Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Оборудование склада: комплексные решения, организация и управление проектом С. Припутнев

Оборудование склада: комплексные решения, организация и управление проектом



С. Припутнев, исполнительный директор компании «Архитек Инжиниринг»


 Еще каких-нибудь пять–десять лет назад проблемы качественных складских помещений в России не существовало: у одних отечественных предпринимателей продукция отгружалась, что называется, «с колес», а непритязательный вкус других вполне удовлетворяли многочисленные пустующие промышленные цехи или складские комплексы советской постройки. Сейчас ситуация стала заметно меняться. Статистические данные и практика показывают, что затраты на погрузочно-разгрузочные работы и складирование могут достигать более 30% конечной стоимости продукта.


Развитие производства, дистрибуции и постоянный рост конкуренции заставляют компании серьезно отнестись к организации складского хранения. Однако возникает ряд вопросов – большинство существующих складских зданий не отвечают современным требованиям, и в них практически не возможно организовать так необходимые в современных рыночных условиях качественное хранение и обработку грузов. Высота потолков в них, как правило, не более 4...6 м, качество полов не поддается никакой критике. Существуют и другие ограничения и недостатки.

Один из вариантов решения проблемы – оснастить склад современным оборудованием, что увеличит полезную использованную складскую площадь и объемы хранимого и перерабатываемого груза. Казалось бы, сделать это просто. Различные услуги в сфере логистики и складирования предлагает большое число компаний, начиная от консалтинговых и инжиниринговых и заканчивая производителями стеллажных конструкций и складской техники. Однако, как показывает практика, большинство этих фирм, накопив богатый опыт в сфере своей специализации, слабо или вообще не учитывают другие аспекты проекта, что может обернуться для их клиентов неоправданными затратами. Например, консалтинговые компании часто оптимизируют проект, в основном исходя из требований логистики, либо предлагают несколько решений, хотя правильнее было бы учитывать фактор финансовых затрат изначально, при проектировании, как один из критериев оценки эффективности работы склада. Это необходимо, поскольку затраты на оборудование в итоге должны привести к экономии средств, затрачиваемых на обработку товарных потоков. Возможны также варианты, когда неучтенными оказываются факторы, связанные с архитектурными, строительными, противопожарными и другими техническими сторонами проекта.

Вот только один пример ситуаций, с которыми сталкиваются клиенты. Требовалось реконструировать и оснастить склад оборудованием для хранения грузов и их обработки. Расстояние между стойками стеллажей в технологическом проекте склада было точно подобрано по параметрам поставляемой сюда техники. После реконструкции общие размеры помещения по техническим условиям были уменьшены на 60 см, что повлияло на расстановку стеллажей, а в отдельных случаях сделало невозможной предложенную схему оснащения склада. Причем деньги заказчика уже вложены, техника завезена, сроки сдачи проекта прошли, но склад все еще не может полноценно работать. Так всего лишь незнание строительных технологий, отсутствие контроля на всех этапах воплощения проекта и неправильно организованный план его реализации вылились в серьезные финансовые и временные потери.

Строительные компании в свою очередь, разрабатывая техническое задание на проектирование и разработку концепции складских комплексов, зачастую уделяют мало внимания логистической стороне проекта. Сейчас многие компании сталкиваются с проблемами и в новых, современных складских помещениях. Причина банальная – строительные организации часто далеки от логистики и, построив здание согласно СНиПу, обходят вниманием грузооборот заказчика и специфику складского бизнеса, что в итоге приводит к дополнительным затратам клиентов при адаптации складского комплекса под конкретные задачи.

Приведем пример типичной ситуации. Возводится складской комплекс с высотой до несущей балки 10 м и более, но технологический раздел строительного проекта предусматривает установку стеллажей для хранения товаров только в четыре яруса, что соответственно влечет за собой заниженные расчетные нагрузки на пол. В результате подобное решение не позволяет использовать полный объем складского помещения, и там, где можно было бы реализовать пяти-шестиярусное хранение, реализуется только четырехъ- или шестиярусное с ограничением на массу размещаемого груза. Как результат – неэффективное использование складского пространства и неоправданные затраты на аренду помещения.

Схожая ситуация может возникнуть и в тех случаях, когда плохо продуманы подсобные помещения. Если при расчете электрической и вентиляционной мощности зарядной комнаты в спроектированном комплексе не были учтены максимальный потенциальный грузооборот заказчика и потребности необходимого для его обеспечения парка техники, то это накладывает ограничения на ведение или развитие бизнеса в дальнейшем. Таким образом, возникают дополнительные затраты на перепроектирование этого помещения, согласование с надзорными органами и выделение дополнительных электрических мощностей. Так вместо готового решения клиент часто получает ряд нерешенных проблем и дополнительные, незапланированные расходы.

Чтобы не попасть в ситуацию, когда приходится платить дважды, а то и трижды, лучше к вопросу оснащения склада подойти комплексно. К сожалению, общего стандарта на комплексный проект не существует, поэтому каждый понимает его по-разному. Что же такое комплексное решение? Это не только грамотно составленное техническое задание и технологический проект, описывающий теорию логистики, но в первую очередь – аналитическая работа по потребностям и перспективам развития бизнеса заказчика, позволяющая решить проблемы в комплексе, плюс возможность обеспечить грамотное сопровождение проекта на всех этапах реализации и претворения в жизнь. Выстраивая свои отношения с организациями, предлагающими комплексный проект, необходимо учесть наличие неких обязательных пунктов, без правильной проработки которых трудно избежать проблем.


Любая работа по оснащению склада обязательно должна начинаться с анализа функционирования существующего склада и потребностей заказчика. Например, необходимо проанализировать следующие составляющие:

• общий грузооборот. Его анализ позволит рассчитать необходимую площадь, количество техники и персонала, требуемые мощности склада;

• специфику номенклатуры. Именно она определяет тип оборудования (стеллажное или штабельное хранение), выделение зон комплектации заказов, организацию приемочной экспедиции и т. д.;

• бизнес-процессы обработки товара, от которых напрямую будут зависеть применяемые технологии и выбор информационной системы.

Существуют и иные критерии, по которым определяют наиболее рациональное решение по оборудованию склада, например сезонность, условия хранения, перспективы роста и др.

Далее этот некий идеальный проект, продиктованный потребностями, необходимо адаптировать к конкретным техническим условиям, т. е., собрав и проанализировав всю исходную информацию, следует выработать оптимальные решения, совпадающие с собственными задачами и финансовыми возможностями. Вариантов здесь может быть много.

Так, производителю керамического гранита, для хранения которого нет никаких ограничений по температуре и условиям, может быть выгодней использовать штабельный тип хранения в неотапливаемом помещении. Однако если у него дефицит свободных площадей, лучше подумать о специальных стеллажных конструкциях (набивных или гравитационных), а за экономию места придется расплачиваться устройством более прочного покрытия пола и покупкой стеллажного оборудования.

Или еще один вариант. В компании несколько лет стабильно растут продажи, и по прогнозам маркетингового отдела рост продолжится в дальнейшем. В этом случае правильным было бы спроектировать высоту стоек стеллажных конструкций так, чтобы в будущем использовать весь полезный объем помещения. Конечно, в настоящий момент это увеличит затраты, но они окупятся с ростом грузооборота. Да и высоту стоек потом не увеличишь, а значит, опять придется менять оборудование. Зато на поперечных балках пока можно сэкономить и приобрести их тогда, когда возникает необходимость. В других условиях, может быть, будет выгодней закупить более функциональную и мощную технику на перспективу развития склада. Конечно, такое решение должно быть внимательно просчитано в рамках проекта как возможность поэтапного наращивания складских мощностей.

Хорошо, если организация, разрабатывающая проект, продолжает вести его и дальше. При этом исключается ненужная «самодеятельность» других подрядных организаций, например строителей, которые могут попытаться в самом неподходящем с точки зрения логиста месте расположить распределительный щиток или подход к системе коммуникаций, либо поставщиков стеллажного оборудования, которые способны перекрыть своими конструкциями пути эвакуации при пожаре. Надо учесть и то, что при строительстве в проект, как правило, добавляют изменения и корректировки, которые согласуют с клиентом. Однако зачастую согласование бывает, если так можно сказать, несколько односторонним и на каком-нибудь этапе не дойдет до остальных участников проекта.

К сожалению, большинство подрядных организаций привыкло решать лишь узкую задачу, входящую в сферу их компетенции, и не рассматривает в полном объеме нужды и потребности заказчика, а ведь целостное видение проекта, понимание всех его этапов и обоснованность решений помогает согласовать действия разных подрядчиков и избежать необоснованных расходов.


Как показала практика, за сухими строчками отчета по техническому заданию стоит значительно больше вопросов, которые, на первый взгляд, выходят за рамки проекта и изначальной редакции техзадания. В ходе реализации становится ясно, что без учета этих незначительных деталей не обойтись либо это поможет улучшить показатели работы склада. Казалось бы, для чего при реализации проекта могут потребоваться знания особенностей психологического и физиологического восприятия цветов и форм человеком?

На деле, при эстетическом оформлении склада, именно от этого во многом будет зависеть, станет ли восприниматься информация самопроизвольно и без усилий или для ее считывания и идентификации необходима особая концентрация внимания. Кроме того, одни цвета и их сочетания мобилизуют внимание, другие – нет, а значит, даже от такого, казалось бы, простого вопроса, как цветовое решение элементов помещения и конструкций, зависят производительность труда персонала и техника безопасности на складе.

Источник: sitmag.ru

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1636

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

«Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли Почему опытных кандидатов не берут на работу: 10 историй