Последняя миля по-китайски: 6 важных черт китайской логистики для е-коммерса Как устроена логистика для e-commerce внутри Китая? Как доставлять посылку за сутки в любую точку страны, площадь которой составляет почти 9,6 млн кв. км? В Китае нет ПВЗ, – что их заменяет? Об особенностях и ключевых чертах «последней мили» в Поднебесной рассказывает Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в КНР. Объем китайского рынка электронной торговли в 2020 году достиг $2,3 трлн, это первое место в мире. По прогнозу eMarketer, в 2021 году объем e-commerce в Поднебесной вырастет почти до $2,8 трлн. Для примера, в США рынок онлайн-торговли оценивается в $710 млрд. В России этот рынок по итогам 2020 года достиг 2,7 трлн руб. или $36,8 млрд. Масштабы растут, а вслед за ними и качество логистики. Например, Alibaba, которому принадлежит 70% рынка e-commerce в Китае, еще 2 года назад сделал доставку на следующий день стандартом, сократив сроки до 24 часов. Как устроена логистика для e-commerce внутри Китая? Как доставлять посылку за сутки в любую точку страны, площадь которой составляет почти 9,6 млн кв. км? Об особенностях и ключевых чертах «последней мили» в Поднебесной – Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в КНР. Черта 1. Региональная специализация В Китае очень развита региональная специализация. Например, в Фошане производят мебель, Ханчжоу – аналог Силиконовой долины, производство автопрома организовано в Гуанчжоу и Шанхае. Есть модель, по которой при доставке отправлений для e-commerce в фуры загружают не только текущие заказы покупателей, но и популярные товары. Это категории, которые по статистике чаще всего заказывают в том или ином городе. Определить, какой товар наиболее востребован, помогает аналитика компании. Грузы привозят на склады консолидации, которые расположены в каждом регионе. И когда клиент заказывает товар, его отгружают с ближайшей площадки, которая, например, находится в радиусе 20–40 км. Черта 2. Спецдороги для фур В Китае большинство дорог между городами платные для проезда легковых и грузовых авто. Добраться в любой населенный пункт по бесплатной дороге сегодня практически невозможно. Но при этом строятся и отдельные платные трассы только для грузовиков. На этих дорогах повышенная разрешенная скорость, меньше светофоров, практически отсутствуют пешеходные переходы и так далее. Это еще один фактор, который влияет на ускорение доставки. Черта 3. Высокая оборачиваемость складов Следующая особенность китайской логистики – высокая скорость обработки посылок. Грузы принимаются, комплектуются, упаковываются и готовятся к отгрузке, а потом сразу доставляются. Безусловно, как и во всем мире, на фулфилмент-складах есть хранение, но за счет высокого спроса оборачиваемость выше, поэтому и скорость складской обработки выше. Также в Китае распространена доставка drop-in-ship, то есть технология, исключающая склад как промежуточную точку логистики. В этом случае заказ отправляется клиенту не со склада консолидации или распределительного центра маркетплейса, а напрямую от поставщика или производителя. Drop-in-ship применяется, если и заказчик, и поставщик находятся в одном городе или в ближайших населенных пунктах. Черта 4. Мини-склады заменили ПВЗ В Китае вообще нет пунктов выдачи заказов. Вместо них в городах создана сеть мини-складов консолидации в шаговой доступности от торговых центров, офисных зданий, жилых комплексов. Получить свой заказ на таком складе нельзя. Вместо покупателя это сделает курьер. Оборачиваемость мини-складов также высока: ночью машина с заказами разгружается, а уже рано утром курьеры доставляют посылки по адресам. Каждый курьер повторяет эту операцию несколько раз в день, и к вечеру склад пустеет. Он готов к приему следующей партии. Черта 5. Курьерская доставка на скорости Один курьер в крупных мегаполисах Китая может доставлять по 300-400 посылок в день. Конечно, такое возможно только в городах с высокой плотностью населения, где на 1 кв. км территории приходится порядка 10 тыс. жителей. Как происходит курьерская доставка? Курьеры успевают доставить такое большое количество посылок благодаря тому, что не вручают их получателям лично в руки. В жилых комплексах с закрытой территорией курьеру даже не нужно заходить в дом. Он просто оставляет все посылки у ворот, а жильцы забирают свой заказ в удобное время. Например, за раз курьер может оставить 50-100 небольших посылок для разных жильцов за одну поездку. Если в жилой дом есть свободный доступ, курьер оставляет посылку у двери в квартиру. Волноваться, что кто-то заберет чужое, не приходится – в Китае это не принято. Разве что по ошибке, но в этом случае быстро вернут с извинениями, ведь кража там наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет. Еще один пример – доставка почты. Курьер может доставить за один раз 500–600 писем и документов. Это связано с тем, что, документооборот между китайскими налоговиками и компаниями довольно интенсивный. К примеру, счета-фактуры в Китае печатаются на особом принтере, который через специальную систему связан с Государственной налоговой администрацией. Затем счет-фактура отправляется в бумажном виде в налоговую инспекцию, которая в ответ также направляет необходимые документы. В день даже небольшая компания может отправить и получить несколько десятков конвертов. А в крупных корпорациях создаются целые подразделения, в задачу которых входит эффективная организация документооборота с Государственной налоговой администрацией. Так называемая доставка посылок «к двери» быстрее для клиента и эффективнее для логистической компании. Курьер работает в течение дня, не подстраиваясь под временной интервал, без контактов и созвонов. И это позволяет существенно ускорить доставку. Черта 6. Доставка через постаматы Еще один популярный канал доставки в Китае – постаматы. Например, в сети Hive Box их более 260 тыс. Еще более 100 тыс. постаматов открыто у Cainiao. Есть и другие игроки рынка. Для сравнения: в России, по данным справочника 2ГИС, сейчас работает порядка 18 тыс. постаматов. Также в Китае тестируется такой формат как постаматы на колесах. Например, шведская компания Wheelys в Шанхае запустила круглосуточный мобильный беспилотный супермаркет Moby. Проще говоря, это небольшой передвижной торговый павильон, который работает на солнечных батареях. Покупатели самостоятельно выбирают и оплачивают товар, а когда запас товаров уменьшается, Moby возвращается на склад для их пополнения. Откуда ноги растут у «последней мили» По прогнозу eMarketer, в 2021 году на e-commerce будет приходиться 52,1% всех розничных продаж в Китае. В 2020 году доля электронной торговли составила 44,8%. Для сравнения: в США этот показатель в текущем году составит всего 15%, а средний показатель среди стран Западной Европы – 12,8%. В России, по данным Росстата, в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли. Растущему рынку необходима эффективная логистика – только Cainiao доставляет 60 млрд посылок в год. А в 2022 году объем рынка e-commerce в Китае может превысить $3 трлн. При таких объемах издержки носили бы критичный характер. Поэтому эффективность – необходимость для e-commerce и логистики Китая. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64765/ https://ekspertov.ru/ Алексей Музеев, директор филиала ПЭК в Китае. Для New Retail Подробнее на New Retail: https://new-retail.ru/business/poslednyaya_milya_po_kitayski_6_vazhnykh_chert_kitayskoy_logistiki_dlya_e_kommersa9785/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D дата: 24.11.2022 12:24:52 просмотров: 228 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию