Выбираем систему хранения В. Пирожков В предыдущих публикациях мы кратко рассказали об основных видах существующего складского подъемно-транспортного оборудования для обработки грузов на поддонах, однако любую технику нужно рассматривать не только и не столько саму по себе, но и в контексте ее применения. В настоящее время от 30 до 60% конечной стоимости продукта составляют затраты на его хранение, складскую переработку и доставку до конечного потребителя. Поэтому все большее значение придается правильной организации работы собственно склада как главного звена в этом процессе. Именно на этом этапе логистической цепочки возможно значительное сокращение затрат за счет оптимальной организации работы. Основой любого складского проекта является создание наиболее приемлемой системы хранения. Для принятия правильного решения о строительстве нового склада с определенными параметрами или при оборудовании (переоборудовании) уже существующего помещения важно знать все возможные варианты его оснащения, чтобы выбрать оптимальный. В этом случае всегда возникает вопрос о целесообразности оснащения конкретного складского комплекса теми или иными стеллажами и грузоподъемной техникой. В настоящей статье даны обзор наиболее часто встречающихся систем хранения грузов на поддонах и некоторые рекомендации по выбору обслуживающей их техники. Все рассматриваемые нами типы стеллажей (за исключением консольных) и грузоподъемной техники предназначены в первую очередь для обработки и хранения паллетированных грузов, поэтому в описываемых вариантах складской грузовой единицей служит поддон (800х1200, 1000х1200 или 1200х1200 мм). Задачи склада Главный критерий нормальной работы любого склада – обеспечение необходимого грузооборота (объема переработки/ подготовки груза) при оптимальных затратах на осуществление этого процесса. Разумеется, склад каждой конкретной компании призван решать различные проблемы: в одном случае это размещение максимального количества паллет в данном помещении для долговременного хранения, в другом – обеспечение максимально высокого грузооборота, в третьем – сочетание разных индивидуальных требований. Важно понимать, что верное решение в значительной степени зависит от того, насколько правильно поставлена сама задача, которую должен выполнять склад, и сформулированы основные приоритеты в его функционировании. Определение оптимальной системы складирования – тема для отдельного разговора, а целью этой статьи является лишь рассмотрение характерных особенностей основных способов хранения и обработки грузов на поддонах с использованием соответствующей техники. Бесстеллажное хранение Этот вид хранения считается самым распространенным и универсальным. Достаточно сказать, что именно этот способ размещения грузов используют на складах Госкомрезерва РФ, известного как «закрома Родины», а также очень часто и при хранении на открытых площадках. Действительно, способ предельно прост и имеет ряд неоспоримых достоинств, главное из которых – обеспечение максимального использования пощади склада при почти полном отсутствии капитальных затрат на его оснащение, что очень привлекательно. Немаловажно также, что работать в такой «системе» может практически любая техника. Однако у этого способа хранения есть значительные недостатки. В частности, при его использовании затруднен доступ к грузам разной номенклатуры, а высота (ярусность) складирования ограничена, поскольку определяется прочностью упаковки самого груза. В целом бесстеллажное хранение можно считать идеальным решением: • если на складе должно храниться значительное количество однотипного груза и его можно штабелировать в несколько ярусов, полностью используя высоту помещения; • если при невозможности штабелирования имеется достаточное количество складских площадей для одноярусного хранения. Классические фронтальные стеллажи Это наиболее распространенный вид стеллажных конструкций для хранения, универсальное и недорогое решение, которое позволяет применять практически любую грузоподъемную технику и обеспечивать свободный доступ к любому из хранящихся поддонов с грузом. Именно эта технология хранения во многих случаях является оптимальной. Такие системы хранения представляют собой хорошо известные паллетные стеллажи разной высоты, на которые ставят поддоны с грузом. Конструкции выполняют разными по грузоподъемности исходя из веса грузопакета, а интервал между ярусами может меняться в соответствии с высотой поддона с грузом. В зависимости от типа применяемой погрузочной техники ширина прохода между стеллажами Ast изменяется в пределах от 2,1 м (штабелёр) до 3,0...3,5 м (погрузчик), высота установки поддонов верхнего яруса стеллажей может достигать 11 м – в таком случае используют ричтраки. Единственным серьезным минусом системы является недостаточно полное использование площади склада. Обычно стеллажами с грузом занято только 40% общей площади, зато практическое использование имеющихся на стеллажах ячеек хранения обычно достигает 95% от общего возможного в конкретной системе стеллажей. Немаловажно и то, что при этом обеспечивается высокий грузооборот (условно 26 грузопакетов на 1 ед. техники в час), в том числе благодаря тому, что в одном межстеллажном проходе может одновременно работать сразу несколько единиц техники. Отметим и хорошие возможности системы для комплектации непосредственно с места хранения, поскольку для этого доступен каждый грузопакет. Таким образом, относительно низкие капитальные и эксплуатационные затраты на оборудование склада позволяют обеспечить высокий грузооборот, и если вместимость склада достаточна, то данную систему складирования можно считать близкой к оптимальной. Техника для фронтальных стеллажей Как уже отмечалось, поднимать поддоны на фронтальные стеллажи можно любой грузоподъемной техникой. Наиболее универсальное и распространенное средство – это вилочный погрузчик. Его главное преимущество – неприхотливость к полам и способность выезжать на улицу – чаще всего востребовано в старых зданиях (промышленного типа) небольшой высоты. Дело в том, что погрузчик имеет достаточно большие размеры: величина Ast у него обычно составляет 3,0...3,5 м. Это приводит к тому, что большая часть полезной площади склада отводится не для хранения груза, а для организации проезда техники. Применение современных штабелёров позволяет сузить межстеллажные проходы примерно на 1 м и одновременно увеличить высоту складирования, что в итоге весьма ощутимо повышает вместимость склада. Конечно, при этом необходимо иметь в виду, что для работы штабелёров нужны полы хорошего качества. Это является значительной затратной составляющей в общем бюджете организации нового склада или переоборудования старого. Поэтому правильный, экономически обоснованный подход к выбору стеллажной системы и соответствующей подъемной техники, на наш взгляд, должен состоять из следующих этапов: • работа с планом помещения и разработка различных вариантов установки стеллажей; • каждый вариант разрабатывается исходя из величины показателя Ast штабелёра (погрузчика) и требуемой высоты подъема • сравнительная оценка вариантов исходя из величины капитальных затрат (пол, стеллажи, техника) по отношению к получаемому результату (вместимость склада, возможный грузооборот и др.) и выбор оптимального решения. Совет по выбору вилочных погрузчиков для работы со стеллажами внутри склада только один: их привод должен быть электрическим, хотя иногда возможен вариант с двигателем на сжиженном газе или с каталитическим нейтрализатором отработавших газов. На штабелёрах как основном виде внутрискладских грузоподъемных средств остановимся подробнее. Простейшим и самым недорогим устройством для подъема поддонов на двухъярусные стеллажи при минимальном грузообороте склада считается ручной гидравлический штабелёр. Более высокая производительность у штабелёров с электрогидравлическим подъемом; их обычно применяют для обслуживания двух-трехъярусных стеллажей. Однако следует учитывать, что перемещение таких штабелёров с грузом массой свыше 800 кг по полу среднего качества представляет непростую задачу. Поэтому, если склад должен обеспечивать значительный объем приема и отгрузки, необходимы самоходные электроштабелёры. Чаще всего на складе можно встретить сопровождаемые штабелёры (их еще называют ведомые, с поворотной рукояткой, «с поводком»). Эти машины применяют для работы с невысокими стеллажами, балка верхнего яруса которых находится на высоте 3...4 м, на складах с грузооборотом малой и средней интенсивности. Если необходимо обеспечить более высокий грузооборот, применяют штабелёры со стоящим или сидящим в кабине оператором. По принципу работы они не отличаются от сопровождаемых, но являются более «серьезными», производительными машинами с увеличенной скоростью движения и подъема, электросервоприводом рулевого управления, а также возможностью настройки рабочего места под конкретного оператора. При этом сам оператор находится в защищенной с боков и сверху кабине: благодаря этому управление машиной становится более эффективным. Несмотря на достаточно высокую стоимость этих машин, их применение оправдывается увеличением объема работ, осуществляемого одной единицей техники. Существенно и то, что высота подъема этих штабелёров доходит до 6...6,5 м при остаточной грузоподъемности 1000...1500 кг и ширине межстеллажного прохода 2,3...2,5 м. Сопровождаемые штабелёры обычно не обеспечивают такой грузоподъемности на высоте; помимо этого для эффективной (по сути – более быстрой) работы штабелёрам с кабиной требуется даже более узкий межстеллажный проход. Для наиболее напряженной, зачастую круглосуточной работы применяют «тяжелый» класс техники для фронтальных стеллажей – штабелёр с выдвигающейся кареткой грузоподъемного механизма, или ричтрак. Современный ричтрак – это высокотехнологичная машина с отлично продуманной эргономикой. Именно поэтому его считают наиболее производительным видом складской техники, которая применяется для обеспечения высокого грузооборота. Очень высокая скорость подъема и передвижения (до 0,6 м/с и 12 км/ч соответственно) сопоставима с показателями лучших современных погрузчиков. Важно также, что ричтрак способен поднимать поддоны на высоту до 11 м. При этом ширина межстеллажного прохода для постановки поддонов Ast составляет 2,6...2,9 м, что делает эти машины незаменимыми на современных высотных складах, оборудованных фронтальными стеллажами. Надо особо подчеркнуть, что применение техники такой стоимости и с такими возможностями на небольших высотах складирования экономически не оправдано, поэтому ричтраки, как правило, работают со стеллажами выше 6 м. Стеллажи двойной глубины Эти конструкции представляют собой сдвоенные ряды обычных фронтальных стеллажей, поэтому по цене они сопоставимы, однако для работы с ними требуется несколько иное оборудование. Наиболее часто для работы со стеллажами двойной глубины применяются ричтраки с телескопическими вилами, реже – штабелёры. Главное преимущество конструкций этого типа в том, что они позволяют более удачно использовать помещение склада, поскольку груз занимает до 50...60% его общей площади, что на 25% больше, чем при установке классических фронтальных стеллажей. Скорость грузооборота в этой системе несколько снижена, но все же остается достаточно высокой (условно – 22 грузопакета на 1 ед. техники в час). Единственное серьезное ограничение этой системы хранения в том, что в радиусе непосредственного доступа находится только половина паллет с грузом (внешний стеллажный ряд), и для того чтобы достать «внутреннюю» паллету, сначала необходимо снять внешнюю. Но если большинство товарной номенклатуры находится на складе в значительном количестве, эта система вполне применима. И наоборот – стеллажи двойной глубины не подходят для компаний, которые поставляют продукцию очень широкой номенклатуры, но в небольшом количестве по каждой позиции. Во всех остальных случаях система работает очень хорошо при правильной, разумеется, организации управления складом. Процент практического использования имеющихся на стеллажах ячеек хранения немного ниже, чем у классических фронтальных стеллажей, но все же достаточно высок – 80...90% от общего уровня использования, возможного в конкретной системе стеллажей. Узкопроходные стеллажи Так называется система классических фронтальных стеллажей с очень узкими проходами (шириной 1,5...1,85 м), вдоль которых без поворотов перемещаются специальные штабелёры. Эти машины могут оснащать двумя типами грузовой каретки: поворотной на 180° с поперечным перемещением на длину поддона вглубь стеллажа или кареткой с телескопическими вилами, которые могут выдвигаться вперед и назад. В обоих случаях основная мачта штабелёра совершает относительно стеллажа только два типа движения – вверх-вниз, а установка поддона происходит благодаря смещению грузовой каретки (или телескопических вил) в глубину стеллажа. Основное преимущество узкопроходной системы складирования – рациональное использование площади склада. В этом случае под стеллажами находится до 50% общей площади, причем высотное хранение дополнительно увеличивает вместимость склада. Для комплектации с места хранения оказывается доступным каждый грузопакет. Быстрое перемещение между точками набора товара и одновременная работа с двумя рядами стеллажей в одном проходе делает эту систему удобной для комплектации при очень широкой номенклатуре товаров. Кроме того, здесь обеспечивается более высокая, чем при использовании классических фронтальных стеллажей, скорость грузооборота (условно – 28 грузопакетов на 1 ед. техники в час). Это связано с особенностями работы узкопроходных штабелёров, у которых высокая скорость диагонального перемещения (прямолинейное движение машины по проходу сочетается с одновременным процессом подъема или опускания вил). Как правило, практическое использование имеющихся на стеллажах ячеек хранения очень хорошее и достигает 95% общего возможного в конкретной системе стеллажей. Сказанное выше следует отнести к достоинствам узкопроходных стеллажей. Но у них есть серьезный недостаток – высокие суммарные затраты на строительство и оснащение склада. Для таких систем хранения необходимо устройство специальных сверхплоских полов под подъемную технику, системы рельсовых или индуктивных направляющих для движения техники в межстеллажном проходе. Узкопроходные штабелёры также недешевы – примерно в 2...2,5 раза дороже классических ричтраков. Отметим, что «узкопроходная» технология складирования будет оправдана при очень высокой стоимости площади склада, которая вынуждает сокращать ширину проходов и «расти» вверх. В этом случае экономический эффект от уменьшения площади склада в долговременной перспективе превышает суммарные затраты на его оснащение. Другая причина использования «узкопроходной» технологии заключается в необходимости размещать большое количество грузов с доступом к каждому месту хранения на ограниченной площади (при отсутствии возможностей для расширения границ склада). Глубинные стеллажи Стеллажи этого типа называют также набивными, проходными, или чаще по английскому варианту – «drive-in». Они представляют собой жесткую каркасную конструкцию из рам, образующих «коридоры» шириной 1350 мм, внутрь которых ставят, а точнее – задвигают по горизонтальным направляющим поддоны с грузом. Стеллажи такой конструкции достаточно широко распространены и обеспечивают отличное использование площади склада. По сути, набивные стеллажи – это усовершенствованная система бесстеллажного складирования, но с лучшим доступом к грузу и более высокой надежностью его хранения. Именно поэтому такую систему часто применяют при закладке товаров на длительное хранение в холодильных камерах. Главное и, собственно, единственное достоинство набивных стеллажей – очень высокая степень использования объема склада (один из лучших показателей среди стеллажей всех типов). Недостатков система имеет довольно много, и о них обязательно следует помнить. В частности, стоимость таких стеллажей примерно в 2 раза выше, чем фронтальных; их монтаж также обходится дороже по причине более сложной конструкции. Несмотря на большой объем возможного хранения, трудно добиться даже 70%-ной заполняемости стеллажей, и часть отдельно взятого «коридора» обычно пустует. Достаточно сложно организовать здесь и складирование товаров разной номенклатуры: чаще всего соблюдается принцип «один коридор (с первого по последний ярус) – один товар». Довольно проблематично оперативно трансформировать эту систему: для перераспределения груза внутри склада необходимо провести большую работу. Учитывая все «за» и «против», можно сказать, что система чаще всего применяется при хранении больших объемов однотипного товара, для которого срок хранения не является критическим, но наиболее важно разместить максимальное количество груза в заданном объеме. Для работы с глубинными стеллажами используют классическую технику с небольшими ограничениями. Основное требование таково: машины должны быть yже «коридоров» стеллажей для обеспечения проезда внутрь системы. Для обслуживания двух-четырехъярусных стеллажей с высотой установки верхнего поддона до 6 м применяют классические вилочные погрузчики (шириной не более 1100 мм). Если высота постановки верхнего яруса выше 6 м, применяют штабелёры типа ричтрак со специально зауженной базой (1100...1150 мм). При большой длине (по сути – глубине) «коридоров» стеллажи оборудуют направляющими, а обслуживающие их штабелёры – боковыми роликами, как и узкопроходные модели. Это ограничивает смещение машины внутри стеллажа и исключает контакт со стеллажными стойками, обеспечивая более быструю и безопасную работу. Гравитационные стеллажи По устройству несущих конструкций гравитационные стеллажи (Подробнее об этой системе хранения см. статью В. Санкина «Гравитационные стеллажи для грузов на поддонах») очень напоминают описанные ранее набивные системы хранения. Принципиальное отличие состоит в том, что вместо неподвижных горизонтальных направляющих у них имеются установленные под углом 3...5% наклонные роликовые дорожки, по которым паллеты с грузом перемещаются от зоны загрузки к зоне выгрузки. Длина роликовых дорожек может быть разной и достигать 30 м, а высота конструкции в принципе не ограничена, но редко превышает 6...8 м. Роликовые дорожки являются сложным устройством с системой стопоров и подтормаживающих механизмов, поэтому стоимость таких стеллажей в 5...10 раз выше, чем фронтальных. Вследствие высокой цены в нашей стране эту систему применяют не часто. Основное ее предназначение – обеспечивать интенсивный грузооборот с соблюдением принципа FIFO (первым пришел – первым ушел), очень важного для работы с товаром ограниченного срока хранения. Помимо этого такие конструкции решают ряд других задач, а именно: • обеспечивают большой объем хранения на ограниченных складских площадях (стеллажи занимают до 60...70% общей площади склада); • являясь динамической системой, позволяют автоматически перемещать грузы, сокращая пробег техники (груз сам движется от точки загрузки к месту выгрузки); • позволяют разделить зоны загрузки и выгрузки, что исключает взаимные помехи, возможные при движении грузоподъемной техники. Как и у любой другой системы хранения, у гравитационных стеллажей есть свои недостатки. Во-первых, очень высокая стоимость. Во-вторых, практическое использование имеющихся на стеллаже мест хранения обычно составляет лишь 70% общего возможного числа мест. Типичным вариантом применения гравитационных стеллажей является накопительно-распределительный склад предприятия, производящего большие объемы продукции с ограниченным сроком хранения (например, часто – в пищевой промышленности). В этом случае приоритетом является отгрузка в соответствии с принципом FIFO. Другой возможный вариант – распределительный центр с большим грузооборотом. Здесь система обеспечивает бесперебойную «подпитку» нужным товаром компактной зоны комплектации. За счет небольшого пробега комплектовщика по фронту стеллажей достигается экономия времени до 30...50%. Для обслуживания гравитационных стеллажей используют любые погрузчики или штабелёры с требуемой высотой подъема. Мобильные стеллажи Еще реже на складе встречается система мобильных стеллажей – фронтальные стеллажи для поддонов, поставленные на специальные тележки. Такая конструкция обеспечивает перемещение стеллажей по проложенным в полу направляющим и делает систему очень компактной. Основная часть стеллажей сдвинута вплотную друг к другу, причем для доступа к нужному в данный момент грузу открывается лишь один (или два) коридора. Мобильные стеллажи в 3...4 раза дороже классических фронтальных, зато обслуживать их может любая техника с нужной высотой подъема и шириной рабочего прохода. Обычно эти стеллажи применяют при необходимости разместить на минимальной площади склада максимальное количество груза. В этом случае система является лучшей с точки зрения использования складского пространства: стеллажами занято до 75% площади склада, а практическое использование имеющихся на стеллажах ячеек обычно достигает 95% общего возможного в конкретной системе стеллажей. Применение мобильных стеллажей для комплектации также возможно, однако требует хорошо налаженной системы управления складом. Еще один интересный вариант их использования – хранение особо ценных товаров: грузы, размещенные в центре стеллажей, оказываются естественным образом надежно блокированными от несанкционированного доступа. Консольные стеллажи Достаточно специализированную систему хранения представляют собой стеллажи для хранения длинномеров. Они стоят несколько особняком от паллетных способов складирования, поскольку обычно такие изделия хранятся даже не на поддонах, а в виде грузопакетов большой длины или просто как штучный товар. По конструкции консольные стеллажи могут быть одно- или двухсторонними. Для работы с ними применяют специальные погрузчики с боковой загрузкой – т.н. сайдлоудеры (sideloader), или четырехходовые ричтраки. Стеллажи с настилом, или мезонины При необходимости хранить мелкофасованный товар, а также быстро комплектовать заказы владельцам складов наряду с паллетным хранением часто требуются стеллажи с настилом (мезонины), по которым происходит передвижение людей и небольших грузов. Как правило, к вышеперечисленным требованиям добавляется желание максимально использовать высоту пространства складского помещения. За счет возведения новых этажей такая система хранения позволяет в 2...3 раза увеличить пространство, предназначенное для складирования и перемещения товара. Таким образом, мезонин можно использовать и в качестве зоны хранения товара, и для комплектации. Базовыми для такого рода конструкций являются стеллажи для поддонов, состоящие из рам (стоек) и горизонтальных балок, которые образуют стандартные паллетные уровни складирования. Они дополняются специальными несущими стойками, на которые крепят балки под настил (площадку мезонина). Балки в зависимости от нагрузки могут быть выполнены из трубы прямоугольного профиля либо из двутавра или катаного профиля с другим‚ более сложным‚ замкнутым сечением. Все вертикальные несущие стойки жестко крепятся между собой, образуя устойчивую конструкцию. Площадки мезонина по желанию заказчика могут быть изготовлены из металла, металлической решетки, фанеры или деревянного настила. Доступ на этажи мезонина осуществляется с помощью лестниц, оснащенных перилами. Так как площадка для работы находится, как правило, на высоте более 2 м, лестницы должны быть двухмаршевыми, с площадкой для отдыха. Ступени лестницы изготавливают из рифленого листа, чтобы исключить скольжение. Края площадки мезонина, не замкнутые секциями стеллажа, для безопасности работающего персонала обязательно оборудуют металлическими ограждениями (поручнями) высотой не менее 0,8 м. Поскольку загрузку-разгрузку мелкофасованного товара проводят вручную, для подъема людей и груза на высоту мезонина обычно применяют грузовые подъемники (лифты), которые могут быть установлены стационарно или передвигаться по мере необходимости вдоль периметра мезонина. Таким образом, мезонин позволяет максимально использовать пространство помещения с высоким потолком. Однако необходимо понимать, что дополнительные усиленные конструкции, лестницы и специальная подъемная техника значительно увеличивают стоимость такого заказа по сравнению со стоимостью обычных стеллажей для поддонов соответствующей высоты. Сравнение разных систем хранения Диаграмма позволяет сравнить некоторые из описанных нами выше систем хранения в соответствии с четырьмя основными критериями (по 10-балльной шкале в относительном выражении): А – капитальные затраты на устройство системы (общая стоимость стеллажей, включая установку); В – эксплуатационные расходы (общая стоимость эксплуатации системы, исключая капитальные затраты); С – грузооборот, т. е. обеспечиваемое системой количество операций с грузовой единицей в единицу времени; D – эффективность использования пространства склада непосредственно для хранения грузов. дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 3118 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию