Выживут крупнейшие: зачем объединяются логистические операторы Оборот маркетплейсов в 2020 году вырос в 1,5 раза, а число активных пользователей онлайн-площадок увеличилось до 30 млн человек. Бум e-commerce пришёлся на пик пандемии и переход компаний на удалённый формат работы. Он заметно повлиял на рынок экспресс-доставки, в частности количество постаматов выросло в 1,5 раза за 2020 год, а крупные игроки рынка начали объединяться. Для чего логистическим операторам общие сети? В июле 2021 года логистические операторы 5Post и PickPoint договорились об объединении инфраструктуры: общими будут логистические мощности друг друга, в том числе пункты самовывоза, постаматы, транспорт, сортировочные центры и т. д. Это решение позволит компаниям расширить географию присутствия, так как глобально их стратегии расположения пунктов выдачи и постаматов слабо пересекаются. 5Post обширно представлена в спальных районах, небольших городах и посёлках, эта сеть принадлежит X5 («Пятёрочка», «Перекрёсток»), а PickPoint установлены в торговых центрах и точках с большой проходимостью. Слияние — способ составить конкуренцию другим крупным игрокам рынка, в первую очередь Ozon и Wildberries, стремительно развивающим свои пункты выдачи. Объединённая компания будет оперировать 12 400 постаматами и 14 300 пунктами выдачи. Она станет второй после «Почты России» по числу точек и географии, а также опередит Ozon, у которых сейчас сеть из 7500 постаматов. Слияние операторов доставки — долгосрочный тренд. Например, в 2017 году компания DPD объединялась с SPSR Express. Сделка была призвана загрузить логистические мощности DPD за счёт контракта SPSR Express по доставке покупок с AliExpress. Николай Хорт, основатель и СЕО агрегатора курьерской доставки Take’N'Go Логистический рынок ждёт трансформация. Причин для этого несколько. Во-первых, запрос со стороны клиента. Заказчикам нужен один поставщик на много сервисов, относящихся к дистанционной продаже: проведение и приём платежей, внутригородскую доставку, междугородную доставку, выдачу в ПВЗ и постаматах. Подключать 5—6 небольших поставщиков не очень удобно. Во-вторых, сами игроки сталкиваются со сложностями. Прежде всего на небольших объёмах крайне сложно держать конкурентную стоимость доставки. Также растёт конкуренция за курьеров. В-третьих, развивать собственную инфраструктуру — ПВЗ, постаматы, магистральные доставки, автопарк, программное обеспечение и т. д. — это очень дорого, небольшим и внутригородским сервисам это делать сложно. Такие партнёрства видятся логичными, но промежуточными шагами к формированию «большой тройки» логистических игроков, которые будут предоставлять полную инфраструктуру. Какая судьба ждёт независимых логистических операторов? У независимых экспресс-доставок с мелкогабаритными грузами в силу укрупнения рынка e-com усилилась конкуренция с лидерами рынка. По сути дела, для них остаются только нишевые стратегии и работа в удалённых регионах. Зато аналитики отмечают перспективы для компаний со специализацией на доставке крупногабаритных грузов. По данным Data Insight за весь 2019 год, на них приходилось примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции по числу заказов (24,07 млн). Несмотря на то что им приходится развивать дополнительные услуги по подъёму и сборке грузов, конкуренция по этим позициям в разы ниже. То же касается и региональных доставок. Федеральные компании быстро и налаженно перевозят заказы в основном по магистральным дорогам и крупным городам. В небольших посёлках и отдалённых регионах осуществить быструю доставку получается не всегда. Здесь и возможно включение местных независимых компаний. Николай Лобанов, эксперт по логистике консалтинговой компании «Лобанов-логист» Судьба независимых доставщиков будет зависеть от того, насколько распространится зона влияния глобальных компаний и какую ценовую политику они будут держать. Независимым поставщикам придётся искать место под солнцем или потерять независимость, объединившись с другими компаниями, предоставив клиентам лучший сервис и гибкую ценовую политику. Также вполне возможно, что «монстры» 5Post и PickPoint не уживутся вместе, так как у них возникнут проблемы с синхронизацией IT-систем и бизнес-процессов друг друга. Взаимная интеграция ― дело не простое и не быстрое. Появится ли в итоге единая сеть постаматов? Ещё в 2019 году в интервью СЕО PickPoint Надежда Романова говорила о планах к 2023 году управлять единой сетью постаматов в России. Цель становится всё более реальной за счёт синергии с 5Post. Активно развивают сети и другие игроки: например, в 2020 году в СДЭК установили более 1000 новых ячеек, но объедение ресурсов кажется логичным выходом для логистических компаний. Остаётся открытым вопрос, как при серьёзной глобализации рынка доставки компании и поставщики будут контролировать качество отгрузки, а также интегрироваться с IT-технологиями друг друга. Это если и не является проблемой на данный момент, то может стать серьёзной преградой для объединения крупных игроков в одну систему. Например, 5Post не впервые проводит слияние с крупными компаниями. В 2018 году X5 создала совместное предприятие с Совкомбанком и развила сеть из 3000 постаматов «Халва». Осенью предыдущего года сотрудничество свернули, а точки поделили практически поровну. Виталий Шахназаров, директор по качеству COREX Logistics Не до конца ясно, как в подобных объединениях (5Post и PickPoint) будут делиться сферы интересов, зачастую пересекающиеся у разных операторов, и к чему это может привести. Прямую конкуренцию ведущим агрегаторам на рынке смогут составить только немногие операторы, которые, как 5Post, являются частью больших групп и обладают ресурсами. Остальные будут вынуждены переориентировать процессы в рамках субподрядного бизнеса. Данный сценарий относится к операторам, ориентированным на b2c-модель. Но те, кто работает в этом секторе только частично, будут оценивать экономические потери от субподрядного бизнеса и, возможно, сворачивать деятельность в b2c и концентрации усилий на b2b-секторе. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64282/ https://sber.pro/publication/vyzhivut-krupneishie-zachem-obediniaiutsia-logisticheskie-operatory дата: 12.10.2021 22:08:44 просмотров: 633 рейтинг: (Голосов: 2, Рейтинг: 3)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Эдим Логистик 3PL Эдим Логистик 3PL – оператор г. Грозный. Первый и единственный пока 3PL – оператор в Чеченской Республике и Дагестане. подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию