Распределительные центры: мировой опыт и российская практика Отечественные розничные сети стремительно развиваются. Не менее четырех десятков магазинов уже функционирует в сетях-лидерах. Сегодня предприниматели столкнулись с дилеммой: во что предпочтительнее инвестировать зарабатываемые средства - в создание новых магазинов, приносящих дополнительную прибыль, или в строительство распределительного центра (РЦ), способного оптимизировать цепочку товароснабжения уже открытых магазинов. Иными словами, можно ли и дальше развиваться экстенсивным путем или пришла пора интенсивного развития. Взгляды различаются. Есть сети, в которых не спешат открывать распределительный центр. Однако они в меньшинстве. Следует, правда, сказать, что и различия между созданными сетями РЦ велики - от пустующего ангара с охраной до вполне прилично обустроенного склада. Мы уверены, чем крупнее будут отечественные сети, тем больше они будут заботиться об интенсификации своей деятельности. Чтобы оборудовать распределительный центр, нужно приобрести складское, подъемно-транспортное, холодильное, упаковочное и другие виды оборудования, а также программное обеспечение для автоматизации склада. В этом обзоре мы поговорим лишь о части существующих складских технологий. В последнее время в связи с оживлением розничной торговли и развитием торговых сетей специалисты и практики для решения возникающих проблем были вынуждены обратиться к опыту Запада. Это объективное стремление к заимствованию передового опыта сопровождается определенными издержками. В частности, стало модно использовать западную терминологию без четкого ее понимания. К числу таких новомодных терминов относится \"распределительный центр\". Часто в прессе можно прочитать, что в том или ином регионе строится сеть распределительных центров, но на поверку выясняется, что они представляют собой разновидность оптовых рынков. Или, например, руководитель одной из известных розничных сетей с гордостью заявляет, что они открывают свой распределительный центр. Однако по характеру выполняемой работы это далеко не РЦ, а современный склад с хорошей планировкой. Поэтому принципиально важно разобраться в том, что же все-таки понимается в зарубежной практике под термином \"распределительный центр\". В данной статье нам хотелось бы ответить на следующие вопросы. Какова роль и функции РЦ в западной торговле, почему общетоварные склады - прародитель современных распредцентров - преобразовались в последние два-три десятилетия в такие центры, и в чем, собственно, суть происшедших преобразований в технологии торговли? В основе - склад Объективная необходимость в РЦ возникла одновременно с появлением новых типов магазинов (супермаркетов, гипермаркетов и др.) и формированием крупных розничных сетей. Действовавшая модель товароснабжения розницы, при которой до 60% товаров поступало непосредственно от поставщиков, а оставшаяся часть - от различных оптовых посредников, не отвечала этой специфике, она пришла в противоречие с новой практикой организации предложения товаров в рознице и централизацией управления группами магазинов. Современная система товароснабжения должна была учитывать следующие специфические особенности работы этих магазинов и их клиентов: широкую номенклатуру товаров (от 5 до 30 тысяч наименований), универсальный характер ассортимента (специализация уходила на второй план), необходимость поддержания стабильного ассортимента в течение всего рабочего дня. Новые типы магазинов не имели складских площадей для текущего хранения товаров - все выставлялось в торговом зале. В таких условиях отправлять товары в магазины требовалось не просто в подсортированном виде, но и готовым к реализации, причем во всей широте ассортимента и порой в небольших количествах, но с высокой степенью ритмичности. Ясно, что только при таком порядке представлялось возможным обеспечить надежную гарантию поддержания стабильности ассортимента супермаркета. Как мы покажем ниже, стабильность ассортимента до сих пор является \"ахиллесовой пятой\" работы российских супермаркетов - из-за устаревшей системы товароснабжения, поддержать стабильный ассортимент товаров не удается не то что в течение всего рабочего дня, но и недели. Между созданием производственного ассортимента и его преобразованием в торговый существуют пространственные и временные различия, которые выравниваются посредством накопления товарных запасов. Для складирования этих запасов с учетом универсальности и широты ассортимента супер- и гипермаркетов, а также для целей централизованного управления товарными ресурсами потребовалось иметь под рукой большие складские площади. Так возникла объективная потребность наличия в структуре ритейловой компании своего склада. За основу была взята модель общетоварного склада - она позволяла складировать самые разнообразные товары, поскольку с такого склада необходимо было обеспечить снабжение до 50-60% поступающих в супермаркет товаров. Возникла классическая европейская модель централизованной управляемой ритейловой компании: управляющий орган-склад-магазины. Обеспечивая целостность процесса В дальнейшем произошли два принципиальных изменения, которые привели к преобразованию склада фирмы в распределительный центр. Первое изменение связано с внедрением в технологические процессы по складированию и транспортировке товаров логистических схем и последующей автоматизацией этих процессов. Второе - с экономической эффективностью. Управляющий орган сетевой компании, централизуя закупку товаров, добивался, во-первых, наибольших скидок у поставщиков и, во-вторых, более быстрого обновления ассортимента в зависимости от изменения спроса населения с целью ускорения оборачиваемости товарных запасов. Реальный экономический эффект от этих преобразований был огромен и стал в дальнейшем решающим фактором в конкурентной борьбе. В результате склады из места по физическому хранению и перемещению грузов в структуре сетевой компании превратились в центры по рационализации товарных потоков - преобразованию поступающей от поставщиков товарной массы в готовые к реализации дробные ассортиментные позиции и быстрому распределению партий по торговым точкам собственным транспортом. Прогрессивная роль РЦ состояла в том, что они обеспечивали целостность процесса формирования торгового ассортимента от поставщика до торговой полки. Автоматизация торговых и информационных процессов только упрочила эту целостность, позволяя управляющему органу принимать более обоснованные решения, а дополнительные затраты по внедрению автоматизированных систем были перекрыты снижением транспортных и складских затрат в результате применения логистики. Поэтому успех той или иной сетевой компании в конкурентной борьбе в значительной мере зависел от степени рационализации товароснабжения. Не удивительно, что все крупнейшие западные торговые сети имеют в своем составе распределительный центр, а порой и сеть региональных филиалов РЦ, без которых, как мы видели, современная система внутрифирменного управления невозможна. Тенденции в технологиях торговли Таким образом, можно констатировать, что развитие технологии торговли в Западной Европе в последние десятилетия характеризовалось тремя взаимно обусловливающими тенденциями. Происходило четкое разделение сети на обособленные магазины (мелкий и средний бизнес) и объединение их в цепные системы. Сегодня, по имеющимся данным, на сетевую торговлю приходится до 80% оборота европейской торговли. Теперь наиболее мощные компании превращаются в транснациональные, завоевывая новые рынки, в том числе Восточную Европу. В сетевой торговле происходило постепенное упорядочение форматов магазинов. Сегодня основу торговых сетей составляют супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, магазины-склады по технологии \"кэш энд кэрри\", бутики. Что важно отметить - после упорядочения форматов произошла жесткая организация управления и унификация технологии торговых процессов. Появились внутрифирменные стандарты и нормы. Произошла рационализация товарных потоков на основе создания и функционирования распределительных центров. Поэтому сегодня уже можно четко сформулировать основные функции этих центров: предоставление возможности управляющему органу закупать крупные партии товаров для поддержания оптимального ассортимента в обслуживаемых им розничных магазинах. За счет этого достигаются минимальные закупочные цены, ускоряется оборачиваемость товарных запасов и рост розничных продаж; оптимизация торгово-технологических и складских операций с целью снижения эксплуатационных и других издержек; оптимизация транспортных потоков, что позволяет снижать нерациональное использование транспорта; оптимизация работы по контролю качества товаров, подтверждения соответствия (сертификация) и т. д. За счет переноса этих работ из магазинов в РЦ достигается централизация людей и средств, что позволяет сократить внутрихозяйственные затраты на предприятиях розничной торговли. Россия не готова к распредцентрам Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта показывает, что преобразования в российской торговле в целом идут по общим законам и соответствуют указанным выше тенденциям. Однако в силу незавершенности экономических реформ в России, преобразования в российской торговле протекают с отставанием в 10-15 лет. Торговые сети стали формироваться лишь несколько лет назад, количество входящих в них магазинов небольшое, а зона их торговой деятельности охватывает только отдельные города. К строительству крупных торговых объектов типа гипермаркета сети только лишь приступают. Общим итогом недостаточной степени концентрации розничного товарооборота является сохранение устаревшей системы организации снабжения товарами розницы. Если иметь в виду, что крупный опт в процессе приватизации был разрушен и сейчас мы имеем буквально единицы поставщиков с универсальным ассортиментом продтоваров, то не приходится удивляться, что современный супермаркет снабжается 300 поставщиками, причем 80 из них работают на регулярной основе, а остальные - это мелкооптовые посредники случайного характера. Отсюда и проблемы с формированием и поддержанием широкого ассортимента товаров в рознице и с необоснованной накруткой цен. Поэтому не приходится удивляться и тому, что в стране пока нет распредцентров в том его понимании, о котором мы говорили выше. Нам известны всего лишь два примера действующих РЦ, которые по своей деятельности близки к этому понятию. Это РЦ в составе известной торговой компании \"Перекресток\" и построенный по западному проекту фирмой \"Проктер энд Гэмбл\" центр при Новомосковском химзаводе для товароснабжения сети своих дистрибуторов. Торговый дом \"Перекресток\", пожалуй, первая российская компания, которой удалось построить сеть супермаркетов по классической европейской схеме с централизованной системой управления, единым РЦ и едиными стандартами работы. РЦ компании, где находится центральный офис и собственно склад площадью 10 тыс. кв. м, рассчитан на хранение товаров всех ассортиментных групп и оборудован, соответственно, морозильными камерами и стеллажами, обеспечивающими хранение продуктов в различных температурных режимах. Плановый суммарный объем грузооборота центра предусматривает 800 тонн в день. Определить, насколько экономически эффективен такой РЦ, пока невозможно. Из мировой практики известно, что, чтобы обеспечить экономическую эффективность, РЦ площадью 10 тыс. кв. м должен обслуживать не менее 80 сетевых магазинов. У ТД \"Перекресток\" такой сети пока нет и в ближайшие два-три года вряд ли будет. Следовательно, чтобы возместить капитальные затраты, требуется обслуживать и внешних покупателей. Но в этом случае ТД \"Перекресток\" берет на себя не свойственные функции оптового посредника, что потребует определенных изменений в технологии работы компании: во-первых, создания в структуре аппарата управления соответствующих подразделений, во-вторых, действующий РЦ должен превратиться в так называемый открытый РЦ, что требует иного проектно-технологического решения склада. Все это, безусловно, потребует дополнительных затрат. Лучшие перспективы - у открытых РЦ Чтобы избежать неоправданных затрат, мы рекомендуем торговым организациям при решении вопроса о строительстве РЦ обратить внимание на следующее. Мировой практике известно два типа РЦ - открытый и закрытый. Закрытый центр обслуживает магазины только одной сети, собственностью которой он является. Вся внутренняя технология такого центра подчинена задаче формирования и поддержания принятого в своих магазинах ассортимента товаров. Здесь технологический цикл работы центра замкнут внутренними задачами. Если же РЦ принимает на \"абонентское\" обслуживание сторонние магазины, то он именуется открытым. В этом случае РЦ проводит самостоятельную деятельность по оптовой реализации товаров. Совмещение этих двух видов деятельности в одном распредцентре противоречит идеологии их создания. Однако при сегодняшнем состоянии российской экономики подобные комбинации возможны, но они ведут к увеличению внутренних затрат за счет усложнения инфраструктуры и увеличения количества персонала. Особенности современного состояния российской торговли позволяют утверждать, что перспективное развитие у нас получат РЦ открытого типа. Это связано с отсутствием крупных сетей и слабостью оптового звена. В подобных условиях открытые РЦ могут занять большую и перспективную нишу организации оптовых поставок для развивающейся розницы. Но возникает вопрос, кто может инициировать строительство такого центра, если он изначально не встроен в структуру торговой сети. Такие центры могут быть созданы в регионах при поддержке администраций субъектов Российской Федерации в виде ассоциативных распределительных центров. Схема может быть такой. При поддержке администраций в регионе формируется объединение (союз) розничных магазинов на любой организационно-правовой основе. Члены такого союза становятся на \"абонентское\" обслуживание в региональном РЦ, который централизует закупочные функции. В дальнейшем такая структура может превратиться в единый хозяйствующий субъект на основе акционерной формы собственности. Решающим условием для такого решения является привлечение инвестиций в строительство РЦ. По нашему мнению, роль администраций регионов как раз и должна состоять в том, чтобы выступить с инициативой по разработке концепции реформирования товароснабжения и привлечения инвестиций в строительство распредцентров. Опыт разработки подобной концепции на примере Московской области у авторов данной статьи есть. Такие рекомендации могут быть представлены и другим регионам. Источник: Эксперт: Оборудование N8-2001, Сергей Ненашев (президент Ассоциации магазиностроения \"Витрина\"), Юрий Твилдиани (президент НП \"Московский торговый клуб\") дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 6454 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию