Чего ожидать от рынка логистики в ближайшие 2-3 года до 2025 года Какие ключевые тренды логистического рынка определят развитие компаний по транспортным и контейнерным перевозкам? Прогноз рынка – непростое дело, ситуация меняется ежедневно. Но это необходимо, чтобы понимать, как действовать дальше. Многие шаги будут совершенно новыми, но и они опираются на опыт. Свои тренды я выстроил исключительно на двадцатилетнем опыте работы в логистике, статистических данных и здравом смысле. 2023 год будет: Годом несильных перемен. Тренд на адаптацию, начавшийся в 2022, сформирует работающий инструмент на несколько лет вперед, потому что санкции быстро не закончатся. Станет показательным. Фактор нестабильности (от вируса до политики) не ушел никуда. Один из возможных сценариев: полное закрытие границ со стороны запада и ориентация российских компаний на восточную и азиатскую логистику. Факторы, которые могут повлиять на будущее логистики и экономики: Удержание «своего» курса, несмотря на падение жизненного уровня населения. Рост рисков дестабилизации экономик во многих странах. Рост цен на энергоресурсы на западном рынке. Укрепление связей со странами Азии и Ближнего Востока. Трансформация мировой торговли в региональную. Изменения в логистических потоках сырья и товаров, рост ставок по фрахту и стоимости перевозок, расходов транспортных компаний на обслуживание и приобретение техники. Три ключевых тренда на ближайшие годы 1. Поиск новых правил игры Сформируются правила, которые будут править до 2025-2026 годов. Если еще летом 2022 ждали завершения всего, осенью стало очевидно, «как раньше» уже не будет: привычные условия работы исчезли и необходимо искать новые пути. И логистические цепи вынуждены были адаптироваться. Так, например, контейнерные перевозки взяла на себя Южная Корея, Япония. Российский контейнерный оператор Fesco вообще закрыл перевозки из ЕС, а все силы бросил на доставку из Азии. Вывод: все не так ужасно, все работает. Объемы контейнерных перевозок восстанавливаются, остаются только сложности с авиаперевозками: остались прямые рейсы в РФ либо из Эмиратов, либо узбекскими а/л, ушел большой пул авиаперевозчиков. Будет развиваться параллельный импорт. Сейчас товар из стран ЕС и США идет в нашу страну через оффшоры типа Гонконга, ОАЭ... Ожидаю, что цепь будет и дальше оттачиваться, что повлияет на оптимизацию себестоимости доставки. Это положительный момент, потому как в 2022 году цены выросли и во многом касательно поставок параллельного импорта носят спекулятивный характер. 2023 год приведет некоторых «предпринимателей» в чувства, от чего стоимость услуг скорректируется в лучшую для потребителей сторону. Международные логистические компании с головным офисом в РФ продолжат «менять» флаг своего присутствия. Поскольку российским фурам нельзя въезжать на территорию ЕС, скорее всего, часть компаний перерегистрируется, и с технической точки зрения станут иностранными. Думаю, так многие российские перевозчики, ориентированные на импорт, выживут и продолжат работать. Да, потребуются инвестиции, но это уже другой вопрос. Шанс есть – вот что важно. Рецессия и инфляция на многих рынках, и это касается не только нашей страны: кризис во всем мире. Логистические компании будут бороться за стоимость, и сроки отойдут на второй план. 2. Смена направлений и приоритетов Чтобы выжить, компании будут вынуждены рассматривать такие меры как сокращение персонала, единиц автотранспорта, реструктуризацию кредитов. Государство планирует поддержать логистов: Усилить цифровизацию и дальше продолжить распространять электронный документооборот (Постановление от 21.05.2022 № 931). Отменить ограничения в использовании иностранных контейнеров на территории РФ (ФЗ от 15.04.2022 № 92-ФЗ в Закон о таможенном регулировании от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Реализовать программу льготного лизинга объемом 15 млрд руб. До 2030 года планируется построить свыше 300 морских грузовых судов. Модернизировать железнодорожную инфраструктуру и подвижной парк, на это выделено 217 млрд руб. (постановление от 06.04.2022 № 602). Дотировать авиаотрасль (постановление от 02.05.2022 № 1015). Выдавать льготные кредиты и разрешить зонтичное поручительство для МСП. Станет усиливаться логистическое плечо через страны, входящие в ЕАЭС. Пока что «зеленого цвета» именно российским компаниям на рынке этих стран нет. Если это произойдет, российский бизнес переориентируется с Запада на ближнее зарубежье. Если и Китаю разрешат усилиться, для предпринимателей с точки зрения возможностей это будет большим шагом для развития. Пока китайские предприятия ограничены в своих действиях по многим параметрам. Наш рынок скорректируется. Компании Китая начнут инвестировать в нашу страну, что создаст новые рабочие места, оживит рынок в целом. Ожидаем политического решения этого вопроса, тогда и бизнес включится в эту игру. Экспорт как локомотив рынка: растут объемы продукции как от отгрузок с действующих производств, так и новых. Увеличивается экспорт через Дальний Восток, так как перевозка цветных металлов, руды, масла, зерна стала контейнерной по большей части. И этот поток будет лишь увеличиваться. В РФ продолжится усиление контейнеризации: сформируются новые маршруты, запустятся терминалы, вырастет качество перевозок. Ожидаю активный рост экспорта и рост спроса на внутреннем рынке. Стоимость услуг будет зависеть от баланса экспорта и импорта. 3. Усиление цифровизации, автоматизации бизнеса и экспертной оценки Аналитики прогнозируют рост инвестиций в IT-сферу, что логично и своевременно. Автоматизированные бизнес-процессы передают и реагируют на пользовательский спрос почти мгновенно на любом расстоянии. Распределенные терминалы данных в сочетании с обработкой данных в режиме онлайн делают планирование и управление более гибкими и точными. То есть, интеллект может заменить инвестиции. Например, компьютерная система, которая эффективно планирует потребности в инвентаре, уменьшает необходимость проведения инвентаризации резервных ресурсов. Гибкие вычислительные средства позволят компаниям моделировать проблемы в цепях поставок (ЦП), разрабатывать и тестировать гипотезы по их устранению. Многие логистические компании уже увеличили инвестиции в цифровизацию и автоматизацию, начали разрабатывать и тестировать системы, ведь это условие для выживания. Динамические системы, формирование маршрутов, анализ рисков – все это сложно без четкой модели бизнеса: его автоматизации. У компаний и в «хорошие времена» проблем хватало, а когда «штормит», от сбоев никуда не деться. Я на своем опыте убедился, что в режиме онлайн контролировать и хотя бы отслеживать сбои намного проще, чем вручную исправлять их последствия. Усиление роли эксперта для компании. Цифровая трансформация помогает получить оценку всей деятельности компании и показать «слабые» места. Если раньше это помогало самим выстроить новые модели и проверить их, теперь это поможет экспертам, чтобы оперативно оценить ситуацию и предложить решение. Их работа без оцифровки бизнес-моделей осложнится. Хотите выжить и продолжить получать прибыль, ищите профи, который найдет вариант именно для вашего бизнеса. Подготовьтесь к визиту такого эксперта и автоматизируйте процессы. При этом эксперт должен иметь не только колоссальный опыт в своем деле, но и научную базу знаний, которая и помогает ему предугадывать тренды. Чтобы автоматизировать управление ЦП, постройте качественную имитационную модель сетевой структуры ЦП, сформируйте систему информационного обеспечения. Затем решите, внедрять ли технологии и создавать ли информационную систему анализа и управления. Далее: проанализируйте и определите форму сетевой структуры цепей поставок (ССЦП); пропишите задачи, которые требуется решить, изучите слабые звенья в структуре; выстройте информационное обеспечение ССЦП и решите конкретные задачи для своей компании. Автоматизация и цифровая трансформация ЦП проводится по четкому алгоритму действий на основе анализа, и строго следуя намеченным мероприятиям – так больше шансов выжить. Вследствие роста спроса на автоматизацию и цифровизацию, ожидаю рост рынка IT-компаний. Выводы Ориентируясь на все прогнозы, опыт прошлых лет, углубитесь в логистику, в окружающий вас бизнес – это важно для стабильности в дальнейшем. Сформируйте систему показателей, которые будут высокорисковыми, средне-рисковыми и мало-рисковыми. Уловите тренды 2023 года именно для своей компании. Безусловно, аналитика в целом по рынку важна, но необходимо исследовать и функциональность вашей компании как одного из звеньев большой логистической цепи. Найдите слабые места, определите, что в первую очередь вам следует оцифровать и автоматизировать. Если у вас уже «оцифрован» бизнес – отлично. Пришел момент, когда стоит пересмотреть модели по контролю и развитию бизнеса и протестировать новые гипотезы. Кто поймает наступающие тренды, будет чувствовать себя спокойнее. Павел Сизов https://www.e-xecutive.ru/finance/novosti-ekonomiki/1995853-chego-ozhidat-ot-rynka-logistiki-v-blizh... дата: 13.10.2023 11:41:00 просмотров: 1411 рейтинг: (Голосов: 3, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию