Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика интернет-магазина

Логистика интернет-магазина

Автор: Семёнычев Вадим


Традиционная розница


За прошедший 2012 год интернет-коммерция в России выросла на 23-40%. Это, несомненно, является одним из существенных факторов изменений в логистике. В цепи поставок традиционной розницы, покупатели идут в магазин, чтобы приобрести товар, поэтому расположение магазинов является важным параметром в бизнесе розничной сети. В связи с этим, компании тратят значительные средства на аренду помещений в местах с высокой проходимостью. Данные затраты в результате отражаются на конечной стоимости товаров на полках. 
Так же традиционной рознице необходимо поддерживать определенный уровень запасов в магазинах, которые, как привило, пополняются с региональных распределительных центров. 

                                                

Самые эффективные ритейлеры имеют сеть магазинов и распределительных центров, некоторые из которых функционируют по системе «кросс-докинг».


Изменение концепции ведения бизнеса


Необходимо отметить, что появление интернет-коммерции изменило отношение между покупателями и розницей:

  • Участники. Минимальная потребность в финансовых вложениях при открытии интернет магазина, позволило многим людям, желающим иметь свое дело заняться данным видом бизнеса. Большинство из открытых интернет-магазинов было открыто с чистого листа, как новый бизнес. Особенно в таких сферах как продажа музыки, книг и электроники. Но принятие «онлайн стратегии» традиционной розницей тоже не редкий случай. Таким образом, во многих отраслях возросло число игроков за счет интернет-магазинов, что привело к развитию конкуренции и общему понижению цен.
  • Месторасположение. Покупатели теперь принимают решение о покупке дома. Компании должны анализировать и выбирать только месторасположение своих складов, но не магазинов. Крупные интернет-магазины могут поддерживать сеть распределительных центров с целью оптимизации таких параметров как время доставки и покрытие региона.
  • Покупки. Покупатели виртуально рассматривают магазин, и заказы доставляются через почту или курьерскими службами, которые доставляют товар на дом. Получается, что покупатели напрямую связаны с цепью поставок с момента размещения заказа.
  • Отслеживание заказа. Покупатели хотят точно знать о времени доставки. Это принуждает интернет-магазины внедрять информационные системы для отслеживания грузов, а также развивать логистику, что бы доставка происходила точно в срок.


Влияние на логистику


Влияние интернет - коммерции на логистику не до конца определено, но на текущий момент уже много тенденций могут быть выявлены. Большинство изменений и сложностей в логистике интернет-коммерции приходится на логистику распределения. 


Ниже описаны одни из самых значимых:

  • Доставка до покупателя, как значимый процесс. В традиционной рознице, покупатель несет расходы доставки товара из магазина до дома, но с возникновением интернет-коммерции данный сегмент цепи поставок должен интегрироваться со всем процессом логистики.
  • В интернет-коммерции возрастает склонность к использованию услуг логистических операторов, 3PL- провайдеров. (Исходя из теоретического определения, 3PL-провайдер (Third party of logistics provider, в пер. с англ. Третья сторона в логистике) – организация, которой та или иная фирма передает на аутсорсинг какие-то из логистических функций. Основное отличие 3PL- провайдера от логистического оператора состоит в том, что первый способен брать на себя функцию управления запасами клиента по всей цепи поставок).  


Одно из основных преимуществ парадигмы интернет - коммерции состоит в том, что каждый делает то, на чем он специализируется. Таким образом, аутсорсинг хорошо вписывается в общую систему интернет коммерции.


Остановимся немного подробнее на роли 3PL провайдеров в интернет коммерции.
3PL-провайдер может взять на себя ответственность за выполнение следующих функций для интернет - магазина:


Управление снабжением


Хорошо спланированные поставки лежат в центре внимания интернет-магазина. 3PL провайдер может обеспечить хорошую связь в перемещении товаров от поставщиков к вам.


Складирование.


Как уже упоминалось выше, у интернет-магазина, нет необходимости иметь «физические» магазины, однако необходимо поддерживать необходимый уровень запасов. 3PL провайдер может обеспечить все потребности в складских мощностях.


Консолидация

В связи с тем, что интернет-магазин зачастую отправляет малые партии товара в одно и то же место, возникает ситуация, когда консолидация может сэкономить существенные средства на доставку этих товаров.


Исполнение заказа.


По причине того, что интернет-магазин в основном работает на доставку, исполнением заказа является не только сама доставка товара до клиента, но и доставка товара во время, в надлежащем состоянии, количестве и чтобы клиент получил то, что действительно заказал. Выходит полный набор 7R – золотого правила логистики. 
(Right product - нужная продукция; Right quality – в должном качестве; Right quantity – в правильном количестве;Right time – в установленное время;Right place – в необходимое место;Right customer - конкретному потребителю;Right cost – с оптимальными затратами.)
Данные вещи могут показаться очевидными, но вся электронная коммерция, а вернее ее клиенты зачастую страдают от ошибочного выполнения заказа.


Сформулируем причины, по которым интернет-магазину может быть выгодно, передавать логистические функции на аутсорсинг 3PL провайдерам:

  • Гибкость. Далеко не все интернет магазины имеют такие объемы как amazon.ru. Как упоминалось выше, большинство из них начинают с малого. Создание отдела логистики в таком случае ведет к большим постоянным затратам, которые интернет-магазин не сможет нести. 3PL провайдер может обеспечить бесперебойную работу логистики при маленьких объемах, гибко реагируя на объемы материального потока, помимо того, как интернет-магазин расширяется.
  • Эффективность и специализация.


Если вы хороший коммерсант, то это то, на что необходимо тратить свое время. Вы будете наиболее эффективны в вашей области, если полностью специализируетесь на ней.


Технологии


Логистика – область с быстроразвивающимися технологиями. Оборудование и программное обеспечение постоянно модернизируется. Хороший логистический провайдер или 3pl –провайдер будет поддерживать технологии на должном уровне, так как этого его основная специализация.


Возвратная логистика.


Возвратная логистика существует и в традиционной рознице, однако в интернет-коммерции она приобретает особое значение. 

Потребность в функционировании возвратной логистики в интернет-магазине может возникнуть в следующих случаях:

  • Товар доставлен не в место назначения.
  • Доставлен испорченный товар (был испорчен в процессе транспортировки, поцарапан и.т.д.)
  • Доставлен не работающий товар.


К примеру, новая техника, заказанная в интернет-магазине не запускается. Это может быть, к примеру, заводской брак. Такая проблема возникает и у традиционной розницы, однако в таком случае покупатель просто вернется с товаром в магазин. Если же товар был куплен через интернет-магазин, покупатель, возможно, захочет, чтобы товар забрал курьер.

  • Клиент отказался от товара.


Иногда случается, что клиент заказал товар, но после того как он был доставлен курьером, отказывается от него, не смотря на потерю денег за доставку.
Вполне очевидно, что в интернет-коммерции «живой» контакт с покупателем практически отсутствует. Есть две составляющих, по которым покупатель оценивает интернет-магазин: сайт и качество выполнения заказа. И недостаток в любом из них может привести к потере клиента. Возвратная логистика является неотъемлемой частью выполнения заказа, а для интернет-магазина это является стратегической составляющей.

В целом, использование интернета стало популярным примерно в последние десять лет, особенно в странах, где создание интернет сайта обходится весьма недорого. Все больше и больше профессионалов склоняется к мнению, что интернет является революционным инструментом, который может сильно изменить процессы бизнеса. Интернет-коммерция не только не устраняет сложность логистики, а скорее усиливает необходимость в более продвинутых технологиях, а также в оптимизации системы распределения.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/60232/

https://ekspertov.ru/

дата: 25.08.2013 19:34:16    просмотров: 14666

рейтинг: 
(Голосов: 5, Рейтинг: 2.4)



Рекламный блок

«Логистика-2024» –онлайн-конференция про склады Бетонный феникс: как инвесторы зарабатывают на складах эпохи СССР Как компании справляются с нехваткой специалистов: 6 решений Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли