Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Кризис логистики: причины, последствия и прогнозы

Кризис логистики: причины, последствия и прогнозы


О заторах на пограничных автопереходах из Китая в Россию знают все. Жители Приморья опасаются, что из-за стоящих в пробках грузовиков в крае возникнет дефицит дешевых привозных овощей. Что происходит и когда нормализуется ситуация? Этот вопрос «К» задал учредителю ООО «Дружба» Николаю Киму.

— Как обстоят сегодня дела на рынке логистики в направлении Россия — Китай?


— С начала пандемии морские контейнерные перевозки, которые в свое время стали основным способом доставки всех категорий товаров из КНР, в том числе и в нашу страну, выросли в цене более чем в семь раз. А после инцидента в южной части Суэцкого канала, случившегося весной 2021 г., нарушилась ритмичность судоходства. Задержки грузов при мультимодальных перевозках через порты достигали до полугода. Одновременно с этим подскочили железнодорожные и авиатарифы.


Сухопутные автоперевозки для Дальнего Востока стали реальной альтернативой, чтобы компенсировать снижение грузопотоков по другим каналам, но из-за антиковидных ограничений часть пограничных постов закрылась, а на оставшихся серьезно снизилось количество пропускаемого транспорта. К весне прошлого года на российско-китайской границе начали выстраиваться огромные очереди из грузовых автомобилей.


К концу лета 2021 г. усилиями правительств обеих стран ситуация стала выправляться. Но 3 декабря из-за вспышки заболеваемости во Внутренней Монголии на полтора месяца полностью закрылся крупнейший сухопутный погранпереход Забайкальск — Маньчжурия. Кроме того, серьезные проблемы возникли в транзитном направлении Китай — Казахстан — Россия, через который товары доставлялись не только в нашу страну, но и в Европу.


Потоки фур с западных регионов хлынули в Приморье. Мне известно, что сейчас в крае находится более 200 машин с московскими и белорусскими номерами. Повышенный спрос на услуги перевозчиков спровоцировал резкий скачок цен на рынке логистики. Стоимость перемещения международных грузов поднялась в разы.


На фоне всего этого многие из владельцев грузового автотранспортного парка, чтобы не потерять доход, переключились на работу с дорогостоящими товарами — одеждой, гаджетами и другими. Доходит до того, что в «термосах» (изотермических фурах. — Прим. «К») и рефрижераторах из Китая вывозят хозтовары.

— Удается ли в такой обстановке сдерживать дефицит овощей в нашем регионе? Ведь из-за задержек на таможне скоропортящийся товар может стать негодным в считаные дни.


— Перевозки скоропортящихся продуктов всегда были наименее рентабельными по сравнению с другими видами товаров и сопряжены с определенным риском. Но наши партнеры, компании ООО «ДВ-Фрут» и «Гринлайн», а также перевозчики, которые с ними работают на протяжении 20 лет, нацелены на социально значимую для Дальнего Востока задачу — насытить рынок плодоовощной продукцией, не допустить провала поставок. Однажды это уже случилось в самом начале разгула пандемии, когда Китай внезапно закрыл границы. Прилавки тут же опустели, а цены на овощи взлетели до небес. Мы не хотим повторения подобного.


Даже в такой сложной ситуации с логистикой мы сумели в 2021 г. завезти на региональный рынок на 34% плодоовощной продукции больше, чем в предшествующем. Благодаря этому удалось сдержать рост цен и увеличить ассортимент. К счастью, по соглашению между правительствами РФ и КНР декларации на скоропортящиеся товары таможенники рассматривают в приоритетном порядке.


Только за последние четыре месяца группой наших компаний-импортеров через автомобильные погранпереходы в Приморье перевезено 1,8 тыс. товарных партий овощей. В общей сложности, это около 44,2 тыс. тонн. Основная масса поставок шла через МАПП «Пограничный» — более 1,5 тыс. Если бы мы вовремя не ввезли их, то Дальний Восток в очередной раз мог бы остаться на «голодном пайке».


Но это понравилось не всем. Те, кто во время кризиса пытается навариться на ситуации и вывезти через МАПП «Пограничный» дорогостоящий ширпотреб, стали строить козни в отношении наших партнеров-перевозчиков. Их целью стало опорочить социально ориентированный бизнес ради собственной сиюминутнутной выгоды. Поэтому во все инстанции полетели кляузы, не имеющие под собой никакой почвы.

— Есть у вас прогнозы, когда улучшится ситуация с пропуском автотранспорта на погранпереходах?


— Считаю, что, как только морские международные пути перевозок вернутся в нормальный режим функционирования, очереди из грузовых фур исчезнут. Снизится и цена за транспортировку груза.


К слову, за последние дни появилось несколько хороших новостей.


С 3 февраля наши контролирующие органы разрешили ввоз из Китая плодов цитрусовых культур, а с 20 февраля начнутся поставки семечковых, ранее приостановленные в августе 2019 г.




КОММЕНТАРИИ


Александр Питецкий, заместитель директора плодоовощного рынка «Дружба»: «При отсутствии поставок из Китая нам пришлось бы вынужденно переключиться на плодоовощную продукцию из западных регионов. Учитывая логистическое плечо, по которому ее завозят, для жителей края она стала бы гораздо более дорогой, чем сегодня.


Хочу заметить, что если с запада мы можем везти в основном огурцы и помидоры, то через восточную границу практически круглогодично заходят товарные партии с кабачками, баклажанами, брокколи, перцами, другими нежными овощами и зеленью. В итоге потребитель выигрывает не только в цене, но и в ассортименте.


Мы стараемся разнообразить стол дальневосточников и ориентируемся на ту сельхозпродукцию, которой не хватает в Российской Федерации или же она у нас не производится».


Дмитрий Волков, руководитель ООО «ГринЛайн»: «Мы — компания-импортер. Собственный автопарк у нас небольшой, и поэтому по договорам оказания услуг грузоперевозки с нами работают более 45 предприятий и индивидуальных предпринимателей.


Сразу скажу: не успей мы с ними завезти перед Новым годом большие объемы овощной продукции в Приморье, резкого роста цен было бы не избежать. Но уже к декабрю рынок стал насыщаться, даже появились незначительные запасы. Кризис прошел стороной, лишь слегка зацепив потребителей.


Кстати, среди потребителей бытует стойкое предубеждение, что китайские овощи невкусные, «пластиковые». Но этому предрассудку уже давно пора уйти в прошлое. Сейчас, когда доставка продуктов с сопредельной стороны настолько проблематична, никто не будет связываться с бросовым товаром. Тем более что каждая поставляемая партия тщательно проверяется различными службами, в том числе Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Всероссийским центром карантина растений».


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64400/

https://ekspertov.ru/

https://primpress.ru/article/81717?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer...

дата: 22.02.2022 16:22:16    просмотров: 236

рейтинг: 
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

«Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли