Журнал "Логистика сегодня", № 6/ 2007 Автор: А. С. Цагарейшвили Директор компании «Севко» КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ ПАРТНЕРА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ WMS-СИСТЕМЫ Выбор партнера по внедрению WMS-системы является важным этапом в реформировании складского хозяйства. Как избежать ошибок в данной ситуации? Чем руководствоваться при принятии окончательного решения? В статье описываются два подхода к внедрению WMS-системы для автоматизации управления складированием и приводятся практические рекомендации, которые позволят компаниям-заказчикам сделать правильный выбор и оправдать свои инвестиции. Целями внедрения WMS-системы для автоматизации управления складированием являются минимизация затрат на складскую логистику (сокращение персонала, упрощение технологий выполнения процедур, уменьшение необходимого количества подъемно-транспортного оборудования) и повышение качества работы (снижение количества ошибок в заказах, решение проблем брака и недостачи). Сегодня на рынке предлагается целый ряд WMS-систем иностранных и российских производителей, которые отличаются по стоимости и системным требованиям. Информацию о данных продуктах можно легко найти в сети Интернет и многочисленных тематических изданиях. Однако большая часть статей и рекламных материалов, рассказывающих о WMS-системах, посвящена описанию общего функционала программ, а также отдельных примеров внедрения с использованием различных IT-технологий. IT-ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ WMS-СИСТЕМЫ Все существующие WMS-системы имеют примерно одинаковый основной функционал, который позволяет: производить адресный учет; выделять области и зоны различных назначений; управлять основными технологическими операциями (приемкой, размещением, отбором, отгрузкой и т. п.); выполнять основные технологические операции с помощью параметрических настроек и различных стратегий; применять технологии штрихкодирования (RFID-систему, batch-терминал, радио); персонифицировать выполнение складских операций; составлять стандартную отчетность (фиксацию остатков товара, создание карточки товаров и т. п.) и конструировать другие виды отчетности. Как правило, проект по внедрению WMS-системы реализуется в три этапа: разработка технологии работы склада (правила выполнения складских операций); инсталляция (первичная настройка, интеграция с корпоративной информационной системой) и обучение персонала; запуск в эксплуатацию. Таким образом, предполагается, что проблему реформирования управления складом можно решить с помощью разработки технологии функционирования склада (основанной на применении адресного учета, штрихкодов и терминалов сбора данных) и внедрения WMS-системы. Другими словами, проект в рамках узкого IT-подхода считается завершенным, когда автоматизированная система инсталлирована и настроена, а персонал обучен необходимому набору операций. В итоге бесперебойное функционирование WMS–системы в течение определенного времени рассматривается как успешный результат внедрения проекта в целом. Безусловно, WMS-система является мощным инструментом решения проблемы складирования для заказчика, однако данная программа сама по себе не способствует проведению объективного анализа ситуации. Таким образом, уже после ввода в эксплуатацию WMS-системы по-прежнему без ответа остаются следующие важные вопросы: Какой объем работы выполняет склад в целом и по отдельным процедурам? Каковы объемы потерь из-за недостачи и брака? Как их оценивать? Сколько сотрудников участвовало в выполнении всего объема работ и отдельных процедур? Сколько времени было затрачено на выполнение складских процедур? С какой скоростью происходит выполнение каждой складской процедуры и каков вклад каждого из сотрудников? Достаточно ли персонала и оборудования? Итак, для того чтобы получить ответы на перечисленные вопросы и успешно решать проблемы, возникающие на складе, требуется не только внедрение WMS-системы, но и умение собирать и анализировать данные, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений. В этой связи, можно утверждать, что внедрение WMS-системы на основе IT-подхода, а также ее использование в качестве инструмента мониторинга и анализа текущей ситуации приводят к бессмысленности организационно сложной и дорогостоящей процедуры смены системы управления складом, т. к. в результате не решаются те задачи, в отношении которых были инициированы преобразования. Можно ли назвать подобное внедрение полноценно успешным? У ПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ WMS-СИСТЕМЫ Управленческий подход к внедрению WMS-системы является более широким, поскольку не ограничивается только вводом программы в эксплуатацию. В соответствии с данным подходом, проект может считаться успешно завершенным только тогда, когда компания-внедренец разработала технологию анализа функционирования склада и обучила сотрудников компании-заказчика ее применению Такая технология позволяет с помощью широких аналитических возможностей WMS-системы выявлять и решать проблемы работы склада. Другими словами, данная система рассматривается как инструмент эффективного менеджмента в складской логистике. Управленческий подход к внедрению WMS-системы подразумевает: выделение и идентификацию складских процедур; установление их очередности и взаимодействия; осуществление постоянного мониторинга и анализа складских процедур. Именно данные, полученные путем мониторинга, являются базой для принятия управленческих решений. Мониторинг и анализ информации осуществляются на основе системы измерений процедур (фактически необходимой технологии анализа функционирования склада), которая включает: числовые показатели качества работы склада, скорости выполнения операций, эффективности использования персонала и оборудования; отчеты в WMS-системе, позволяющие получать выделенные показатели; правила анализа числовых показателей; процедуры принятия решений на базе анализа числовых показателей. Набор числовых показателей работы склада должен формироваться с учетом факторов, требующихся для решения возникающих проблем. Пример. Клиент, в компании которого была внедрена WMS-система, регулярно получал информацию о количестве выявленных ошибок при сборе заказов. По общей статистике их число ежемесячно уменьшалось. Однако после соотнесения количества ошибочно подобранных позиций с общим объемом отгрузки выяснилось, что имела место не положительная, а, напротив, отрицательная динамика. Анализ сложившейся ситуации показал, что персонал склада не соблюдал технологию при выполнении процедуры отбора, что приводило к ошибкам. В целях решения возникшей проблемы было проведено обучение сотрудников с последующей их аттестацией. Отметим, что получить значения ключевых показателей можно только на основе отчетов, сформированных в WMS-системе. Однако стандартный набор отчетов, как правило, не позволяет этого сделать, а значит, заказчик будет вынужден нести финансовые затраты на автоматизацию дополнительных функций. Таким образом, для проведения анализа ключевых показателей, динамики их развития, а также процедуры принятия управленческих решений необходимо наличие целевых (контрольных) значений. Пример. Клиент, в компании которого была внедрена WMS-система, применял АВС-анализ для определения места размещения товара в зоне отбора. Склад оборудован пятиярусными стеллажными конструкциями для хранения поддонов стандарта EUR. Под зону отбора использовался первый ярус стеллажной системы. Идея оптимизации заключается в размещении наиболее востребованного товара ближе к зоне отгрузки, что позволяет уменьшить расстояние, которое необходимо пройти сотруднику по складу и, соответственно, сократить время сбора заказа. С теоретической точки зрения АВС-анализ прост, однако его практическое применение вызывает множество вопросов: Какому количеству ячеек зоны активного хранения присвоить рейтинг «А»? Какие товары отнести к востребованной группе? Как оценить, что применение АВС-анализа оказало положительное влияние на скорость отбора? В качестве ключевого показателя для проведения исследования было выбрано расстояние, которое преодолевает работник склада для сбора одной линии в заказе. Изначально среднее расстояние равнялось 14,79 метра. После проведения АВС-анализа значение данного показателя составило 13,21 метра. В течение следующих трех месяцев оно колебалось в пределах от 13 до 13,50 метров. Таким образом, происходило сокращение расстояния примерно на полтора метра. В среднем работник на данном складе за месяц собирал около 5 тыс. линий. Размещение товаров в зоне отбора позволило ему сократить расстояние на 7 километров. В итоге было установлено контрольное значение показателя расстояния — 13,50 метра. Однако четвертый месяц показал, что значение ключевого показателя неожиданно резко выросло до 15 метров. В результате проведенного анализа ситуации выявилось, что на складе значительно увеличилось общее количество товарных позиций, и, соответственно, товарных позиций, относящихся к востребованной группе. После увеличения количества ячеек рейтинга «A» значение показателя вернулось к контрольному — от 13 до 13,50 метров. Таким образом, приведенные примеры доказывают, что для действительно успешного завершения проекта по реформированию управления складом требуется прохождение не трех, а четырех этапов проекта по внедрению WMS системы: разработка технологии работы склада (правила выполнения складских операций; инсталляция (первичная настройка, интеграция с корпоративной информационной системой), обучение персонала; запуск в эксплуатацию; разработка технологии анализа функционирования склада. В соответствии с управленческим подходом к внедрению WMS-системы, только после прохождения четвертого этапа, проект может считаться успешно завершенным. Однако анализ ситуации показывает, что сегодня на рынке преобладает IT-подход к внедрению WMS-систем. Компании-производители данного программного продукта конкурируют между собой по качеству рекламных материалов и технологий ведения проектов, описывая множество примеров «удачных» внедрений. При таком подходе практически не имеет значения, какая именно система была выбрана для внедрения и какая технология управления проектом будет применяться, т. к. конечный результат в любом случае не будет достигнут. Следует отметить, что примеров эффективных внедрений WMS-систем на основе управленческого подхода в действительности крайне мало, и успешный результат таких проектов достигается только благодаря активности менеджмента заказчика. Поскольку разработка технологии анализа функционирования склада является сложной задачей, требующей квалификации и опыта, практически никто из компаний-внедренцев WMS-систем не занимается данной проблемой. Их персонал состоит из IT-специалистов, которые занимаются как проектами по внедрению WMS-систем, так и, например, автоматизацией бухгалтерского учета. Таким образом. выбирая партнера для внедрения WMS-системы, необходимо понять: Способен ли он эффективно с вами взаимодействовать до того момента, когда все основные проблемы будут решены? Есть ли у него специалисты, способные предложить технологическое решение, а не просто компьютерную программу? Что вы получите в качестве результата проекта? Является ли технология анализа работы склада одним из результатов проекта? Итак, экономическая эффективность серьезных вложений в развитие складского хозяйства напрямую зависит от выбранного подхода к внедрению WMS-системы, а результаты проекта по ее внедрению возможно оценить только после ответа на вышеперечисленные вопросы. https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57372/ http://www.sevco-sklad.ru/content.asp?pn=582 дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1697 рейтинг: (Нет голосов) Прикрепленные фотографии
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию