Путин подписал постановление об электронном обороте счетов-фактуры Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление \"О формах и правилах заполнения, ведения документов, применяемых при расчетах по НДС\", сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.Финмаркет 26.12.11 18:29Замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов сообщил, что премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства, вводящее электронный оборот счетов-фактуры. \"Подписано постановление о формах и правилах заполнения, ведения документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость\", - сказал Шаталов журналистам по итогам встречи с Путиным.РИА Новости 26.12.11 18:48 Ранее В. Путин заявил о необходимости сократить число первичных документов отчетности для бизнеса . Такое заявление он сделал на встрече с министром финансовАнтоном Силуановым, заместителем главы Минфина Сергеем Шаталовым и главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным.РБК 26.12.11 18:22 Шаталов отметил, что в документах две ключевые новации - \"становятся возможными электронные счета-фактуры\", а также корректировочные счета-фактуры. Утвержден порядок оборота электронных счетов- фактур 7 июня 2011 г. Минфин опубликован приказ, регламентирующий выставление и получение счетов- фактур в электронном виде (Приказ Минфина №50- н от 25.04.2011). Это означает, что российские предприятия смогут на практике отказаться от использования бумажных счетов- фактур и обмениваться документами через интернет, а не по почте или с курьером. Приказ был опубликован в Российской газете 3 июня 2011 г. Данный документ объясняет, каким образом компании будут обмениваться электронными счетами- фактурами. Напоминаем, что поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие использовать наряду с бумажными электронные счета- фактуры, были внесены летом 2010 года. Чтобы счета- фактуры в электронном виде имели юридическую силу (то есть их, например, можно было представить для зачета НДС или в суде), они должны быть подписаны электронной подписью. Важным моментом является и то, что в процессе обмена такими документами обязательно должна присутствовать независимая третья сторона, так называемый «оператор электронного документооборота». «Операторы в данном случае выполняют роль независимого арбитра: они подтверждают все действия по работе со счетами- фактурами как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. А именно – факт и дату выставления и получения. Кроме того, операторы обеспечивают «техническую сторону» процесса – техподдержку клиентов, качественную работу программного обеспечения для обмена электронными счетами- фактурами», – объясняет Григорий Поваров, заместитель генерального директора компании СКБ Контур (СКБ Контур – крупнейший в России оператор электронного документооборота между бизнесом и контролирующими органами). Если учитывать, что остальные бухгалтерские документы (договор, акт, накладная) уже могут в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» законно существовать в цифровом виде с электронной подписью, то можно сказать, что решение вопроса по счетам- фактурам позволит компаниям избавиться от бумажной рутины и последовать цивилизованному западному примеру, когда документы между предприятиями оперативно ходят в электронном виде. «Стоит отметить, что процедура последующего предоставления электронных счетов- фактур в налоговые органы также оговорена российским законодательством. 19 апреля вступил в силу приказ, утверждающий порядок предоставления электронных документов по требованию налоговых органов. Это означает, что компании не только могут обмениваться счетами- фактурами между собой, но и потом безболезненно представить такие документы для проверки. Бизнес давно ждал этой возможности, потому что электронные документы – это простой и эффективный способ сокращения издержек и повышения скорости работы по любой сделке. В результате многие компании уже сейчас инвестируют в эту технологию, чтобы получить преимущество перед конкурентами», – добавляет Григорий Поваров. Следующий необходимый шаг — утверждение формата электронного счета- фактуры. Проект соответствующего приказа уже разработан ФНС, и его утверждение не займет много времени. На данный момент в России ежегодно курсирует порядка 45 млрд первичных бухгалтерских бумажных документов. По оценкам компании СКБ Контур, издержки на бумажный документооборот для экономики страны составляют сумму более 515 млрд рублей (1,2% ВВП России). Справка Диадок – внешние электронные документы и счета- фактуры Диадок – сервис, которые позволяет компаниям обмениваться между собой электронными документами (договоры, счета, накладные, счета- фактуры, платежные поручения и многое другое) вместо бумажных. Юридическая сила таких электронных документов при этом сохраняется. Это означает, что: после отправки через Диадок документы не нужно распечатывать и «довысылать» на бумаге; электронные документы, использующиеся в Диадоке, можно предоставить по требованию налоговой инспекции или в суде. Переходим на электронные счета-фактуры Возможность использовать в работе электронные счета-фактуры была установлена законодательством еще в прошлом году. И только сейчас Министерство финансов поведало, издав Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, как именно реализовать ее на практике. Об использовании электронного оборота счетов-фактур разговоры шли уже давно. Но от слов - к делу. Еще в 2009 году был запущен и вполне успешно завершился пилотный проект по переходу на «цифровое» обоснование права на вычет по НДС, о чем Министерство финансов сообщило в письме от 4 августа 2009 г. № 03-02-08-64. Выяснив, что электронные счета-фактуры успешно могут применяться на практике и переход на них полезен не только хозяйствующим субъектам, но и значительно упростит работу налоговых инспекций, законодатели внесли соответствующие правки в Налоговый кодекс. Речь идет о дополнениях в статью 169 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2010 № 229-ФЗ, одобряющих помимо бумажного формата, «цифровой». Таким образом, право на применение электронного варианта счетов-фактур у налогоплательщиков появилось еще осенью прошлого года, когда указанные поправки вступили в силу. Однако для того, чтобы реально воспользоваться закрепленным на законодательном уровне правом на применение счетов фактур, поправок в Налоговый кодекс оказалось недостаточно. Направление счетов-фактур по электронной почте и представление их в электронном виде инспекторам при обосновании вычета по НДС (например, на флешке или CD-диске) неправомерно. Игла - в яйце, яйцо — в ларце... Итак, изменения в законодательство привнесены. Плательщики НДС ждут не дождутся, когда же наконец можно будет избавиться от бумажной волокиты, применяя в работе «цифровые» технологии. Но реально пока воспользоваться электронными счетами фактурами пока нельзя. Вариант с направлением нераспечатанных счетов-фактур по электронной почте не применим. Так чего все ждут? Решение проблемы в настоящий момент затягивается по вине аж нескольких государственных структур. Во-первых, налоговое ведомство так и не издало соответствующих нормативных актов, устанавливающих формат электронных счетов-фактур. Напомним, что обязанность утверждать порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде должно определять Министерством финансов Российской Федерации, а определять электронный формат счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж — ФНС России. Что касается, Минфина, к нему претензий никаких. Из-под пера финансового министерства уже вышел (и мало, того, вступил в силу) приказ от 25.04.2011 г. № 50н, которым был утвержден Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Что же касается Федеральной налоговой службы, то она с исполнением возложенной на нее миссии так и не справилась. Но стоит ли винить налоговое ведомство? Напомним, что дополняя положения статьи 169 Налогового кодекса, которые и позволили использовать счета-фактуры в электронном формате, законодатели внесли ряд поправок, касающихся реквизитов счетов-фактур. В частности, в пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса теперь содержится требование об обязательном указании в этом документе такого реквизита как наименование валюты. При этом в той форме счета-фактуры, который используется в настоящее время графы для упоминаний о подобных реквизитах нет. О том, как выходить из сложившейся ситуации подробно говориться в статье «Без права на ошибку, или изменчивая форма счета-фактуры», которую можно прочитать в продолжении этой рубрики. Значит, необходимо дожидаться нового шаблона счета-фактуры. В свою очередь забота об утверждении формы этого документа возложена на Правительство РФ, которое до сих пор с этой задачей не справилось. Вот и получается, история как из сказки: игла — в яйце, яйцо — в ларце. ФНС для создания формата счета-фактуры дожидаются новой формы от Кабмина, а налогоплательщики дожидаются формата от налогового ведомства. Между тем, откладывать ознакомление с Порядком выставления счетов-фактур налогоплательщикам в долгий ящик не стоит. К переходу на «цифровой» формат целесообразнее подготовиться заранее. Особенно с учетом того, что самостоятельно осуществить переход компании не смогут. «Цифровой» посредник При желании перейти с бумажных счетов-фактур на электронные стоит учесть, что обычной электронной почтой в данном случае не обойтись. Связь между покупателями и продавцами может осуществляться исключительно через специализированные организации, которые обеспечивают обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи. Иными словами к Операторам электронного документооборота (п. 1.3 Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утв. приказом Минфина России от 25.04.2011 г. № 50н; далее — Порядок). Тем хозяйствующим субъектам, которые уже имеют опыт сотрудничества с подобными посредниками (например, при сдаче отчетности электронном виде по ТКС), будет значительно проще. Ведь схемы работы с операторами аналогичные. Связь между покупателями и продавцами может осуществляться исключительно через специализированные организации, которые обеспечивают обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи. А вот тем налогоплательщикам, кто еще не сталкивался с операторами связи, подобное взаимодействие окажется в новинку. И первое на что стоить обратить внимание — услуги «цифровыми» посредниками представляются отнюдь не бесплатно. К тому же стоит помнить, что налаживать контакт с оператором и оплачивать его услуги придется также и контрагентам с которыми фирма «обменивается» счетами-фактурами. О том, как выбрать подходящего оператора и наладить с ним взаимодействие с учетом разработанного Минфином Порядка можно прочитать в статье «Переход на «цифровые» счета-фактуры: готовность № 1» данной рубрики. Насколько выгодно будет такое сотрудничество решать, конечно, компании самой. Но можно с уверенностью сказать, что организация документооборота подобным образом как минимум позволит сократить время на получение этих документов. А ведь своевременность получения счетов-фактур зачастую определяет возможность предъявить к вычету суммы «входного» НДС. Каждая минута на счету Пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса устанавливает, что продавец должен выставить покупателю счет фактуру в течение 5 дней с момента отгрузки. Если продавцом эти требования будут нарушены, никаких санкций на него возложить будет нельзя. Это попросту не предусмотрено законодательством. А вот покупатель от задержки в пути счета-фактуры или попросту не пунктуальности контрагента может пострадать: будут проблемы с принятием к вычету сумм «входного» налога (п. 1 ст. 172 НК РФ). Конечно, недоработки бухгалтерии продавца переход на электронный документооборот никак не справит. А вот проблемы задержки оригиналов документов при пересылке, можно будет избежать. Датой выставления покупателю счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с пунктом 1.10 Порядка, утвержденного Министерством финансов считается момент поступления файла счета-фактуры оператору от продавца, указанная в подтверждении последнего. Такое мероприятие можно провернуть если не за считанные минуты, то уж точно счет идет не на недели. Т. Еркова, эксперт в области бухучета и налогообложения дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 2498 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию