Таможня примерит электронное лицо 9 Августа 2013 Работа таможенной службы в Казахстане претерпевает изменения, цель которых – упростить и ускорить таможенные процедуры. В том, когда декларировать товар можно будет в электронной форме, как работает система управления рисками и что значит посттаможенный контроль, разбирался «Къ». Казахстан стремится облегчить ведение торговли, а простота и слаженность таможенного оформления – это один из тех китов, на которых держится успешная торговля. К тому же стоимость таможенного оформления существенно влияет на конечную цену товара, что сказывается на потребителях. Для упрощения процедуры таможенной очистки, или так называемой растаможки, внедрено и планируется внедрить несколько новелл. Во-первых, это электронное декларирование груза. «Абсолютно все этапы, от подачи декларации до выпуска, будут переведены в электронный формат. Пилотный вариант электронного декларирования будет запущен в первом полугодии 2014 года, а заработает полностью после внедрения Интегрированного таможенного тарифа, о котором говорят еще с прошлого года, и по мере включения в работу системы «Е-лицензирование», – отметили в пресс-службе КТК РК. Электронная декларация должна облегчить работу брокеров, которым не придется предоставлять в таможенные органы бумажные экземпляры. Другой хорошей новостью для предпринимателей, ввозящих грузы в Казахстан, может стать и возможность оформления товара списками, что позволит существенно сэкономить на таможенной очистке. Раньше Инструкция о порядке заполнения декларации на товары предписывала декларировать отдельно каждый товар, имеющий не только один код ТН ВЭД, но и один товарный знак, марку, модель, артикул и прочее. «Как показала практика, некоторые товары, как например электробытовая техника или шины, могут относиться к одному коду ТН ВЭД, но иметь разные товарные знаки, марки и прочее. Поэтому приходилось подавать большое количество добавочных листов и платить по 25 евро за каждый», – пояснили в КТК РК. С 26 июля 2013 года такие товары можно заявлять по одной декларации с приложением списка, то есть отменяется платеж за каждый дополнительный лист. Еще одно новшество – перенос акцента с самой таможенной очистки на посттаможенный контроль. «При отсутствии рекомендаций системы управления рисками груз в большинстве случаев выпускается автоматически. Таможенник без веских причин не должен влиять на решение о выпуске товаров», – пояснил начальник управления посттаможенного контроля КТК Николай Пак. Система может дать рекомендации по проверке после выпуска товаров (посттаможенный контроль), и если такие проверки не выявят нарушений, то компания получит так называемый зеленый коридор при оформлении, что максимально сократит и упростит очистку товаров. «Процедура посттаможенного контроля – это хорошая идея. Лично я за то, чтобы грузы выпускали быстрее, чтобы было как можно меньше препятствий, тогда не будут собираться очереди, товары не будут долго храниться на СВХ (склад временного хранения. – «Къ»). Это положительно скажется даже на конечной стоимости продукта: снизятся издержки, так как каждый день хранения товара на складах тоже стоит денег. То есть выгода есть даже для потребителей», – пояснил г-н Сутугин. «Мы с 2002 года пытаемся достучаться до властей с предложением упростить процедуру очистки, а вместо этого усилить посттаможенный аудит. То, что за 10 лет нас услышали, – это тоже, наверно, успех», – заявил г-н Шестаков. В то же время он высказывает два опасения в плане реализации реформы: отношение партнеров по Таможенному союзу (ТС) к нововведениям и сама реализация реформы. «В ходе Объединенной коллегии таможенных служб ТС Казахстан выступил с инициативой сместить акцент на посттаможенный аудит, но встретил недопонимание со стороны России и Беларуси», – пояснил председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров. В отношении реализации реформы важно определить группы риска, нужны грамотные таможенные инспекторы, которые будут разбираться и в бухучете, и в условиях продаж и прочем, считает г-н Шестаков. Он сетует на то, что Ассоциация и другие участники ВЭД, которые заинтересованы в создании равной конкурентной среды, с удовольствием поучаствовали бы в разработке и внедрении реформы. «Система, существующая сегодня, – экспертиза законодательных актов, которую мы проводим, – это не более чем формальность, так как наши ремарки к законопроектам не учитываются», – пояснил г-н Шестаков. Правда, не исключено, что система не заработает, пока не будет введено постдекларирование. «В Казахстане сегодня нельзя вносить корректировки в декларацию, любое изменение заявленного содержания считается нарушением. А если обнаруживается любое несоответствие по количеству или характеристике товара, то такой товар нельзя принять на баланс предприятия и нельзя изменить декларацию. Часто такой груз списывается», – пояснил источник «Къ». Отсутствие постдекларирования – не единственная проблема уже запущенных автоматизированных новшеств. Это показывает, что не все они позволяют упростить и ускорить таможенную очистку. «У нас для того, чтобы делать выборочный таможенный контроль, используется автоматизированная система управления рисками. Эта система, работая с различными базами данных, определяет уровень риска. Во внимание принимаются такие факторы, как вид товара, страна производства, лица, имеющие отношение к сделке и так далее. После оценки система рекомендует тот или иной груз к выборочной проверке», – пояснили в Комитете таможенного контроля РК. Смысл процесса в том, что грузы, прибывающие в страну, нужно проверять, но обработать все поступающие грузы физически не в состоянии ни одно государство, поэтому проверки на таможне имеют выборочный характер. Во всем мире именно система управления рисками отбирает грузы для проверки. Но самим участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) такая система жизнь особо не облегчила. «Я бы не сказал, что от внедрения системы управления рисками есть значимый положительный эффект, – грузы не стали оформляться заметно быстрее или проще. Эта система упростила работу самих таможенных инспекторов, так как им не приходится все делать вручную. Несколько экономит время то, что инспектору не нужно искать какие-то документы, все находится в компьютере», – отметил начальник отдела таможенного оформления компании, которая занимается брокерскими услугами, Дмитрий Сутугин. Несовершенство в работе системы отмечают и в Казахстанской ассоциации таможенных брокеров. «Сегодня основной документ таможенных органов по методологии управления рисками не исполняется должным образом. В частности, нет детализации рисков ни по отношению к объектам ВЭД, ни по отношению к субъектам», – заявил председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков. В пример можно привести груз с яблоками: если однажды кого-то уличили в том, что он провозил запрещенные вещества, например наркотики, в фуре с яблоками, то яблоки становятся объектом риска для всех. Не дифференцируются риски по компаниям, странам, откуда поступает товар, и прочим факторам. «Так происходит обобщение для всех, и процесс таможенной очистки по этому типу товара значительно затягивается. Груз подвергается проверкам, досмотрам, повышаются требования по документам и прочее. А если это срочный товар, как, например, те же яблоки? За время досмотра он портится, и его остается только выбросить или в лучшем случае пустить на повидло. Естественно, предприниматели закладывают в цену товара все эти риски, что существенно повышает цену для конечного потребителя», – пояснил г-н Шестаков. Качество казахстанской логистики В настоящее время, согласно Индексу развития логистики, который ведет Всемирный банк, Казахстан расположился в середине рейтинга, а именно на 86-м месте из 155 представленных стран. Рейтинг, помимо всего прочего, учитывает работу таможенной службы страны. Казахстанские таможенники оцениваются Всемирным банком на 2,58 из 5,0 возможных баллов. Рейтинг учитывает эффективность процесса таможенной очистки, а именно его скорость, простоту и предсказуемость формальных процедур таможенной службы страны. Наибольшего успеха по этому показателю достиг в 2012 году Сингапур, набрав 4,1 балла. Казахстан за последние годы увеличил этот показатель с 1,91 в 2007 году до 2,58 балла в 2012-м, продемонстрировав устойчивый рост при общем понижении позиции в индексе с 62-го места в 2010 году до 86-го в 2012-м. Интегрированный тариф – это система, которая содержит всю информацию о тарифных и нетарифных мерах регулирования, которые применяются при вывозе, ввозе и транзите товаров через РК. дата: 10.08.2013 14:32:21 просмотров: 10588 рейтинг: (Голосов: 1, Рейтинг: 5)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию