ИT-ускорение на транспорте Развитие ИT-технологий в транспортной отрасли приведет к перестройке транспортной инфраструктуры, говорят эксперты. А ускорение развития технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR, AR, MR) приведет к снижению спроса на пассажирские перевозки. При этом при ИТ-переходе возможен существует целый ряд рисков для участников транспортного рынка – удешевление изначально дорогостоящих новых технологий за счет высокого спроса со стороны широких масс потребителей и их массовое воспроизводство. Встать на рельсы ИТ-перехода Еще в конце прошлого года эксперты прогнозировали, что спрос транспорта и логистики на цифровые технологии к 2030-му может вырасти до $626,6 млрд. Для сравнения, в 2020 году он составил $89,4 млрд. Благодаря цифровой трансформации производительность труда в отрасли к 2030-му должна увеличиться на 20%. Вместе с тем, по мнению основателя фонда Davidovs Venture Capital Николая Давыдова, после того как российский бизнес остался без зарубежных технологических партнеров, создавать что-то новое ему будет сложно. Как он утверждает, в изоляции ИТ-индустрия существовать не может – ей нужны связи с миром. Поддерживать работу государственных сервисов, скорее всего, получится. Но создавать новые продукты – вряд ли. По его мнению, российский ИТ-рынок может стать маленькой версией китайского. Н. Давыдов ссылается на опыт изоляции в Китае: у китайских пользователей нет доступа к большому количеству американских сервисов – и чтобы те могли работать в КНР, им приходится идти на уступки местным властям, что нередко вызывает недовольство пользователей в США. Поэтому они периодически уходят с китайского рынка, а потом возвращаются, говорит эксперт. На сегодня, по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, каждая десятая (10,8%) отечественная компания осуществляет инновационную деятельность, в том числе выполняет исследования и разработки, необходимые для улучшения качества и конкурентоспособности нововведений. При этом собственные научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения, работающие на постоянной основе, есть примерно у 5,2% организаций. Новое и отечественное В настоящее время в транспортном (в том числе и железнодорожном) комплексе реализуется ряд масштабных проектов по созданию информационных систем нового поколения, позволяющих встроиться в изолированную ИТ-среду. В последние годы в ОАО «РЖД» не перестают повторять, что цифровизация, автоматизация и искусственный интеллект должны изменить облик железнодорожного транспорта уже в ближайшем будущем. И монополия, и власти нацелены на оптимизацию мультимодальных грузовых перевозок, создание платформенных решений для выполнения бесшовных отправок, быстрое и качественное оформление грузов, в том числе в трансграничном сообщении, их сопровождение на всех этапах перевозки с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов. Если говорить о конкретных новых решениях, то, например, холдинг «Синара – Транспортные машины» (СТМ, входит в группу «Синара») и автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет Иннополис» работают над созданием комплексного программного обеспечения, включающего проведение оперативной высокоточной диагностики транспортных средств с применением технологий компьютерного зрения. Одна из главных целей данной разработки – существенное повышение уровня безопасности при перевозке пассажиров. Также 2 года назад РЖД разработали виртуального помощника маневрового диспетчера на сортировочных станциях, созданного с использованием технологий искусственного интеллекта. На стадии прототипа он снизил время простоя вагонов более чем на 20%. А весной этого года в рамках пилотного проекта интеллектуальной системой было оснащено 10 маневровых локомотивов. Их опытная эксплуатация проводилась на станциях Лоста и Дема, сообщил руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин. При этом ранее в РЖД подчеркивали, что замена людей роботами на железной дороге будет происходить поэтапно и не во всех регионах РФ. «Сначала машинисты станут операторами, чтобы контролировать работу искусственного интеллекта дистанционно», – отмечал руководитель направления разработки систем машинного зрения компании «Сател» Виталий Самохин. Бесперебойные возможности Несмотря на беспрецедентные последствия санкций для российской авиаотрасли, современная гражданская авиация использует для надежной и эффективной работы множество цифровых систем и сервисов отечественной разработки. Сейчас в отрасли работает несколько базовых платформ. Среди них, например, интегрированная система управления предприятием SAP ERP, система Sabre, которая позволяет делать бронирование, и др. Также разработана отечественная система поддержания летной годности и технического обслуживания и ремонта воздушных судов – AMOS. Она позволяет воздушным судам находиться в воздухе не менее 12 часов. В сфере Big Data уже несколько лет идет разработка искусственного интеллекта в части определения ценообразования пассажиропотоков и предиктивных ремонтов. Также большое внимание уделяется 3D-печати в самолетостроении и проработке умных терминалов в аэропортах. А «Почта России» с середины этого года начала на Ямале опытную эксплуатацию беспилотных авиационных систем для доставки грузов. В 2023-м маршрутную сеть расширят за счет Камчатки и Ханты-Мансийского автономного округа. Ранее сообщалось, что в эксплуатацию будут введены также конвертопланы: их себестоимость в сравнении с самолетами гораздо ниже в части обслуживания лизинга и амортизации. В целом, как сообщил в июне замглавы Минцифры России Андрей Черненко, крупнейшие российские авиакомпании планируют в октябре завершить экстренный переход с зарубежных систем на отечественное ПО. В первую очередь речь идет о системах бронирования. Больше свободы Транспортная отрасль как основа экономики еще до введения санкций нуждалась в самых современных цифровых технологиях. Это позволяет ей оставаться конкурентоспособной на мировом рынке, обеспечивать потребность в перевозках растущих объемов пассажиров и грузов, а также доступность и качество оказываемых услуг. Но и предприниматели, и власти нехотя признают: хотя импортозамещение и идет с 2014 года, в ряде случаев зависимость от импорта была недооценена. В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) санкции сегодня называют способом обеспечения технологической независимости. «Автопром и авиапром – это классический пример того, когда мы, работая, как нам казалось, с надежными партнерами из Италии, Франции и т. д., оказались в полной зависимости при производстве отечественных машин. Теперь нам понадобится несколько лет для того, чтобы импортозаместиться», – рассуждает президент РСПП Александр Шохин. На сегодня реестр российского ПО содержит около 13 тыс. решений по всем классам программного обеспечения. Безусловно, от государства сейчас требуется принятие активных и энергичных мер поддержки промышленности и транспортной отрасли в частности. Но, как говорят и в РСПП, и сами участники транспортного рынка, переход на ИТ и отечественные продукты должен быть более свободным. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64620/ https://ekspertov.ru/ Автор:Наталья Гусаченко дата: 09.08.2022 16:51:04 просмотров: 89 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию