:

  Совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

  Под профилем риска, доведенном таможенными органами в бумажном виде, понимаются нормативные правовые или правовые акты ФТС России, в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля, осуществляемого при выполнении мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей и т.д. и в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Лучший способ понять, что такое профиль риска – рассмотреть его структуру:

Примерная структура профиля риска:
I. Общие сведения:
- Номер.
- Срок действия и пр.
II. Сведения об области риска.
- Индикаторы риска (вес, стоимость, количество и пр.)
- Таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами.
- Внешнеторговый контракт.
- Таможенный режим.
- Вид транспорта и пр.
III. Меры по минимизации риска.
- Указание о применении мер.
- Тип таможенного досмотра.
IV. Контактная информация:
- Контактное лицо.
- Лицо, подписавшее проект профиля.

Таможенные органы используют следующую технологию создания профиля риска:
1. На основе анализа таможня, РТУ или ФТС формирует проект профиля риска.
2. Направление проекта профиля риска происходит по следующей цепочке:
Таможня - РТУ - координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.
РТУ - координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.
ФТС - координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.
Регистрация профиля риска осуществляется ФТС России.

  По имеющимся материалам проводится рабочее совещание, на котором принимается решение о целесообразности издания профиля риска, происходит подготовка профиля риска в электронном виде.

  ГНИВЦ ФТС России осуществляет ведение справочника профилей рисков. Кроме того, ГНИВЦ обеспечивает доведение профиля риска до соответствующих таможенных органов.

Действия при выявлении профилей рисков:
Применение мер по минимизации риска могут быть на уровне таможенного поста и таможни.
Графа \"С\" ГТД - отчет о результатах применения прямых мер по минимизации рисков.
Если профилем риска является нормативный акт - в отчете указывается № акта.

Особенности разработки и издания срочных профилей риска:
Срочные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить прямые меры по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

  Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления.

  Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ГУОТК.

  Проект срочного профиля риска составляется в произвольной форме и может содержать следующие сведения:
- о дате перемещения товара через государственную границу Российской Федерации;
- о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);
- о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств;
- о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами;
- о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);
- иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска.

  Проект срочного профиля риска направляется ОКТО РТУ (таможни) либо структурным подразделением ФТС России в ГУОТК по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) с пометкой \"Срочный профиль риска\".

  Должностное лицо ГУОТК, принявшее по оперативным каналам связи проект срочного профиля риска, незамедлительно докладывает об этом начальнику координирующего отдела ГУОТК или его заместителю.

  Поступивший проект срочного профиля риска регистрируется в журнале регистрации проектов профилей риска координирующего подразделения ГУОТК согласно Инструкции по работе с рисками и Временному порядку.

  Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня.

  По итогам выработки предложений о целесообразности издания срочного профиля риска координирующее подразделение ГУОТК подготавливает телетайпограмму, содержащую срочный профиль риска, относящийся к зональному виду.
Телетайпограмму подписывает начальник ГУОТК или его заместитель, уполномоченный начальником ГУОТК, либо начальник структурного подразделения ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск.

  Содержание телетайпограммы может быть также доведено до таможенного органа по телефону (посредством телефонограммы, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ФТС России) и (или) с применением программного модуля \"Ориентировки\" АИСТ-М или АИСТ РТ-21.
Решение о признании нецелесообразным издания срочного профиля риска ГУОТК доводит до таможенного органа в устной форме по телефону.

  После направления телетайпограммы может быть принято решение о повторном направлении срочного профиля риска в составе письма ФТС России в срок не позднее четырех дней с даты направления телетайпограммы.

  Уполномоченные должностные лица таможенных органов до поступления телетайпограммы, содержащей срочный профиль риска, и применения прямых мер по минимизации рисков либо сообщения ГУОТК о признании срочного профиля риска нецелесообразным в пределах сроков, установленных в статье 152 Таможенного кодекса Российской Федерации предпринимают меры, направленные на обеспечение проведения проверки товаров, за исключением случаев проведения дополнительной проверки в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Следует различать понятия профиля риска и ориентировки.
Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:
- срок действия ориентировки;
- территориальная сфера действия ориентировки;
- описание области риска;
- показатели индикаторов риска.

  Ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков.

  Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

  Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно.

  Проекты ориентировок разрабатываются на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации.

  Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).

  К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.

  Проект ориентировки, поступивший из РТУ, рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.

  Ориентировки подписываются заместителем руководителя ФТС России, курирующим соответствующее структурное подразделение ФТС России и направляются в таможенные органы, как правило, письмом ФТС России, а также в составе программных средств.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4760

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

аудит логистика складские проекты erp книги