Российский рынок логистики: перспектива выздоровления туманна Журнал «Автоперевозчик» (№3 за 2010 г.) Алиса СЕРГЕЕВА Фото Романа МУРАШОВА Минувший год принес немало негативных тенденций, существенным образом повлиявших на работу автотранспортных компаний, производителей машин, компонентов и сопутствующих товаров. Не остались в стороне и логистические операторы, которые тоже вынуждены нести убытки, связанные с неутихающей рецессией. Своя точка зрения на влияние кризиса на российский логистический рынок есть у многих его участников и потребителей данных услуг. Для того чтобы составить портрет логистического оператора, работающего в современных рыночных условиях, а также подсказать поставщикам логистических услуг возможные варианты действий по выходу из кризиса, в начале 2010 года компания STS Logistics и Координационный совет по логистике провели исследование «3PL* -бизнес в России: взгляд клиентов». Его результаты позволяют сделать весьма любопытные выводы о состоянии и перспективах логистики и управления цепями поставок в России. Роль мелких перевозок возрастает В опросе приняли участие представители более 50 компаний, которые ответили на несколько ключевых вопросов, касающихся перспектив российского рынка логистических услуг. Респондентами аналитиков стали руководители-представители отраслей автокомпонентов, товаров народного потребления, розничной торговли, медицины, химии, электроники и телекоммуникаций, недвижимости и т. д. В непростых условиях, в которых оказалась вся мировая экономика в конце 2008 г., сокращение покупательского спроса привело к тому, что величина логистической составляющей в стоимости товаров становится критичной. Клиент и его потребности ставятся во главу угла и играют решающую роль в формировании логистического рынка. Кроме того, жесткая конкуренция привела к появлению на рынке демпингующих игроков, что не может не сказываться на снижении прибыльности логистического бизнеса. На этом фоне меняется и структура спроса на логистические услуги: наибольшую актуальность теперь приобретают небольшие, но частые отправки, причем выбор заказчика чаще всего падает на компании, способные быстро, эффективно и безошибочно выполнить необходимые операции в рамках цепочек поставок. Поэтому возрастает и роль партнерства с компаниями, владеющими основными средствами. Тенденция к сокращению персонала не обошла стороной и логистических операторов. 3PL-провайдеры все чаще акцентируют внимание на повышение производительности персонала, оставшегося, что называется, в строю. Для этого в компаниях осуществляется механизация и автоматизация рутинных операций. Кроме того, работники заняты и повышением собственной квалификации. Выживет ли больной? Большая часть вопросов была связана с последствиями мирового финансового кризиса и с ожиданиями компаний на будущее развитие логистического рынка. Один из них звучал следующим образом: «Как повлияет экономический спад на бизнес вашей компании в последующий год?». Наиболее популярным ответом на этот вопрос стал прогноз о том, что рост компании будет меньшим, чем прогнозируется. Так посчитали 32 % участников исследования. Популярным было и мнение о том, что компания вряд ли сможет показать рост в предстоящие 12 месяцев, а значит – наличие увеличения спроса как такового они не гарантируют. Такой точки зрения придерживались 26 % респондентов. Часть опрошенных (24 %) уверены, что рост компаний будет больше, чем прогнозируется, а 18 % посчитали, что доходы компании уменьшатся. Отдельные респонденты посчитали, что рост будет большим, чем в прошлом году, некоторые уверены, что 12 месяцев – слишком большой срок, и сказать о том, будет рост или нет – крайне сложно, ведь даже быть уверенным в существовании самой компании ее руководители не могут. Интересное мнение выразил один из опрошенных: «Рост компании будет большим, чем прогнозируется. Доходы компании уменьшатся. Прошу прощения за два диаметрально противоположных ответа по этому пункту, но, по моему мнению, именно сейчас мы проходим критическую точку и, думаю, что только к концу февраля должно стать ясно (мне) «выживет ли больной». Точнее, выжить-то выживет, но…». Как повлияет экономический спад на бизнес компании в предстоящие 12 месяцев? Что касается ожиданий, связанных с выздоровлением глобальной экономики, то 14 % респондентов посчитали, что это должно произойти к концу текущего года. Не раньше середины 2011 г. выздоровления ожидают 16 % опрошенных. Наибольшее число участников опроса – 30 % – прогнозируют начало роста экономики к концу 2011 г., 22 % – к 2012-му, 18 % – лишь к 2013 г. и позже. Один из респондентов посчитал, что в 2013 г. или позже произойдет не восстановление экономики, а наступит новая реальность. Когда ожидается выздоровление глобальной экономики? С наступлением нелегких времен большинство компаний, отчаянно борющихся за место под солнцем, начали разрабатывать и реализовывать свои антикризисные программы. Наиболее популярной мерой стало сокращение внутренних расходов (20 %). Сфокусироваться на ключевых рынках решили 12 % респондентов. Переговоры о более низких ценах с подрядчиками или поставщиками вели 10 % опрошенных. Расширить ассортимент своих продуктов или услуг решили 9 % отвечающих на вопросы анкеты. К сокращению персонала, отказу от неприбыльных клиентов и выборочному отношению к новым клиентам прибегли 8 % участников исследования. Довольно популярным стала также мера по поиску стратегических слияний и поглощений, а также снижению цен для клиентов (6 %). 5 % респондентов прибегли к аутсорсингу складского пространства, находящегося в собственности компании. А вот несколько отдельных мнений по этому вопросу, не вписывающихся в формат анкеты: - существенное инвестирование в развитие, персонал и рост бизнеса по всем направлениям; - сокращение рабочего времени с пропорциональным сокращением ФЗП (один дополнительный выходной в неделю за свой счет); - дополнительные инвестиции в расширении собственной сбытовой сети и качество предлагаемых услуг и продуктов; - внедрение передовых технологий комплексной автоматизации складских операций. Антикризисные меры, предпринимаемые компаниями Подавляющее большинство опрошенных (69 %) не планируют увеличивать количество местных поставщиков 3PL-услуг, 24 % перемещают закупки логистических услуг ближе к местным рынкам, при этом 8 % респондентов еще не определились. Привлечение компаниями местных 3PL-провайдеров Услугами одного-трех поставщиков логистических услуг пользуются 69 % респондентов, а это говорит о том, что компании предпочитают придерживаться стратегии постоянного партнерства с логистическими компаниями. 16 % опрошенных используют четыре-шесть различных 3PL-провайдеров, 4 % – от семи до десяти, 2 – более одиннадцати, а вот 8 % воздержались от ответа на этот вопрос. Сколько 3PL-провайдеров использует ваша компания Работа российских логистических операторов оценивается довольно высоко. Так, 57 % участников опроса считают, что их партнеры работают хорошо, 2 % – выше, чем ожидалось, 29 %, напротив, не довольны работой провайдеров, а 12 % воздержались от ответа на этот вопрос. Оценка работы 3PL-провайдеров компаниями Практически никто из опрошенных не планирует увеличивать использование 3PL-услуг (43 % респондентов считают это маловероятным, 39 % – возможным, но эксперты, проводящие это исследование, считают оба ответа скорее отрицательными, чем положительными). Весьма вероятным увеличение использования таких услуг считают 10 % опрошенных, а 8 % воздержались от ответа. Увеличит ли ваша компания использование 3PL-услуг При выборе 3PL-провайдера компании прежде всего обращают внимание на качество обслуживания (21 %). Важную роль играет репутация фирмы (19 %), существенным фактором является географическое присутствие оператора на рынке (18 %). Как ни странно, но уровень цен имеет значение только для 16 % опрошенных, 15 % респондентов изучают опыт работы провайдера в логистическом секторе, 11 % прежде всего изучает размер и масштаб оператора. Менее популярными критериями при выборе провайдера стали тендеры, проводимые компаниями на конкурсной основе, а также возможность оперативного реагирования на изменения. Критерии выбора 3PL-провайдера с точки зрения компаний Проработав определенное количество времени с тем или иным провайдером, руководители многих компаний нередко принимают решение об отказе дальнейшей работы с ним. Причинами непродления контракта с логистическим оператором служит плохое обслуживание (11 %), ползущая стоимость (10 %), скрытые затраты, альтернативное предложение 3PL-услуг с более качественным обслуживанием или низкими ценами, плохое управление отношениями (по 9 %), недостаточное информирование со стороны поставщика логистических услуг, неэффективное управление, проблемы оценки и контроля работы провайдера, а также потеря контроля над ним (по 7 %), нереалистичные ожидания (5 %), потеря способности введения логистических инноваций (4 %), несоответствие культуре компании, избыточное влияние провайдера (по 3 %). По этому вопросу поступали и весьма оригинальные ответы, среди которых: отсутствие цивилизационного рынка доставки сборных грузов, пусть даже по более высоким ценам, но надежно, качественно и точно в срок; отсутствие гибкости при изменении внешних условий; высокая доля логистических затрат в обороте компании, которая повлекла более пристальный контроль за их расходованием и, как следствие, создание собственной логистической службы и другие. Причины не продления контракта с 3PL-провайдерами По результатам исследования специалисты компании STS Logistics и Координационного совета по логистике и сделали определенные выводы, суть которых сводится к тому, что в ближайший год рост компаний будет меньшим, чем прогнозировалось ранее, а выздоровления глобальной экономики следует ожидать не раньше конца 2011 г. Ключевой антикризисной мерой в борьбе с последствиями рецессии стало сокращение внутренних расходов фирм. Компании не планируют увеличивать количество местных поставщиков логистических услуг и в основе своей пользуются услугами от одного до трех логистических компаний. В целом качество услуг 3PL-провайдеров оценивается как хорошее, однако опрошенные компании не планируют увеличивать использование услуг логистических операторов. Тремя наиболее важными критериями выбора 3PL-провайдера являются лучшее качественное обслуживание, репутация и рекомендации, а также его географическое присутствие. А вот основными причинами непродления контрактов с 3PL-провайдерами стали плохое обслуживание, ползущая стоимость и так называемые скрытые затраты. В этом году компании планируют в первую очередь улучшить качество обслуживания текущих и новых клиентов, продолжать процесс совершенствования бизнес-процессов, оптимизировать стоимость обслуживания внешних клиентов, обучить и развивать новых и нынешних сотрудников, оптимизировать внутренние расходы. Не менее важными задачами на будущее компании считают увеличение доли услуг добавленной стоимости, оказываемых клиентам. В условиях рецессии необходимо реализовывать стратегии бизнеса с учетом особенностей текущей ситуации и задач перспективного развития бизнеса. Для реализации эффекта масштаба следует усиливать географическое присутствие бизнеса и загрузку логистических мощностей и ресурсов. «Европа – Западный Китай»: строительство продолжается В середине февраля текущего года в Казани прошло заседание коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, в рамках которого обсуждались вопросы развития логистики в данном регионе. По словам заместителя министра транспорта Российской Федерации Олега Белозерова, принявшего участие в мероприятии, в этом году будут продолжены работы по строительству Свияжского логистического мультимодального центра. Кроме того, производится ремонт автодороги М-7 «Волга». Что касается автотранспортного коридора «Европа – Западный Китай», который в том числе проходит и по территории республики, то этот проект российское правительство выделило в число приоритетных перед государственной компанией «Автотор», которая наделена функциями заказчика при выполнении ремонтных работ. Напомним, что этот коридор пройдет по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актюбинск – Кзыл-Орда – Чимкент – Тараз – Кордай – Алма-Ата – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган. Его протяженность составит 8 тыс. 445 км, 2 тыс. 233 км из которых пройдет по территории РФ, 2 тыс. 787 км – Казахстана, 3 тыс. 425 км – КНР. Перед собравшимися на заседании выступил и министр транспорта Татарстана Геннадий Емельянов. По его словам, уже сейчас на строительстве платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в составе коридора «Европа – Западный Китай» освоено около 10 млрд рублей. В целом расчетный объем инвестиций по проекту составляет 98 млрд рублей, в том числе средства инвестора – 25 %, бюджета Татарстана – 25 %, Инвестиционного фонда РФ – 50 %. *Технология 3PL – предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. дата: 00.00.0000 00:00:00 просмотров: 1840 рейтинг: (Нет голосов)
01.05.2023 Клеверенс «Клеверенс» – российский разработчик мобильных систем учёта по штрихкодам и радиочастотным (RFID) меткам подробнее
Ассоциация Экспертов "Школа практических бизнес технологий" За уникальными знаниями — будущее: инновационные идеи, новые подходы, методики и стратегии ведения бизнеса подробнее
Генеральные партнёры Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг" подробнее
Другие статьиНаши статьиКниги по логистикеТеория. Аналитика.О логистикеСкладская логистикаПроизводственная логистикаУправление запасамиТранспорт. Экспедирование.Учёт. Документооборот.Распределительная логистика. Маркетинг.ВЭД. Закупки. Таможня.Информационные технологии.Регламенты, Нормативы, Инструкции, Формы документовУправление. Мотивация. Правила интернет-магазинаСтол ЗаказовИнтернет-магазин Правила сайтаКарта сайта
Правила биржи трудаСоискателю:Вакансии. Поиск работыДобавить резюмеРаботодателю:Резюме. Подбор персоналаДобавить вакансию