Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений

Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений

Какие способы использует российский бизнес, чтобы решить проблему дефицита кадров?

В 2024 году российский рынок труда столкнулся с серьезным дефицитом кадров, который, по разным оценкам, составляет от 2,5 до 4,8 млн человек. Основной его причиной является сложившаяся возрастная пирамида, которая ежегодно сокращает численность рабочей силы на 400-500 тыс. человек. Дополнительные факторы, такие как ослабление рубля, создание новых рабочих мест в ВПК и отток молодых специалистов за границу, только усугубляют проблему.


Комплекс этих факторов создает вызовы для российского рынка труда, требующие новых стратегий и подходов для их преодоления. Какие решения находит и использует бизнес?


1. Ускорение цифровизации и автоматизации


Уже несколько лет российские компании вкладывают средства во внедрение цифровых технологий. Только в 2023 году затраты на это составили 3,7 трлн руб., с наибольшими инвестициями в IT и телекоме (997,2 млрд руб.), финансовом секторе (786,1 млрд руб.) и обрабатывающей промышленности (398,4 млрд руб.). Все эти траты иллюстрируют стремление бизнеса к повышению эффективности, экономии ресурсов и снижению зависимости от человеческого фактора.


В целом, по данным «Зарплата.ру», работодатели готовы решать проблему дефицита кадров с помощью автоматизации:


  • 37% опрошенных сервисом компаний на протяжении трех последних лет активно занимаются внедрением современных технологий в свои бизнес-процессы;
  • 35% планируют автоматизировать процессы в своей компании в ближайшие пару лет;
  • 19% запланировали автоматизацию в более отдаленной перспективе. 


Например, X5 Group запустила роботизированные решения для частичной автоматизации складских процессов. В настоящее время проводится тестирование автономных мобильных роботов (AMR) и автономных вилочных погрузчиков (FMR), которые могут выполнять задачи без участия человека. Эти инновации направлены на оптимизацию ключевых бизнес-процессов компании, что в перспективе может сократить до 20% потребность в персонале в каждом распределительном центре.


Другая ритейл-сеть – «Лента» – внедрила мультипараметрические модели для анализа и прогнозирования спроса на товары. Централизация заказа в рамках одной службы позволяет обеспечить связку прогноз-заказ и повысить качество работы с обратной связью. Ранее заказы вручную формировали сотрудники магазинов. Автоматический заказ на базе умного прогноза освободит время для других задач. Кроме того, «Лента» провела реконструкцию кассовых зон в 44 гипермаркетах, где не было технологий самообслуживания. Это, в том числе, позволило сократить расходы на персонал.


Что касается промышленного сектора, то, например, крупный машиностроительный завод из Волго-Вятского макрорегиона сообщил, что роботизировал участок резки и сварки элементов своей продукции, что ускорило выпуск деталей на 40%, и снизило потребность в персонале на этом участке производства на 70%.


При этом до последнего времени в России довольно редко встречались случаи, когда поводом для цифровизации становится дефицит кадров — основном инициаторы ожидают эффект в части оптимизации затрат, процессов и производства.


2. Гибкий подход к занятости и найму


В силу сложившихся обстоятельств работодатели начинают шире смотреть на рынок труда: с одной стороны, вовлекать все большие слои населения и категории граждан, а с другой стороны — подстраивать свои рабочие процессы к их возможностям.


ГК «Еврострой» стала гораздо чаще рассматривать женщин на должности руководителей проектов строительства, инженеров, прорабов и начальников участков, в отличие от ситуации трехгодичной давности. А застройщик «Бонава Санкт-Петербург» нанимает сотрудников старшего поколения (лиц предпенсионного возраста и пенсионеров) и начинает рассматривать женщин на традиционно «мужские» вакансии, например, прорабов.


Сеть «Винлаб» запустила цифровую платформу, которая позволит интенсивнее использовать ресурс текущих сотрудников и при этом увеличивать их доход. С помощью нового функционала — биржи смен — сотрудники могут подменять друг друга в случае необходимости за дополнительную плату. Потенциальный кандидат видит, на какое количество часов требуется закрыть позицию, и сколько денег он за это получит. Благодаря этому укомплектованность торговых точек по сравнению с прошлым годом выросла на 6%. Фонд оплаты труда удалось оптимизировать на 0,8%. Также снизились затраты на контроль и поиски персонала со стороны HR.


Есть и альтернативный пул работников. Компания «Русклимат» делилась опытом того, как подключает ресурсы ФСИН для привлечения персонала на склад. Кроме того, отмечается рост найма людей с инвалидностью, хотя этот ресурс по-прежнему используется недостаточно.


3. Нематериальная мотивация и рост оплаты труда


По данным Росстата, в прошлом году среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась в номинальном выражении на 14,1%, а в реальном – на 7,8%. В январе-феврале 2024 года рост продолжился, достигнув 18,3% в номинальном выражении и 10% в реальном. 


Помимо «гонки зарплат», дополнительный импульс получают и долгосрочные меры по развитию социальной сферы и улучшению условий труда. Традиционно в этом отношении сильны крупные промышленные компании. Один из примеров – компания ТМК, которая системно занимается всем пакетом – от комфорта на рабочих местах до производственной безопасности.


В сети «Магнит» для повышения лояльности даже работает выделенная исследовательская группа, которая владеет большим спектром методик от анализа до проектирования «человекоцентричных» инициатив. Чтобы справиться с дефицитом кадров, компания постоянно улучшает условия труда, упрощает рутинные задачи, стремится повысить лояльность персонала к компании и, конечно, индексирует заработную плату — в прошлом году зарплаты линейного персонала выросли в среднем на 12%. 


В дополнение к инструментам монетарной мотивации компании расширяют охват сотрудников долгосрочными программами удержания, включающими инвестиционные инструменты. Тренд на включение рядовых сотрудников в программы опционов или их аналоги задали IT-компании, в частности, «Яндекс». Однако также широко известна идея «народного капитализма» в «Норникеле» (корпоративная программа «цифровой инвестор»).


4. Сотрудничество с учебными заведениями


Развитие партнерских отношений с образовательными учреждениями позволяет бизнесу целенаправленно готовить специалистов с необходимыми навыками и знаниями, а также привлекать молодых профессионалов на ранних этапах их карьеры. 


Так, «Главстрой Санкт-Петербург» сотрудничает с техникумами и колледжами для корректировки образовательных программ в соответствии со стандартами и требованиями компании. Совместно с вузами застройщик организует конкурсы и кейс-чемпионаты. Особое внимание уделяется прохождению практик: начиная с третьего курса, студенты приходят на стажировку, что дает им возможность погрузиться в рабочую реальность и познакомиться с профессией. Студентам, у которых учебная практика длится три месяца и более, предлагается оплачиваемая стажировка или официальное трудоустройство. Примерно 30% из них в итоге попадают в штат.


Показателен и недавний опыт основания ведущими российскими компаниями «Центрального университета» — первого в стране учебного заведения, работающего по STEM-модели. В число организаций-партнеров вошли такие компании, как «Норникель»«Ренессанс Страхование»«Росатом»«Самолет»СИБУР«Технологии Доверия»«Тинькофф»«Уралхим»Avito«Рексофт Консалтинг»SelectelS7 AirlinesTele2VKX5 GroupYADROYandex Cloud. Некоторые из них в рамках сотрудничества анонсировали запуск собственных стажерских программ для студентов бакалавриата и магистратуры с возможностью дальнейшего трудоустройства.


Чем более масштабным и сложным бизнесом занимается компания, тем глубже и тем раньше начинается ее сотрудничество с образовательными учреждениями. Например, представители компаний, опирающихся на инженерные кадры, где требуется хорошая подготовка по математике и естественным наукам, отмечают, что начинать работать с учениками девятого класса уже поздно. 


Так, опорные школы РЖД охватывают 5-11 классы, образовательная платформа от «Сбера» вовлекает учеников начиная с 3 класса, а сетевые стандарты «Школы Росатома» распространяются также и на дошкольные учреждения. Компания также вкладывается в повышение уровня педагогов.


Главный критерий при выборе партнера в сфере образования – процент принятых на работу специалистов, хотя показатели по конверсии будут отличаться от специальности к специальности. Однако, даже если речь о крайне малых уровнях – например, об одном проценте нанятых – компании продолжают инвестировать в сотрудничество с учебными заведениями. Такие вложения окупаются в долгосрочной перспективе через улучшение воронки найма, общего рынка труда региона, работу на имидж работодателя и узнаваемость среди потенциальных кандидатов.


5. Обучение и переподготовка кадров


В условиях нехватки специалистов компании все чаще обращаются к образовательным инициативам, чтобы повысить квалификацию сотрудников и адаптировать их к новым требованиям рынка.


В недавнем опросе Банка России был приведен кейс одного из производителей одежды в Краснодарском крае, который перешел на выпуск более сложного мелкосерийного ассортимента и сократил количество офлайн-магазинов. Бизнес начал самостоятельно обучать потенциальных сотрудников, минимизируя использование ручного труда. Это позволяет не только адаптировать персонал к специфике производства, но и обеспечивать стабильное качество продукции.


На западном рынке стоит отметить успешный кейс IBM, показавший хорошую результативность. Сотрудников — «новых воротничков» — нанимают без профильного образования и в дальнейшем обучают в компании. В 2016 году IBM, столкнувшись с нехваткой персонала, решила взять специалистов без профильного диплома, сделав ставку на навыки. Сейчас на таких экспертов приходится около 20% всего найма в корпорации.


Для производственных компаний модель подготовки сотрудников не нова – по рабочим профессиям их готовят «с нуля» за несколько месяцев. При этом уровень учебных центров и корпоративных университетов постоянно повышается, и они могут сыграть важную роль в развитии городов присутствия — как, например, рассчитывают в компании ОМК


6. Поиск кадров за пределами страны


Также некоторые компании в стране все чаще расширяют свой коллектив через найм зарубежных специалистов.


Игроки химической промышленности и агропромышленного комплекса стали привлекать на работу сотрудников из Индии и Пакистана. Они занимаются неквалифицированным трудом, таким как упаковка, сборка тары и обслуживание производственных линий. Иностранные кадры также востребованы в горнорудной промышленности. Например, российские компании ищут в Индии водителей самосвалов. В кадровых агентствах отмечают, что запросы на трудовых мигрантов без знания русского языка продолжают поступать в достаточном количестве. Кроме того, бизнес также готов нанимать людей из Северной Кореи.


«Магнит» расширяет свои кадровые ресурсы среди граждан других стран через целевую программу набора персонала. Сотрудничество с Агентством по внешней трудовой миграции Узбекистана и планы привлечения специалистов из других стран СНГ и дальнего зарубежья, включая Индию, направлены на укрепление логистических операций.


Что дальше


К 2030 году дефицит кадров на российском рынке сохранится на уровне от 2 до 4 млн человек. Компании продолжат адаптироваться к сложившейся ситуации и буду расширять свои методы привлечения и удержания персонала.


Для достижения баланса на рынке труда необходимо внедрять современные подходы к управлению человеческими ресурсами. Спектр инструментов при этом довольно широк: улучшение условий труда и бенефитов для сотрудников, адаптация образовательных программ под требования рынка, сотрудничество государства и бизнеса в сложных секторах трудоустройства, поддержка программ повышения производительности через новые технологии и методы управления производством.


Взаимодействие различных сторон и эффективное использование современных подходов станут ключевыми факторами в решении проблемы дефицита специалистов на рынке труда.


Маргарита Патрушева


https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1997744-kak-biznes-spravlyaetsya-s-nehvatkoi-spetsial...

дата: 07.08.2024 21:19:49    просмотров: 385

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)



Рекламный блок

логистика аудит wms оптимизация склада логист