Доставка для ретейла: как бизнес выстраивает логистику Чтобы эффективно работать с крупными торговыми сетями и маркетплейсами бизнесу необходимо грамотно организовать процесс доставки. Основные сложности логистики для ретейла и варианты решения — в материале РБК+ Начиная с «ковидных» времен наблюдается устойчивый переток покупателей в онлайн. Так, по данным Росстата, в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м. Объем российского рынка электронной коммерции в 2020 году достиг 3,2 трлн рублей, а в 2021-м — 4,1 трлн рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ). Сама возможность онлайн-покупки стала важным фактором при выборе для покупателя. Однако продавцы, выходящие на крупнейшие площадки, сталкиваются с многочисленными нюансами доставки товара до склада. Это приводит к росту спроса на услуги аутсорса в рамках так называемой «первой мили». В офлайне ситуация схожая, с поправкой на необходимость доставлять товар в несколько регионов одновременно. Как поставщикам оптимизировать логистику для ретейла — в материале РБК+. Расцвет маркетплейсов Интернет-торговля продолжает расти — и тон задают маркетплейсы, а не отдельные разрозненные интернет-магазины, отмечает генеральный директор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков. Наблюдения эксперта подтверждаются, в частности, данными логистических компаний. Так, по информации одного из ведущих грузоперевозчиков, ГК «Деловые Линии», в 2021 году количество перевозок в маркетплейсы увеличилось почти в пять раз в сравнении с предыдущим годом. Доля e-commerce в общем объеме LTL-перевозок (сборные грузы) за тот же период возросла в четыре раза. Структурный сдвиг в сторону маркетплейсов влечет за собой изменения в смежных отраслях, включая логистику. Новые поставщики, особенно представители малого и среднего бизнеса, сталкиваются с целым рядом нюансов при доставке товаров. Как рассказали в пресс-службе AliExpress, продавцы могут либо работать со своего склада (модель FBS — Fulfilment by Seller), отгружая упакованные заказы курьеру, либо отвозить в отделения «Почты России»/пункты приема заказов логистического партнера, с которым работает конкретный маркетплейс, либо работать со склада AliExpress или партнеров (FBA — Fulfilment by AliExpress). Цена ошибки Неопытные поставщики сталкиваются с определенными сложностями при взаимодействии с маркетплейсами. Как заметил Иван Федяков, стоимость курьерских услуг в последнее время существенно выросла. «В последнее время мы видели большую проблему кадров на рынке, потому что многие ушли работать в сферу доставки еды. Такие сервисы, как Delivery Club, Яндекс.Еда, Самокат и СберМаркет, очень активно «всасывали» в себя представителей этой профессии, предлагая более выгодные условия работы», — пояснил он. Маркетплейсы, по его словам, со своей стороны последовательно повышали требования к поставщикам. Если раньше поставщик мог отгружать товар на склад раз в пять дней и за это время скопить определенный объем заказов, то сейчас маркетплейсы требуют отгружать минимум раз в два-три дня, а то и ежедневно. Следующая сложность в работе с маркетплейсами — необходимость соответствовать правилам площадки при доставке и упаковке товаров, оформлении документов, отметила старший аналитик Data Insight Наталия Крупенина. «Эти правила бывают достаточно сложными, а для маленьких компаний цена ошибки в этом месте оказывается довольно высокой. В решении этой проблемы помогает аутсорс логистических процессов, хотя бы частичный», — отмечает аналитик. Как рассказали в ГК «Деловые Линии», есть несколько видов типовых ошибок, которые приводят к отказу в приеме поставки. Если это ошибки в упаковке, то надо переупаковывать или перекладывать короба на палету. Если ошибки в маркировке — перемаркировать отдельные короба или всю поставку. Ошибки в личном кабинете также могут повлечь за собой отказ в приемке маркетплейсом. Чтобы минимизировать потери, на складе компании-аутсорсера сотрудники логистического оператора дополнительно проверяют соответствие упаковки и маркировки требованиям маркетплейса, и в случае расхождений помогают перемаркировать (переупаковать) поставку. В контакт-центре специалисты отвечают на вопросы по оформлению поставок и устранению ошибок, обученные водители помогают решать вопросы при приемке. Опыт поставщика Основатель бренда женской одежды Magliera Полина Бурцева об опыте работы с Wildberries: «Я продаю по схеме FBO [Fulfilment by Operator – ред.], формирую поставку 1-2 раза в неделю с помощью платформы по управлению бизнесом на маркетплейсах. Затем отправляю товар на центральный склад маркетплейса в Коледино. В Москве мы пользуемся постоянными водителями, которые ежедневно возят поставки на Wildberries. В других городах обращаемся к «Деловым Линиям» или частным водителям, которых находим через чаты поставщиков. Несмотря на то, что мы живем в турбулентное время и у селлеров есть проблемы, связанные с закупками и логистикой, мой опыт показывает, что если процесс налажен — то и сложностей не возникает, ни с производством, ни с отгрузками, ни с доставкой. Стоимость логистики варьируется от 7 до 10% от суммы продаж». Офлайн торговля По словам Наталии Крупениной, аутсорс доставки «первой мили», то есть от поставщика до склада магазина, наблюдается и в крупных офлайновых сетях. «В конце 2021 года мы видели, что магазины стали чаще отдавать доставку первой мили на аутсорс. Раньше эту задачу практически все выполняли самостоятельно. По сути, это один из последних логистических процессов, который магазины решились передавать на аутсорс», — отмечает аналитик. В «Деловых Линиях» называют несколько проблем, специфичных для поставщиков офлайновых торговых сетей: это штрафы от торговых сетей за нарушение даты и времени поставки; ситуации, когда не возвращают сопроводительные документы или возвращают, но не в полном объеме; долгие простои при приемке и высокие требования сетей к автотранспорту (на «уставшем» грузовичке возить нельзя). Решение этих проблем поставщики все чаще предпочитают отдать на откуп логистических компаний. Генеральный директор ГК «Реалъ» Александр Мышинский назвал ситуацию, в которой аутсорс доставки товаров в торговую сеть становится наиболее эффективным решением. «Это удобно, когда идут поставки в магазины сети по всей стране. Если поставщик хочет иметь прямой контакт с сетью, минуя дистрибьютора, он обращается к логистической компании, которая перевозит товар по его накладным в составе сборных грузов», — отметил эксперт. Сценарии будущего Несмотря на растущую конкуренцию среди маркетплейсов, эксперты полагают, что на рынке еще есть место для новых торговых площадок. Как отмечает CEO CS-Cart Илья Макаров, в условиях снижения притока импортных товаров новый отечественный маркетплейс может занять свое место под солнцем за счет правильного выбора ниши и качественного клиентского сервиса. Таким образом, вопросы логистики маркетплейсов и сетевой торговли остаются наиболее актуальными. Появляется возможность и для передела долей рынка. Один из зарождающихся трендов — сращивание B2B и B2C сегментов. Пока рынок B2B-платформ на стадии идеи становления, B2C могут сориентироваться и занять эту нишу. Требования к логистике, соответственно, будут меняться под эту категорию клиентов. Дальнейшие же тенденции в развитии ретейла, очевидно, будут зависеть от общего развития ситуации в стране, добавляет Иван Федяков. «В этом году мы абсолютно точно получим снижение реальных доходов населения. Вопрос в том, каким будет это снижение. Самый лучший сценарий — падение на 7,5%, как было в 2020 году. Менее оптимистичные ориентиры — на 12%, как 1998 году, либо еще ниже», — поделился эксперт. Пока же россияне активно совершают покупки впрок. Траты в первую неделю марта выросли на 21% относительно средне-недельных трат в феврале, свидетельствуют данные эквайринговой сети банка ПСБ. Увеличение среднего чека за первую неделю марта в сегменте «Электроника» составило 39%, в «Аптеках» — 26%, в «Супермаркетах» 13% и в сегменте «Одежда» 9%. При этом выражен повышенный спрос на экспресс-доставку — покупатели хотят быстро получить заказ. В этих условиях гибкая настройка — то есть бесперебойная логистика и своевременное пополнение складов — становится ключевым фактором создания финансовой подушки безопасности для поставщиков. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64426/ https://ekspertov.ru/ Автор Мария Летюхина дата: 24.03.2022 13:42:38 просмотров: 178 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию