Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Выбираем вилочный погрузчик А.Карпов

Выбираем вилочный погрузчик



Проблема выбора погрузчика предусматривает прежде всего комплексный анализ его технико-эксплуатационных параметров: ресурса работы, технических параметров, безопасности и условий эксплуатации, цены, а также целого ряда других факторов. Наиболее важными техническими параметрами погрузчика является его грузоподъемность, высота подъема груза, мощность и тип привода (двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – дизельный, газовый, бензиновый; электрический двигатель). Второстепенными параметрами считаются тип грузоподъемника, трансмиссии (гидростатическая, гидродинамическая, механическая), тормозов, шин (пневматические, массивные, бандажные), а также его габаритные размеры, длина вил, число секций гидрораспределителя. Существует до 60 технических параметров погрузчика. Их число меняется в зависимости от типа силового агрегата, конструкции различных узлов, стандартов фирмы-изготовителя, страны производства и т. п. Рассмотрим коротко основные факторы, которыми следует руководствоваться при выборе того или иного типа погрузчика.


Условия работы

 

От конкретных условий эксплуатации, т. е. от того, будет ли машина работать в закрытом или открытом помещении, придется ли ей выезжать из помещения на открытое пространство, особенно в холодное время года и т. д., будет зависеть, какой тип двигателя нужен вашему погрузчику. Как известно, двигатель является важнейшим агрегатом и его характеризует целый ряд параметров, главными из которых являются уровень шума, экономичность, соответствие экологическим нормам, объем двигателя, номинальная выходная мощность и номинальный крутящий момент.


Как правило, на открытых площадках используют погрузчики с дизелем или бензиновым ДВС, но иногда их применяют и в хорошо проветриваемых помещениях с высокими потолками. Погрузчики с ДВС можно оснащать каталитическими нейтрализаторами отработавших газов. Однако эти устройства быстро выходят из строя в случае, если используется некачественное топливо. А ведь стоят нейтрализаторы недешево – $1000...1500.

Электропогрузчики питаются от тяговой аккумуляторной батареи, их чаще применяют в закрытых помещениях. Эти машины более востребованы в странах Европы, поскольку электричество – более чистый энергоноситель, чем жидкое топливо или газ. Связано это с принятыми «у них» жесткими нормами по охране окружающей среды и экологии.

В последнее время на замену двигателей, работающих на постоянном токе, создают асинхронные двигатели переменного тока. В асинхронных приводах постоянный ток, аккумулируемый батареей, преобразуется в переменный ток и только после этого подается на обмотку электродвигателя. В таких конструкциях нет щеточного узла, а значит, нет необходимости их менять. Еще одним преимуществом асинхронного двигателя является герметичность конструкции, исключающая возможность попадания в двигатель влаги, грязи и пыли. Техника с таким приводом может работать в самых тяжелых условиях. Автоматическая регулировка частоты вращения и небольшое число трущихся деталей сокращают износ двигателя. Такой силовой агрегат имеет бoльшую мощность и пониженное энергопотребление; кроме того, возможность автоматического торможения при отпускании педали акселератора как на горизонтальной, так и на наклонной плоскости исключает самопроизвольный откат машины.

Частоту вращения и крутящий момент можно регулировать независимо друг от друга, что позволяет плавно разгоняться и тормозить электродвигателем при использовании одной только педали «газа». В настоящее время машины с приводом переменного тока выпускают все ведущие производители погрузчиков. Предполагается, что роль таких агрегатов в ближайшем будущем еще более возрастет: по разным оценкам, доля регулируемых приводов переменного тока к 2010 г. составит от 66 до 97% всего рынка регулируемых приводов.
Выпускаются модели погрузчиков с так называемым дизель-электрическим приводом, в которых совмещаются преимущества двигателей обоих типов. В таких машинах генератор, связанный с дизельным двигателем, вырабатывает ток и через электронный блок регулировки скорости и мощности питает тяговый двигатель.

Еще один вариант погрузчика с ДВС – бензиновый погрузчик с установленной на нем газовой системой. Обычно это модели небольшой грузоподъемности – до 5,0 т. На газобензиновых погрузчиках используются бытовые 30- или 50-литровые газовые баллоны. Достаточно иметь 4...8 баллонов на каждый погрузчик, чтобы возить их на заправку не чаще раза в неделю. И опять же, по причине принятых в Европе жестких экологических требований эти машины там более распространены, чем в России. По некоторым данным, они составляют около 50% мирового рынка автопогрузчиков. Несмотря на очевидные преимущества этих моделей, их использование в России сдерживает недостаточное развитие сети газозаправочных станций.

При работе в жарком или холодном климате погрузчики могут оснащать кондиционерами или отопителями. К особо тяжелым условиям эксплуатации относится работа в морских портах, трюмах судов (норма амортизации составляет здесь 3 года вместо 6 лет, как обычно), на складах-холодильниках, на металлургических предприятиях, в условиях повышенной пожаро- и взрывоопасности. Для таких условий следует выбирать погрузчик с надежным двигателем и защищенными элементами. Электрические провода и контакты, особенно на электропогрузчике, необходимо предохранять от коррозии, пыли, воздействия высоких температур. Некоторые российские и зарубежные компании производят погрузчики в специальном исполнении, например для работы при низких температурах, для рыбоперерабатывающих предприятий, во взрывозащищенном исполнении.

Важным фактором при выборе погрузчика является предполагаемый маршрут перевозки: длина трассы, наличие подъемов и поворотов, рамп, спусков, ширина проезда, размеры стеллажей, наличие посторонних предметов над проходом (лампы, металлоконструкции). При работе с малыми грузами, в узких проходах и на невысоких скоростях обычно используются маневренные трехопорные электропогрузчики. Если же работа ведется на повышенных скоростях, с тяжелыми грузами, применяют четырехопорные погрузчики, отличающиеся большей устойчивостью. Анализ маршрута в совокупности с условиями работы подскажет, нужны ли на машине сигнал заднего хода, дополнительная осветительная аппаратура и другие опции, которые обычно оплачивают дополнительно. 

Тип перевозимого груза, масса и размеры грузового места

Основным рабочим органом погрузчика являются вилы. Дело в том, что в закрытых складах при перевалке большинства грузов массой 0,5...3,2 т в качестве тары используют палеты (поддоны). Таким образом, практика погрузочно-разгрузочных работ привела к унификации размеров грузов.

Длина вил обычно зависит от типа поддонов, с которыми приходится работать, и колеблется в диапазоне от 730 до 1100 мм. Выбирая это рабочее оборудование, следует иметь в виду не только размеры поддонов, но и то обстоятельство, что чем больше длина вил, тем большей должна быть ширина для рабочего проезда погрузчика.

Кроме погрузчиков с фронтальным расположением вил, предназначенных для обработки палет, существуют погрузчики с боковым расположением вил. Их, как правило, используют для работы с длинномерными грузами – пиломатериалами, металлопрокатом и т. п. На открытых площадках терминалов используют погрузчики для перевалки 20- и 40-футовых универсальных контейнеров. Здесь помимо вилочных моделей с грузоподъемником-мачтой применяют погрузчики с телескопической стрелой и верхним захватом типа «спредер».

Для обработки грузов существует большое количество сменных навесных приспособлений, расширяющих сферу использования погрузчиков и повышающих эффективность использования машины. Грузозахватные приспособления подойдут и к автопогрузчикам, и к электропогрузчикам.

Установка их на каретку погрузчика занимает считанные минуты.

Из большого количества сменного оборудования наиболее часто применяют:

– устройство для поперечного смещения вил (позиционер);
– полноповоротный захват для бочек, рулонов бумаги, тюков;
– захват с верхним прижимом;
– наклоняемые вилы с лебедкой;
– безблочную крановую стрелу;
– штырь для перевозки полых цилиндрических грузов;
– удлинитель вил;
– сталкиватель и др.

Высота штабелирования груза


Этот фактор является определяющим при выборе типа грузоподъемника. На мачте стандартного типа груз хорошо просматривается; на такой мачте вилы поднимаются на высоту до 3300 мм, что позволяет складировать груз на третий ярус стеллажей. Для подъема на бoльшую высоту – до 7,0...7,5 м – используют трехсекционные мачты. Для удобства позиционирования груза подъемную мачту снабжают функцией наклона вперед-назад.

В стесненных условиях, например в железнодорожных вагонах, в универсальных 20- или 40-футовых контейнерах или кузове автофуры, штабелирование в два яруса можно применять только при наличии у погрузчика функции так называемого специального свободного хода – подъема вил без подъема самого грузоподъемника, т. е без увеличения «строительной» высоты машины. Не все типы грузоподъемников снабжены такой функцией. Однако если погрузчик обрабатывает два лежащих друг на друге поддона одновременно, а не раздельно, то в этой функции, которая обычно стоит дополнительных денег, нет необходимости.


Напольное покрытие 

В качестве напольного покрытия используют бетон, асфальт, металлическую плитку или специальные материалы. Для погрузчика важно не только наличие пола, но и его состояние. Если пол в выбоинах, неровностях, порогах, лучше использовать модели техники на пневмошинах – они лучше самортизируют удары и толчки и вдобавок дешевы. Если погрузчик работает в условиях, когда на полу может оказаться металлическая стружка, куски металла, проволоки, гвозди, битое стекло и т. п., лучше использовать технику на бандажных шинах, которые, правда, очень жесткие и плохо предохраняют от вибраций. Промежуточным и наиболее оптимальным вариантом во многих случаях является использование так называемых массивных шин или шин из «суперэластика». Поскольку они достаточно эластичны, но не заполнены воздухом, проколоть их невозможно.

Если вилочному погрузчику приходится работать на строительных площадках, в сельской местности, на лесозаготовительных предприятиях, порой при полном отсутствии дорог, лучше выбирать специальные «внедорожные» модели на пневмошинах с повышенным тяговым усилием и большим дорожным просветом. Есть большой ряд моделей таких погрузчиков, оснащенных грузоподъемником в виде телескопической стрелы.


Интенсивность работ

Погрузчики можно использовать в одну, две или три смены. При интенсивной работе следует обратить внимание на такие характеристики погрузчика, как маневренность (минимальный радиус поворота, габариты передвижения (с грузом и без него), скорость подъема-опускания груза, средняя производительность за смену. Не следует забывать и то, что с увеличением интенсивности эксплуатации автопогрузчика возрастают и расходы на топливно-смазочные материалы, иногда двукратно. При выборе электропогрузчиков следует заранее подумать о приобретении запасных сменных батарей и своевременной их подзарядке.


Безопасность и удобство

Выбирая модель погрузчика, важно учитывать эксплуатационные факторы, обусловливающие безопасность работы. Относительно большая масса машины и перевозимого груза, работа в стесненных условиях, высокая скорость движения и подъема груза, смещение центра тяжести при подъеме-опускании груза и высокая маневренность, постоянное движение вперед-назад увеличивают вероятность травматизма. Согласно статистике аварийные ситуации наиболее часто происходят по причине бокового опрокидывания погрузчика при повороте на большой скорости, а также из-за падения груза или части груза на крышу кабины. Поэтому большинство моделей оснащены кабинами с системой FOPS/ROPS – защитой от опрокидывания и падения грузов, а также ремнями безопасности. В летнее время, когда остекление кабины снимают, применяют защитные двери бугельного типа.


Вождение погрузчика требует особого внимания. Чтобы водитель не утомлялся, фирмы-производители уделяют большое внимание эргономике рабочего места: снижают шумы и вибрацию, предусматривают возможность регулировки сиденья и рулевой колонки под вес и рост водителя, улучшают обзорность за счет совершенствования конструкции грузоподъемника, делают остекление кабины круговым и т. п. На моделях последних поколений используют самые современные средства, облегчающие управление: жидкокристаллический дисплей с выводом информации о параметрах погрузчика и неисправностях, система диагностики, управление типа джойстик, системы защиты от несанкционированного доступа к управлению.

Цена – качество


Фактор цены при выборе погрузчика, как и любой другой техники, играет важную, порой первостепенную роль. При выборе погрузчика чаще руководствуются принципом минимизации затрат. Обычно говорят о соотношении цены и качества. Для количественной оценки этого соотношения, на наш взгляд, целесообразней выбрать такой оценочный параметр, как стоимость одного моточаса работы. Этот показатель включает в себя не только цену покупки, но стоимость обслуживания и ремонта, энергоносителей и ГСМ, ресурс погрузчика. Лучшие производители декларируют срок службы в 16...20 тыс. моточасов (т. е. 10...12 лет при односменной работе), однако на практике встречаются модели, отработавшие по 40...45 тыс. моточасов.

Отечественные потребители, большинство которых – автомобилисты, предпочитают автопогрузчики как более «понятную» технику. Действительно, низкие эксплуатационные расходы и высокая экологическая чистота электропогрузчиков оборачиваются определенными неудобствами: нужны зарядные устройства, места для зарядки аккумуляторных батарей с вытяжкой и соответствующий специалист – аккумуляторщик. Тем не менее расчет стоимости моточаса показывает, что такие погрузчики чаще всего оказываются рентабельней.
Чем выше интенсивность эксплуатации, тем надежней и удобней в эксплуатации должен быть погрузчик. Для трехсменного режима подходит только новая импортная техника или же следует создать парк погрузчиков увеличенной численности. Если же погрузчик задействован не более одного часа в день, можно приобрести бывший в употреблении погрузчик отечественного производства. В таком случае, однако, велика вероятность того, что он может выйти из строя, а относительная дешевизна машины не компенсирует частые покупки запчастей. И если вы решили приобрести подержанную машину, воспользуйтесь советом специалистов: не покупайте модель, отработавшую более 10 тыс. моточасов.


А. Карпов
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2299

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

В России разработали математическую модель идеального автоматизированного склада Особенности заказной разработки ПО в сфере логистики в 2024 году Дефицит складов в России перекинулся с крупных регионов на маленькие Парадоксальное лидерство: как изменились требования к современным руководителям